ПРОЕКТ «Падают, падают листья…» (старшая группа комбинированной направленности)
проект по окружающему миру (старшая группа)

Елена Уставщикова

Цель данного проекта - помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понять красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение                  «Детский сад № 124»

ПРОЕКТ

«Падают, падают листья…»

(старшая группа комбинированной направленности)

Воспитатель: Уставщикова Елена Валерьевна.

                                                                                                    Г. Дзержинск 2021г.

Актуальность:

        Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

         Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.  

       Цель данного проекта - помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понять красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Продолжительность: краткосрочный (с20.09.21 по 08.10.21).

Участники: воспитанники  группы, воспитатели, родители.

Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Падают, падают листья…». Формирование начал экологической культуры.

Задачи.

Образовательные: 

- обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

- исследовать природное явление листопад, строение листа;

- закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева;

- формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

Развивающие:

- расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;

- развивать умение делать выводы, анализировать, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

- развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей  к совместной деятельности;

Воспитательные:

- Воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края.

Коррекционно-развивающие задачи:

- побуждение детей к словесному обозначению выполняемых действий и полученного результата;

- контроль  за четкостью произнесения слов и фраз, помощь в оформлении ответов детей;

- пополнение словаря за счет новых слов: черешок, кромка, жилки;

- активизация словаря по теме «Осень» (существительные:  осень, листопад, листья,   деревья, берёза,   дуб,   осина,   рябина, тополь,   клён; прилагательные: зеленый, жёлтый,   красный,   оранжевый, золотая  (осень), глаголы: наступать,  желтеть,   краснеть,  опадать).

- развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха;

- развитие письменной формы речи (использование табличек);

Для педагога:

Расширять свои возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик, повышение уровня сплоченности коллектива детского сада.

Для родителей:

Стимулировать  желание  родителей к сотрудничеству.

Предполагаемый результат:

Для детей:

-  закрепление знаний и представлений детей об изменениях в природе осенью;

- формирование  умения осуществлять экспериментальную деятельность;

Получили ответы на проблемные вопросы:

«Из-за чего  листья  зеленые?»

«Почему осенью листья меняют свою окраску?»

«Почему деревья сбрасывают листья?»

- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, экспериментальной, умственной, игровой);

- сформирован интерес к совместному творчеству, к изготовлению поделок из природного материала;

Для педагога:

- расширение  своих  возможностей  для развития педагогического творчества,      - достижения образовательных результатов за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик,                                                                         - повышение уровня сплоченности участников  образовательного процесса.

Для родителей:

- заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

- приобщение  к совместной деятельности детей и родителей  в детском саду и дома.

- участие  в организации выставок творческих работ

- помощь в сборе природного материала

Постановка проблемы.

        Каждый раз, выходя с детьми на прогулку, любуясь яркими красками Осени, дети стали замечать, что листьев на деревьях становиться все меньше и меньше.  Кто-то из ребят заметил, что у разных деревьев разные по цвету листики.  Возник вопрос: почему листья были летом все зелёные, а осенью становятся жёлтыми, красными? Дети стали высказывать разные предположения. И в итоге мы решили выяснить, как живут листья: почему зелёные весной и летом они меняют свой цвет осенью, и  почему опадают.

 Выявление знаний по теме методом трех вопросов.

Что знаем?

Что хотим узнать?

Как будем узнавать?

Дима:  листья желтеют. Дует ветер, и листья опадают.

Полина:  наступает осень, листья желтеют и падают.

Василиса: не все деревья желтеют, бывают желтые, оранжевые, красные.

Виктор: падают все листья и красные, и оранжевые, и желтые.

Ваня В.: почему падают листья?

Костя:  почему у разных деревьев листья разного цвета?

Василиса:  почему зеленые листья ветер не срывает, а желтые срывает?

Из интернета;

спросим у родителей; почитаем книги и энциклопедии;

нужно провести опыты и эксперименты.

Этапы работы над проектом:

I этап. Подготовительный:

- Информирование родителей по теме проекта.                                                                            - Определение задач, методов и форм работы.                                                              - Создание условий для реализации проекта, подбор литературы, информации для теоретической части проекта.                                                                                           - Подбор  материала  и оборудования для исследовательской и изобразительной деятельности.                                                                                                                             – Разработка конспектов экспериментальной деятельности, бесед.                             - Разработка сценария итогового мероприятия.

