Окружающий мир "Птицы наши друзья"
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)
Занятие по окружающему миру в средней группе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: расширение представлений о зимующих и перелетных птицах.
Программное содержание:
Закрепить и систематизировать представления детей о птицах (понятие перелетные птицы, узнавание, название, отличительные признаки).
Учить находить признаки и сходство и различия водоплавающих и не водоплавающих перелетных птиц, выражать их в речи.
Обогащать словарь путем выделения слов: зимующие, перелетные, водоплавающие. Отличительные признаки перепонка, длинноногая, длинноклювая, длинношеяя, короткохвостая, ширококрылая.
Упражнять в словообразовании сложных прилагательных способом двух основ по образцу.
Продолжать учить детей самостоятельно составлять описательный, сравнительный описательный рассказ о птицах по картинке.
Развивать восприятие, память, мышление, внимание.
Воспитывать бережное отношение к птицам.
Интеграция областей: Познание (предметный мир), речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Словарная работа: зимующие птицы, перелетные птицы.
Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением птиц, их силуэты (без клюва, лап, хвоста), модель схема «Птиц».
Раздаточный материал: картинки с изображением птиц, модели схемы «Птиц» на каждого ребенка.
Мультимедийные ресурсы: Проигрыватель для музыкального сопровождения – запись голоса птиц.
Ход занятия:
(Дети сидят на стульчиках полукругом).
— Ребята, давайте закроем глаза и послушаем. Скажите, что вы слышите? (Голоса птиц, пение птиц).
— Как они поют? (Звонко, весело, красиво, радостно).
— Сегодня мы будем говорить о птицах. За какими птицами мы наблюдали зимой? (Воробьями, синицами, сороками, воронами, голубями). Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие). А почему мы их называем зимующими? (Потому что они остались у нас зимовать, не улетели в теплые края).
— А за какими птицами мы не можем наблюдать зимой? (За скворцами, грачами, цаплями, журавлями). Почему за этими птицами мы не наблюдали зимой? (Потому что они улетели в теплые края). А почему они улетели? (Им было бы голодно и холодно, потому что наступили холода, насекомые спрятались, не стало ягод, выпало много снега).
— Как мы назовем этих птиц, одним словом? (Перелётные).
— Ребята у меня два обруча. На какие две группы мы можем разделить тех птиц, о которых мы с вами говорили? (На зимующих и перелётных). Для перелётных
какой обруч выберем? (Красный). Почему жёлтый обруч? (Красный — это тёплый цвет, а перелётные птицы любят тепло). Для зимующих птиц мы выберем зеленый обруч.
— А теперь подойдите к столу, выберете себе птицу, подумайте и положите её в нужный обруч. (Дети выполняют задание). Давайте проверим, правильно ли выбрали птиц. В красный обруч положили картинки перелётных птиц: скворца, грача, журавля. А в зеленый обруч положили картинки зимующих птиц: воробья, синицы, сороки, ворона, голубя.
— А ещё я хочу познакомить вас с птицами, которые живут на озёрах, реках, прудах, болотах и питаются рыбками, лягушками, мелкими рачками, водорослями. (Воспитатель выставляет картинки с птицами: лебедя, чайки, утки, гуся).
— Ребята, подумайте и скажите, чем же эти птицы отличаются от остальных? (У них в лапках вместо когтей перепонки). Что у них в лапках вместо когтей? (Перепонки, 2-3 ответа детей). И с помощью этих перепонок они очень хорошо плавают. И поэтому их называют водоплавающими птицами. Какими птицами называют?( Водоплавающими, 2-3 ответа детей). И ещё у этих птиц перья смазаны жиром, и они не мокнут в воде.
— Ребята, а в какой обруч мы их разместим? В зеленый обруч или красный, где перелётные птицы? (В красный обруч, потому что они перелётные). Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили зимующих, перелетных и познакомились с водоплавающими птицами.
Пальчиковая гимнастика.
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки и по очереди среднего, безымяного и мизинчика. Затем то же самое повторяют левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.
— Ребята, скажите птицы все одинаковые или разные? (Ответы детей).
Воспитатель выставляет картинки с изображением воробья, цапли и вызывает детей. Один ребёнок рассказывает про воробья, другой про цаплю, а третий ребёнок рассказывает один про этих двух птиц и сравнивает их.
— Это воробей, а это цапля. У воробья голова маленькая, а у цапли большая. У воробья туловище мелкое, а у цапли крупное. У воробья клюв короткий, а цапли длинный. У воробья крылья узкие, а у цапли широкие. Воробьи живут в лесу и в городе, а цапли живут в болоте. Воробьи питаются семенами и семечками, а цапли лягушками и рыбками. Воробьи, зимующие птицы, а цапли перелётные. Воробьи прыгают, а цапля ходит.
Игра «Найди домик»
Воспитатель надевает детям нагрудные знаки с изображением птиц и объясняет правила игры. Дети выполняют разные движения. По сигналу воспитателя каждый занимает свой домик. (Синица, воробей, сорока встают вокруг зеленого обруча — это домик зимующих птиц, а утка, гусь, журавль в красный домик — это домик для перелётных птиц).
— В природе птицы живут дружно, давайте и мы возьмёмся за руки, улыбнемся друг другу.
— Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (О птицах). О каких птицах говорили? (О зимующих и о перелётных). Что нового узнали о птицах? (Птицы бывают водоплавающие и что у них в лапках вместо ногтей перепонки, с помощью которых они хорошо плавают). Два-три ответа детей, чем сегодня занимались и что понравилось. Вы любите птиц? (Да). Вы их бережёте, охраняете? (Да).
— Спасибо ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня играли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе по окружающему миру:"Наши пернатые друзья!"
Развивать познавательный интерес у детей к зимующим птицам....
Конспект НОД По ознакомлению с окружающей средой (образовательная область «Познание») в подготовительной к школе группе. Тема: «Наши друзья - птицы».
Конспект НОДПо ознакомлению с окружающей средой(образовательная область «Познание») в подготовительной к школе группе Тема: «Наши друзья - птицы»....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Наши друзья-пернатые» (старшая группа)
Обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах. Учить детей распознавать голоса птиц по их тональности и особенностям издаваемого звука конкретной птицы, узнавать птицу по внешне...
Организованная образовательная деятельность во 2-й младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Наши друзья--помощники».
· Показать роль помощников – органов чувств в познании окружающего мира и их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигатель...
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром "Наши друзья – лекарственные растения"
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе"Наши друзья – лекарственные растения"Программное содержание:Дать понятие о приметах ранней весны, уточнить представл...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Наши друзья" (средняя группа)
Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Наши друзья" (средняя группа)...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детей седьмого года жизни общей направленности Ребёнок и окружающий мир (ОО «Познавательное развитие») Тема: «Птицы- наши друзья!»
Конспект приурочен к экологической акции -"Помоги птицам зимой!"...