Итоговое комплексное НОД по речевому и познавательному развитию детей в старшей группе "Путешествие по дорогам знаний"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Галиева Гульнара Мухаматявитовна

Обобщение и систематизация знаний, полученных за год, создание условий для применения полученных в разных образовательных областях знаний на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aprel.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВОЕ КОМПЛЕКСНОЕ НОД ПО РЕЧЕВОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

  ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГАМ ЗНАНИЙ».

Цель НОД:

 Обобщение и систематизация знаний, полученных за год, создание условий для применения полученных в разных образовательных областях знаний на практике.

Задачи:

Образовательные:

- Выявить уровень сформированности знаний и представлений у детей за учебный год.

 -  Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её; умение считать в пределах 10 (порядковый, обратный); называть соседние числа в пределах 10; называть «предыдущее» и «последующее» числа; отвечать на вопрос «сколько».

- Закреплять умение ориентироваться на плоскости.

- Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

- Совершенствовать знания детей о временах года, днях недели, их последовательности.

- Закреплять знания о весне, уточнив ее приметы.

- Закреплять умение называть слова-антонимы.

Развивающие:

- Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

- Развивать мелкую моторику, познавательные процессы;

- Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, находчивость, память;

- Расширять словарный запас детей, диалогическую речь.

Воспитательные:

- Способствовать эмоциональному благополучию и комфорту детей,

- Воспитывать самоконтроль.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; самостоятельность, умение понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее.

- Воспитывать интерес к занятию.

Виды детской деятельности:

Дидактические игры: « Скажи наоборот», «Математический ручеёк», «Весенняя полянка», «Соедини фигуру», составление рассказов о живоных.

Материалы и оборудование:

Изображение солнышка, изображения животных и птиц, наборное полотно на каждого ребёнка, наборы цифр на каждого ребёнка,  геометрические фигуры, мяч; карточки для счёта, воздушные шарики, карточки для задания «Соедини точки по цифрам».

Интеграция образовательных областей:

Социально коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

- д/игра «Назови соседей» -закрепление соседних чисел

«Назови неделю» - закрепление временных понятий и названий дней недели.

- характеристика геометрических фигур,

- математические диктанты на ориентировку в пространстве на внимание и память.

- наблюдения в природе; рассматривание репродукций картин и иллюстраций о весне; заучивание пословиц и поговорок; чтение произведений художественной литературы с описанием весеннего пейзажа.

Методы и приёмы:

Игровой (Использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстраций, карточек, схем).

Словесный (напоминания, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрения.

Анализ занятия.

Ожидаемые результаты:

знания детей в соответствии с возрастом детей.

Ход НОД:

Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.

 Они пришли  посмотреть, какие мы за год выросли большие, умные и красивые. Готовы ли мы перейти  в подготовительную к школе группу. Ведь это очень ответственно, надо будет готовиться к школе. Все хотите перейти в подготовительную группу? Может кто-то хочет в старшей группе остаться? Молодцы!  Тогда сядем красиво, спинка прямая, руки полочкой.

 - Ребята, ещё к нам сегодня заглянуло весеннее солнышко. Оно поможет нам на занятии, согреет нас, землю, станет тепло. Но чего не хватает нашему солнышку? (лучиков)

- Это зимушка-зима на прощание решила подшутить, спрятала лучики. Она  подготовила для нас несколько интересных заданий, мы их выполним и у солнышка опять появятся лучики и оно ещё ярче засияет и согреет всё вокруг. Готовы помочь солнышку? Давайте настроимся на работу:

Запоминает наша голова важные поступки, умные слова.

Слушаем внимательно, смотрим обязательно,

Друг друга не перебиваем, для ответа руки поднимаем,

Знаний много получаем!

 1 зад.  

- Для начала ответьте на вопросы

- Какой сегодня день недели?

- Какой день недели был вчера?

- А завтра какой день недели будет?

- Скажите, какие дни недели выходные?

- Кто назовёт рабочие дни недели?

- Вторник, какой по счёту день недели?

- Среда, какой по счёту день недели?

- Молодцы! Давайте вспомним какое сейчас время года?