II этап. Практический:

Содержание деятельности педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей. «Паутинка» проекта:

Образовательные области

Формы организации образовательной деятельности.

Цель.

Познавательное развитие

Беседы:

 «Какие деревья растут на нашем участке?»

"Почему деревья сбрасывают листья?"

Наблюдения:

 за сезонными изменениями во время прогулок

за листопадом в ветреную погоду

« Мое любимое дерево» - сбор информации о выбранном дереве (с родителями).

Целевые прогулки: 

«Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Осенние приметы»

 «По следам осени»

«Экскурсия в осенний парк» (с родителями)

Опытно-экспериментальная деятельность:

 «Почему лист зеленый?»

«Чудеса под микроскопом»

"Падающие листья"

Дидактические игры: «Отгадай,  что за растение?», «Узнай, чей листок»,

 « С какой ветки детки»,

Лото «Деревья »

«Что здесь лишнее»

«Найди такой же листочек»,

«Что изменилось»

Дидактические  упражнения: «Найди тень от листочка»

«Ветер и листочек»

Способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений, о подготовке к зиме.

Продолжать знакомить детей с разными породами деревьев, учить различать их по форме листьев, по силуэту (расположению веток в кроне, по строению ствола, по плодам)

Создание условий для развития у детей умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий.

Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

Изучение  строения листьев деревьев (кромка, черенок, жилки) С помощью черенка лист прикрепляется к стеблю.

Показать зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Закреплять знания о листьях и плодах деревьев и кустарников; подбирать их по принадлежности к одному растению.

Социально – коммуникативное развитие.

Сюжетно-ролевые игры: 

«Магазин семян», «Собираемся с семьей на прогулку в лес»

Трудовая деятельность:

  • - сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для изготовления поделок).
  • - уборка опавшей листвы
  • - укрывание корней деревьев опавшей листвой.

Развивать умение  детей подбирать и использовать в игре природный материал.

Закрепить знания детей о деревьях, листьях, семенах. Показать, как с помощью семян, листьев, палочек можно изготовить разные поделки. Продолжать учить собирать природный материал, засушивать для использования в дальнейшей работе.

Художественно – эстетическое развитие

Слушание музыкальных произведений:

Шопен «Осенний вальс», П.И. Чайковский, отрывок из альбома «Четыре времени года»

Пение: «Листья золотые» муз. Т. Попатенко,

«Падают, падают листья» Муз. М. Красева

Изобразительная деятельность:

ОД. Рисование «Осенний лес» (Комарова Т.С.)

ОД. Рисование «Идет дождь»

(Комарова Т.С.)

Дидактическое графическое упражнение «Полет листка», «Нарисуй жилки у листочка»

Аппликация «Осенний ковер» (из листьев)

Рисование «Осенний лист» (техника  по – мокрому)

«Осенний лес» (техника «печать из листьев»)

Показать красоту осени через произведения искусства (классической музыки).

Формирование музыкальных и творческих способностей детей, подведение детей к созданию образа осени посредством музыки, поэзии, пения.

Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления.

Развитие мелкой моторики рук.

Учить детей изготовлять поделки из природного материала, развивать творческий потенциал, воображение.

Познакомить с техникой рисования «по - мокрому», «печать из листьев», способствовать развитию творческих способностей.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

Пословицы, поговорки, загадки об осени                                                                                                                       К.Ушинский «Спор деревьев», «Осенняя сказка»,

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

А. Плещеев «Скучная картина»

К. Бальмонт «Осень»

Н. Сладков «Осень на пороге»

А. Ерикеев «Наступила осень»

Составление описательных рассказов на тему: «Моё любимое дерево»

Продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок.

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг; формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие связной речи;

Физическое развитие

Подвижные игры

«Мы - осенние листочки», «Поймай листочек»

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Игра «Сдуй листик со стола»

Сохранять и укреплять физическое здоровье детей, развивать двигательную активность, умение взаимодействовать друг с другом в подвижных играх

Развивать речевое дыхание.

Образовательные области.

