Статья "Кинетический песок в работе с детьми в период их адаптации в ДОУ"
статья по окружающему миру (младшая группа)

Согласно пункту 2.7 ФГОС ДО игра является сквозным механизмом развития ребенка, посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей. Игры в песочнице — одна из форм естественной активности детей.

В жизни каждого ребенка происходит немало адаптационных периодов, и один из них — привыкание в детском саду. Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается малыш. В период адаптации к детскому саду необходимо создавать ребенку такие условия, которые позволяли бы включить его в активную и интересную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineticheskiy_pesok_statya_1.odt14.56 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ г. Омска «Детский сад № 148»

Кинетический песок

в работе с детьми раннего возраста

в период их адаптации в ДОУ

Подготовила: воспитатель Е. В. Кучеренко

Омск

2019

 «Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!» — так говорил известный педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

Песок поистине удивительный природный материал: он способен передать одновременно различные ощущения, в частности ощущение разнообразия природы, возможности своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм. С каким удовольствием дети играют с песком, оставляя на нем отпечатки своих рук и ног, чертят линии, создавая замки и целые города, роют ямки и «пекут пирожки»!

Именно поэтому в своей работе в детском саду мы активно используем игры в кинетической песочнице как один из методов, формирующих всестороннее развитие ребенка: эстетическое развитие, развитие творческих способностей, мышления, речи. Кроме того, такие игры позволяют сохранять и укреплять психологическое здоровье ребенка. По мнению Карла Густава Юнга, «игра в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике». Иными словами, песочная терапия — это невербальная форма психотерапии.

В настоящее время мы, воспитатели, имеем большие возможности обогащения развивающей среды различными игрушками, играми, конструкторами, которые помогают нам в реализации федерального стандарта дошкольного образования и содействуют развитию способностей наших воспитанников.

Согласно пункту 2.7 ФГОС ДО игра является сквозным механизмом развития ребенка, посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей. Игры в песочнице — одна из форм естественной активности детей.

В жизни каждого ребенка происходит немало адаптационных периодов, и один из них — привыкание в детском саду. Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается малыш. В период адаптации к детскому саду необходимо создавать ребенку такие условия, которые позволяли бы включить его в активную и интересную деятельность. На наш взгляд, «волшебный песок» как раз тот вид деятельности, что и отвечает указанным условиям. Играя с песочком, ребенок может позволить себе просто быть: быть собой, творить, фантазировать; выражать в самой естественной для него форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и досаду, волнения и мечты. Песочница-волшебница с кинетическим песком действительно оказалась одной из эффективных форм работы в ДОУ.

Популярность использования песка в психотерапии, педагогике, искусстве продиктована свойствами материала и его доступностью. Песок есть богатая сенсорная среда, потому что он бережно стимулирует работу сразу многих видов чувствительности. Деятельность с песком обладает успокаивающим и гармонизирующим эффектом.

Кинетический песок, появившийся на мировом рынке совсем недавно, удивительным образом совмещает в себе свойства сухого и влажного песка. Он легко приобретает форму, удерживает ее и так же легко режется, рассыпается, утекает между пальцами.

В период адаптации ребенка в детском саду игры с песком способствуют:

  • быстрому установлению доверительных отношений между ребенком и воспитателем;
  • снижению высокого уровня психического напряжения;
  • развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики;
  • освоению ребенком норм и правил поведения в группе и в общении с другими детьми;
  • более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций (воспитание, внимание, память, мышление), а также речи.

Например, такая совместная деятельность, как «Знакомство с песком», упражнение «Волшебство», игра «Тучки и дождик», пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять», несомненно, вызывает положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. Помимо этого, развивается мелкая моторика, мышление детей. Поскольку малыши учатся проговаривать свои ощущения, обогащается их словарный запас. В совместной деятельности взрослого и ребенка «Колобок» обогащается тактильный опыт детей, воспитывается способность сопереживать, а также развивается внимание и наблюдательность (автор — Д. С. Матюшина).

В работе с детьми мы руководствуемся следующими принципами песочной игры:

  • реальное «проживание», проигрывание всесторонних ситуаций вместе с героями детских игр и сказок;
  • осмысление опыта и ситуации (разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны);
  • принцип обмена в играх с песком (ребенок и воспитатель легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами);
  • принцип оживления абстрактных символов (песочная игра позволяет сформировать чувство реальности происходящего).

Во время игры может звучать спокойная музыка, а может царить полная тишина — в зависимости от настроя группы. Даже самые застенчивые и молчаливые дети не выдерживают, чтобы не поделиться впечатлениями: во время первой встречи проявляют довольно бурные эмоции.

В детском саду кинетическую песочницу мы успешно используем в процессе обучения, при психопрофилактике, консультировании родителей.

Применяя метод кинетической песочницы, мы, как правило, прибегаем при взаимодействии с детьми к вербальным и невербальным способам поощрения — эмоциональному поглаживанию, телесному прикосновению и поглаживанию рукой. Простое взъерошивание волос на голове ребенка окрыляет его, вселяя в него уверенность в своих силах и возможностях. Дети при таком доверительном контакте становятся добрее и отзывчивее.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию. Следовательно, взаимодействие с песком защищает энергетику ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Таким образом, при применении песочной терапии наблюдается положительная динамика в развитии у детей младшего дошкольного возраста мелкой моторики, мышления, речи. Большое значение также имеет сохранение психологического здоровья ребенка, оказываемое на него при использовании метода кинетической песочницы.

Литература

  1. Андреенко Т. А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2018.
  2. Елагина И. И. Кинетический песок — современный материал развивающей предметно-пространственной среды для организации игр с дошкольниками. II Международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2017).
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич — Евстегнеева Т. Д. Чудеса на песке, песочная игротерапия. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.