- Раз у нас сейчас весна, то значит, день у нас сегодня какой?( по времени года) (весенний)

- А занятие какое, если оно проходит весной? (весеннее)

- Какие другие времена года вы знаете?

- Молодцы! Какое время года наступит после весны?

- А до весны какое время года было?

- Какие признаки весны вы знаете? (Наступила весна, что в природе происходит?)

 ( Дети дополняют)

- Молодцы! Все знают времена года и признаки каждого времени года.

- Что такое проталинки?

- Молодцы! Первый лучик вернулся к солнышку.

2 зад.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

(зимний,твёрдый,злой,большой,холодный,чистый,тёмный,высокий,лёгкий,сильный,сухой,белый,северный,тонкий,тихий)

- Молодцы! Еще один лучик засиял у нашего солнышка

3 зад.

- Зимушка- зима предлагает поговорить о животных и сравнить их.

- Кто хочет?

Лиса – Заяц (картинки)

У лисы большой, пушистый хвост, а у зайца какой хвост?

У зайца хвост маленький, зато большие уши. А у лисы какие уши?

У лисы ушки маленькие, но красивая, рыжая шубка. А у зайца какая шубка?

У зайца шубка зимой белая, а летом серая. А у лисы шубка меняет цвет?

У лисы шубка не меняет цвет, у неё зимой вырастает тёплый подшёрсток.

Ёжик – Белочка ( картинки)

Белочка- маленький, пушистый зверёк, а ёжик пушистый?

Ёжик не пушистый, у него вместо меха иголки. Ёжик серого цвета, а белочка какого цвета?

Белка летом рыжего цвета, а зимой серого. Белочка делает на зиму запасы, а ёжик делает запасы?

Ёжик не делает на зиму запасы. Он зимой впадает в спячку.

- Молодцы! Еще один лучик вернулся к солнышку!

4 зад.

- Подвиньте к себе карточки. Вспоминаем правило: «Слушаем, запоминаем, внимательно считаем.

Посчитайте количество звуков бубна и найдите у себя цифру, которая обозначает количество этих звуков.

-  Готовы?

- Сколько звуков вы услышали?

- Найдите у себя цифру с помощью которой мы обозначаем это количество и положите на верхнюю полоску. ( дети выкладывают на верхнюю полоску цифру 4)

( Один реб. выполняет у доски.)

Вопросы детям

- Какая у тебя цифра?

- Почему ты нашел цифру 4?

 - Посмотрите на картинку и найдите цифру, обозначающую количество птиц.( дети выкладывают цифру 2)

 - Лёня, пройди к доске и найди эту цифру и поставь правее цифры 4.

Вопросы детям

- Какую цифру ты нашла?

- Почему?

- А теперь внимательно посмотрите вокруг и найдите цифру, с помощью которой мы можем обозначить количество ковров в этой комнате.( дети выкладывают  рядом следующую цифру 1)

- Семён, какую цифру ты выбрал?

- Почему?

- Найдите следующую цифру. Соседи этого числа5 и 7.(дети выкладывают цифру 6)

Вопросы детям

- Какое число я загадала?

- Какая цифра обозначает это число?

-  Приготовьтесь слушать следующее задание. Какое число я загадала? Это число на один больше чем 7.( дети выкладывают число 8)

 Вопросы детям

- Какое число я загадала?

- Как ты догадался?

- Какую цифру ты нашёл?

-  Если число больше на один – это значит оно следующее в числовом ряду. А следующее за числом 7 это число 8.

- А теперь найдите все остальные цифры и выложите математический ручеёк, чтобы он начинался с самого маленького числа и заканчивался самым большим.

( Дети выполняют задание)  

- У кого первый ручеёк побежит, зажурчит?

(Один реб., выполняет зад. выполняет его у доски)

- Вот ещё один лучик засиял.

- Сколько лучиков уже у солнышка?

- Давайте уберём цифры обратно в тарелочки, отодвинем всё на уголок.

-  Я отвернусь и послушаю, кто сможет выполнить это задание и встать рядом со стульчиками, чтобы я его не услышала. 1,2,3,4,5.

- Сейчас мы поиграем в интересную игру. И нам помогут геометрические фигуры.