Создание условий для самостоятельной деятельности. РППС.

ОО Познавательное развитие.

Материалы для проведения опытов и экспериментов:

Листья  зеленые, лупы, белые тряпочки, пластмассовые кубики или брусочки;

Листья большого и маленького размера;

Дидактические игры: «Отгадай,  что за растение?», «Узнай, чей листок»,

 « С какой ветки детки»,

 «Что здесь лишнее»

«Найди такой же листочек»,

«Что изменилось»

Дидактические пособия:

«Расскажите детям о деревьях», «Деревья и листья»

ОО Речевое развитие

Книги с иллюстрациями к произведениям:

К. Ушинский «Спор деревьев», «Осенняя сказка»,

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

А. Плещеев «Скучная картина»

К. Бальмонт «Осень»

Н. Сладков «Осень на пороге»

А. Ерикеев «Наступила осень»

 Карточки со стихами и загадками  

ОО Художественно – эстетическое развитие.

Изобразительные средства, раскраски, трафареты листьев, картинки, иллюстрации  по теме проекта;

Засушенные листья деревьев и кустарников;

Дидактическое графическое упражнение «Полет листка», «Нарисуй жилки у листочка»

ОО Социально – коммуникативное развитие.

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Магазин семян» (коллекция семян)

Настольно – печатные игры: Лото «Деревья », «Разрезные картинки (с листочками).», «Времена года.»

ОО Физическое развитие.

Листочки, сделанные из бумаги  для подвижных игр.

Игра на развитие речевого дыхания «Сдуй листик со стола»

3 этап. Заключительный.

Оформление гербария из засушенных листьев.

Выставка детских работ (аппликация из листьев)» Осенние фантазии».

Выставка поделок (совместных с родителями) из природного материала «Дары  осени»

Оформление фотоальбома  «Мы – исследователи!»

Взаимодействие с родителями:

-организация домашнего чтения по теме проекта;

- консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;

- совместная деятельность с детьми по сбору информации «Мое любимое дерево»

-совместная деятельность с детьми по изготовлению поделок из природного   материала.

- помощь в подборе  художественного материала (приметы, поговорки, пословицы).

Литература:

О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»; Москва «Мозаика-Синтез», 2005

Ибрагимова К. К. Деревья и кустарники вокруг нас 2008г.

Г. Граубин «Почему осенью листопад»; Москва «АСТ», 2015

                         Экспериментально-исследовательская деятельность.

Исследование строения листа с помощью лупы.

Гипотеза: У каждой части листочка есть свои обязанности.

Рассмотрим сначала черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой. У основания листа он уже, а ближе к ветке расширяется.

Рассмотрим верхнюю часть листа. На ней есть особенные линии – жилки. Это тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Через эти жилки растение питается влагой.

Вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Эксперимент «Как листья опадают»

Гипотеза: Размер и форма листьев влияет на то, как они падают.

На прогулках мы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Проведем эксперимент – возьмем в руку лист, поднимем вверх и отпустим листик. Пока лист опускается, внимательно следим за его полетом: быстро или медленно он падает, летит прямо вниз или кружится.

Вывод: Крупные листья падают медленно и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Опыт «Почему  лист зеленый?»

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.

Проблемный вопрос: «Почему осенью листья опадают?»

Гипотеза: Листья опадают, потому что листок «отделяет» себя от ветки.

Возьмем лупу и рассмотрим основание черешка у опавшего листочка и у сорванного с дерева листочка в том месте, где они прикрепляются к ветке. На черешке опавшего листочка мы увидели пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует легкий ветерок – и листья опадают.

Вывод: Осенью листья легко опадают, потому что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет лист от ветки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию звукопроизношения в старшей группе комбинированной направленности на тему: Звук А. (закрепление)

Подробный конспект по формированию звукопроизношения в старшей группе комбинированной направленности на тему: Звук А (закрепление)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

Статья "Роль наглядного моделирования в развитии речи детей старшего возраста с ОНР" воспитателя старшей группы комбинированной направленности с ОНР Грачевой Нелли Николаевны

Главная задача каждого педагога - подготовить детей к школе. Наглядное моделирование помогает детям развивать память, внимание, творческое воображение, активизирует связную речь, обогащает словарь. За...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...