Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе на тему «Бумага»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bumaga.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного-исследовательской деятельности
в средней группе на тему «Бумага»
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.
Цель: Уточнять и закреплять представление детей о бумаге, ее свойствах и видах.
Программное содержание:
- Формировать познавательный интерес к свойствам бумаги, на способе сравнения.
- Научить детей устанавливать причинно-следственные связи при работе с бумагой (может рваться, мокнет, сгибается, можно складывать).
- Побуждать интерес к окружающему миру, проявлять фантазию, мышление, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, уметь ставить и отвечать на вопрос.
Оборудование: Бумага (три вида) — салфетка, картон и белая бумага, емкость с водой, ножницы, масло растительное, ватные палочки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, а что мы знаем о бумаге и ее назначении в нашей жизни? Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.
- Для чего же она нужна? (Ответы детей)
- Вспомните, где применяется бумага? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходиться человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.
Макулатура бережет наши леса!!!
Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).
Дидактическая игра «Бывает — не бывает»
Воспитатель: Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.
Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
Воспитатель: Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим.
Опыт №1 «Бумага мнется»
Воспитатель: А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?
Вывод: бумага мнется, чем толще бумага, тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги.
Опыт №2 «Бумага рвется»
Воспитатель: Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, тем легче она рвётся.
Опыт № 3 «Бумага режется»
Воспитатель: Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги — картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Куда поставим значок?
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон — труднее.
Пальчиковая гимнастика
Мы бумагу рвали, рвали.
Мы бумагу мяли, мяли,
Так, что пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять ее порвем.
Опыт № 4 «Бумага намокает»
Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобится вода.
Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (Ответы детей).
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени.
Дети: Бумага боится воды, бумага материал непрочный.
Опыт № 5 «Бумага впитывает масло»
Воспитатель: Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?
Дети: Бумага впитывает масло.
Вывод: масло пропитывает бумагу.
Опыт №7 «Бумага издает звук»
Воспитатель: Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения — стирка белья, а теперь картон. Бумага шуршит, скрипит, звук разный.
Вывод: при смятии, трении — бумага издает звук.
Опыт №8 «Бумага горит»
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт, если бумагу поднести к огню?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, бумага загорится. А это — очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому, какой вывод мы можем сделать? Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.
Вывод: Бумага горит.
Опыт № 9 «Бумага может сгибаться»
Воспитатель предлагает превратить листы бумаги в поделку (оригами) Оригами зайчик из бумаги
Сложи квадратный лист бумаги пополам и разметь середину треугольника. Отогни его основание немного назад, а потом заверни вверх треугольники-уши. Подверни и спрячь верхний и нижний углы квадрата так, чтобы сформировать мордочку, и раскрась ее.
Вывод: Из бумаги можно делать поделки.
- Мне нравится (1)