Треугольник увидал- на месте быстро побежал

Увидел квадрат- приседай-ка мой брат

Заметил круг- прыгай вокруг

- Вспомнили правила?

(показываю картинки- дети выполняют движения)

- Садитесь. Ну-ка, давайте посмотрим, как наши ножки под стульчиками стоят, все ровно? А ручки как лежат?

Потому, что мы сейчас окажемся в необычном месте.

5 зад.

- Мы окажемся на белой полянке, потому что она вся ещё покрыта снегом. В полянку превратилась наша доска. Похожа?

- Какой формы доска?

- Почему ты решил, что она прямоугольная?

- Сколько углов?

- Сколько сторон? Посчитаем.

- Сейчас я загадаю загадку, а вы отгадайте: какой формы проталинка появится на нашей полянке.

Нет углов у меня

А похож на блюдце я

На тарелку и на крышку

На кольцо и колесо

Кто же я такой, друзья

Назовите вы меня.

- Выйди к фигурам и найди круг.

- Расскажи, почему ты решил, что проталинка круглой формы?

- Посмотрите, появилась проталинка на нашей полянке. Где находится проталинка? ( в середине)

- Следующая загадка:

Три мои стороны

Могут разной быть длины

Где стороны встречаются

Угол получается

Что же вышло, посмотри

Ведь углов то тоже три.

- Почему решили, что это треугольник.

- Где появилась эта проталинка? ( в верхнем или нижнем углу? В правом или левом?)

- Следующая загадка:

Я фигура хоть куда

Очень ровная всегда

Все углы во мне ровны

 И четыре стороны

- Почему догадались, что это квадрат?

- Где появилась квадратная проталинка?

- Слушаем ещё одну загадку и у нас засияет ещё один лучик:

Он похож на яйцо

Или на твоё лицо

Вот такая есть окружность

Очень странная наружность

Круг приплюснутым стал

Что же это?

- Почему так решили?

- Где появилась овальная проталинка?

- Сколько всего проталинок на полянке появилось?

- А если на каждой проталинке появится подснежник, сколько подснежников будет?

- Сколько подснежников?

- Чего больше проталинок или подснежников?

- Молодцы! Еще один лучик появился на солнышке. Вы уже почувствовали, как тепло у нас стало.  Все старались выполнять задания зимушки- зимы, помогли солнышку. И оно приготовило для вас подснежники, но не просто так.

Сейчас, кому не понравилось выполнять задания и кто хочет остаться в старшей группе отнесёт свои подснежники к синему шарику. А кому понравилось выполнять задания, кто хочет перейти в подготовительную группу, отнесёт свои подснежники к красному шарику.  А потом сядьте ещё на стульчики.

- Солнышко приготовило для вас ещё один сюрприз- интересное рисунки. Но чтобы понять, что нарисовано на этих рисунках, надо  соединить цифры по порядку от одного до десяти одной линией. Правильно держим карандаш.

( Дети выполняют задание, у них получается подснежник).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной НОД по речевому и познавательному развитию в логопедической группе

Цель: выявить знания детей о сезонных изменениях в природе ранней          весной, последовательности весенних месяцев, перелётных и ...

Открытое комплексное занятие по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы по правилам дорожного движения Тема: «Мы едем, едем, едем в далёкие края…»

Цель:- закреплять знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках;- учить применять свои знания на практике;- учить различать элементы дорог (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход - ...

Открытое комплексное занятие по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы по правилам дорожного движения Тема: «Мы едем, едем, едем в далёкие края…»

Цель:1. закреплять знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках;2. учить применять свои знания на практике;3. учить различать элементы дорог (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход...

План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Дорогие сердцу…»

План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольнного возраста "Дорогие сердцу..."...

ИТОГОВОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РЕЧЕВОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГАМ ЗНАНИЙ».

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы . Занятие проводится в конце учебного года, когда сформированны знания и навыки по учебной программе. Задания п...

Конспект итогового интегрированного занятия по речевому и познавательному развитию КВН "Всё хочу знать" для детей 6-7 лет

Конспект итогового интегрированного занятия по речевому и познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы с использованием интерактивной доски...