Конспект прогулки в лес "Удивительный мир природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Попова Евгения Игоревна

Прогулка-экскурсия в осенний лес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_les_osenyu_st.gr_.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для старшей группы

Прогулка-экскурсия в осенний лес

"Удивительный мир природы"

Цель:

  • развивать умения видеть и чувствовать красоту родной русской природы;
  • создавать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.

Задачи:

  • научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
  • развивать обще учебные и исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;
  • формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.
  • воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формировать оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетическое переживания и укрепление  физического здоровья;

Подготовка экскурсионного снаряжения:

  • Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
  • Корзиночки для шишек, листьев.

Ход экскурсии. 

Воспитатель:

Ребята, добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы с вами совершим прогулку-экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу.

Ребята называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. Далее обучающиеся, воспитанники с воспитателем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес.

Придя на место, взрослые и воспитатель вместе с детьми выбирает удобную поляну. Отдыхают.

Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...".

КОГДА ТЫ ВХОДИШЬ В ЛЕС, ДУШИСТЫЙ И ПРОХЛАДНЫЙ

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос,

А сумрачный навес широколапых елок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.

То духотой пахнет, то прошлогодней прелью,

То запахом грибным у срубленного пня,

Зальется иволга короткой четкой трелью,

И ветер прошумит в сухой истоме дня.

Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного севера неприхотливый лес!

Ты полон свежести, и все в тебе живое,

И столько у тебя загадок и чудес!

Воспитатель: 

Дети, какое время года сейчас?

Дети:

Осень.

Воспитатель: А как же вы догадались?

Дети:

 Деревья и трава пожелтели, желтые листья на земле.

Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?

Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц.

Организация игр с детьми.

  1. Игра «Что мы видим?». Назвать одним словом, что видят вокруг (небо, солнце, деревья). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими.
  2. Игра «Что какое? ». Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая, солнце, птичка, белочка, шишка, облако, береза, трава.

Подвижная игра «Стоп!»

Цель. Развивать быстроту реакции, умение быстро действовать по сигналу.

Ход игры.

На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметром – 2-3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит:

«Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!» при этих словах все играющие подвигаются по направлению к водящему. Как только водящий произнес слово «Стоп!», все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел вовремя остановиться после слова «Стоп!» и сделал добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и говорит: !Быстро шагай…» и т.д. Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «Стоп!». Те, которые возвратились на исходную линию, начинают движение оттуда.

Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «Стоп!». Тот, кому удалось это сделать, становиться водящим.

Игра возобновляется с новым водящим.

Воспитатель:

Ребята, давайте подышим чистым воздухом, горьковатым острым ароматом берез, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.

Дети слушают и говорят, что услышали.

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая.

Дети вместе с воспитателями исполняют хоровод «Во поле берёзонька стояла».

Изучение нового материала.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Встаньте, прижавшись спиной к стволу сосны, и послушайте звуки осени. Какие звуки осени вы слышите? Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.

Дети:

Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой.

Воспитатель:

Какая музыка подходит под эту осень?

Дети:

Спокойная и грустная или веселая и игривая?

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем собирать листья разных деревьев для творчества. Вместе с воспитателем дети вспоминают названия деревьев с какого дерева лист.

 Проводится игра "Мы - осенние листочки". Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения:

Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки,

Мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются).

Мы летали, мы летали, а потом летать устали.

Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на

                                                                                                                корточки, поднимая

                                                                                                                листочки над головой)

Ветер снова вдруг подул, и листочки быстро сдул, (дети разбегаются,

                                                                                                                помахивая листочками).

Все листочки подлетели и на землю тихо сели         (дети подбрасывают        

                                                                                                                листочки вверх и следят,

                                                                                                                куда они упадут).

Воспитатель: У всех ли деревьев в лесу есть листочки?

Дети:  Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах (дать ощутить запах еловой ветки).

Воспитатель: Правильно, есть даже такая загадка: Зимой и летом одним цветом (елка).

А остальные деревья, как можно назвать?

Дети: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!

Воспитатель: Давайте прогуляемся по лесным тропинкам и посмотрим, какие хвойные и лиственные деревья растут в лесу.

Воспитатель:

На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски, шишки, желуди, каштаны. Сбор природного материала  необходим в дальнейшем для проведения творческих часов в группе. 

Закрепление и первичный контроль усвоенного.

Воспитатель:

А теперь подведем итоги экскурсии! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года?

Дети:

Осенью.

Воспитатель:

Осень можно отличить от других времен года, по каким явлениям?

Дети:

Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.

Воспитатель:

Что происходит с деревьями осенью?

Дети:

Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.

Воспитатель:

Какие деревья растут в лесу?

Дети:

Лиственные и хвойные.

Воспитатель:

Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ « ПРОГУЛКА В ЛЕС»

Цели:Формировать представления о лесе как доме животных и растений, которые находятся в тесной взаимосвязи а также формировать экологическую культуру детей.Уточнить представление детей о внешнем...

Конспект занятия по ознакомлению с природой "Прогулка в лес"

Закрепить знание детей о весенних признаках природы, о частях дерева. Закрепить умения находить дерево по листьям, сравнивать деревья между собой и находить сходства и различия. Упражнять в различении...

Конспект прогулки: "Весенние изменения в природе ".

Познакомить детей с изменениями в природе весной,через проведения игровой прогулки в парковую зону....

Конспект проведения прогулки в старшей группе «Природа весной»

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с природой посредством подвижной игры....

Конспект занятия по ознакомлению с природой в ДОУ "Необыкновенная прогулка" для детей средней группы

Конспект занятия в помощь воспитателям ДОУ ,целью которого является расширение и углубление знаний детей средней группы об окружающем мире,растениях , способах их распространения....

Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой»

Цель прогулки:формировать у детей представление о марте,как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в неживой природе....

Конспект прогулки по ознакомлению с природой в младшей группе Тема занятия: «Весенние солнышко».

Цель: - Дать детям первые представления о ранней весне.- Помочь ощутить тепло весеннего солнца, радоваться наступлению весны.- Закреплять знания о природных явлениях весны, как времени года....