проект «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ – ЯМАЛ!»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Лыйрова Екатерина Геннадьевна

Мы с вами живем на Ямальской земле, а для многих наших  детей Ямал - это   «Малая Родина ». Неповторимый облик родной природы, легенды и сказки северных народов, их самобытность - все это, проходя через создание и чувства, становится частью человеческой судьбы. И как бы не менялось наше общество и наша жизнь, что бы в ней не происходило, необходимые человеку качества должны быть всегда: это любовь к близким, родному городу, природе и Родине.

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению учёных, отмечается высокий темп умственного развития.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Несомненно, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_rodnoy_-_yamal.docx185.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 16 «Мозаика»

Проект патриотический «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ – ЯМАЛ!»

В старшей группе № 16 «Полянка»

        

C:\Users\User\Desktop\depositphotos_88147040-stock-illustration-cartoon-happy-eskimo-kids-waving.jpg

Участники проекта:  Руководитель проекта: Лыйрова Е.Г.

Воспитатели: Колесникова И.В., Лыйрова Е.Г.,

дети средней группы и их родители.

г. Салехард 2019г.

Вы на карту посмотрите, и Ямал на ней найдите,
                                                                   Потому что здесь наш дом, мы на Севере живем.

                                                                                                                                        И.Истомин

Пояснительная записка

Мы с вами живем на Ямальской земле, а для многих наших  детей Ямал - это   «Малая Родина ». Неповторимый облик родной природы, легенды и сказки северных народов, их самобытность - все это, проходя через создание и чувства, становится частью человеческой судьбы. И как бы не менялось наше общество и наша жизнь, что бы в ней не происходило, необходимые человеку качества должны быть всегда: это любовь к близким, родному городу, природе и Родине.

Актуальность проекта.

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению учёных, отмечается высокий темп умственного развития.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Несомненно, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

Масштаб проекта: краткосрочный  (15 дней)

Срок реализации: с 04 ноября по 15 ноября 2019г.

Тип проекта: познавательно-игровой

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Возраст детей: 5 – 6 лет

Цель проекта.   

Формирование целостных представлений о городе, крае, в котором мы живем, дать воспитанникам представление об устном народном творчестве коренных народов севера, об особенностях быта, культуры, традициях КМНС. Внимательное, бережное отношение к природе.

Задачи проекта:

- Формировать представления детей о родном крае;

-  Воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему народу, доброжелательное отношение к людям другой национальности;

- Воспитывать умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей.

- Способствовать расширению и углублению представлений детей о родном крае, быте, жизни народов – ханты, ненцы;

- Формирование основ экологической культуры: осознанно - правильного отношения к природе родного края, отражение впечатлений о природе родного края, о коренных жителях Севера в разных формах игровой и художественной деятельности;

- Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение; высказывать свое мнение.

Стратегия достижения поставленной цели:

Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:

1 этап: подготовительный;

2 этап: практический;

3 этап: заключительный;

1 этап – подготовительный:

  • Изучение методической литературы,
  • составление перспективного плана,
  • создание развивающей среды,
  • подбор игр и оборудования.

2 этап - реализация проекта:

  • Проведение работы по ознакомлению детей старше группы с родным краем, согласно перспективного плана.

3 этап – завершающий:

  • Экскурсия в Музейно-выставочный комплекс им. И. С. Шимановского

Формы реализации:

  • • Занятия по познавательной деятельности;
  • • Беседы с детьми и родителями;
  • • Игровая деятельность;
  • • Выполнение работ по изобразительной деятельности;

Ожидаемые результаты:

Расширение знаний у детей о промысле, быте, традициях, одежде коренных жителях севера, формирование у детей интереса и уважения к национальной культуре, раскрывать красоту и богатство родного края.

Форма проведения проекта:

Дата

Тема недели

Цели и задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Работа с родителями

1 неделя

«Моя родина - ЯМАЛ»

- Расширить представления детей о крае, в котором они живут;

- Познакомить детей с флагом, гербом и гимном Ямала и г. Салехард;

- Расширить знания о народах, которые проживают на Ямале.

Беседы: «Мой край родной – ЯМАЛ!», «Флаг, герб и гимн Ямала и г. Салехард»;

«Народности севера (ханты, ненцы)»;

Рисование: «Моя родина», «Орнамент – «Оленьи рога»»;

Аппликация: «Улицы родного города»;

Рассматривание фотоальбома С. Анисимова  «Очарованный Севером».

Прогулка «Наблюдение за деревьями, природными изменениями».

Подвижные игры:

«Медведь и ягодники», «Охотники и куропатки», «Рыбак и рыбки».

Консультация для родителей: «Игры народов Севера», «Орнамент народа ханты».

Конкурс: «На лучшую национальную куклу народов ненцы, ханты»

2 неделя

Природа, культура Ямала. Народы Ямала и их традиции и обычаи.

- Познакомить детей с особенностями климата;

- Обратить внимание на красоту природы, рассматривать растения, насекомых, птиц края;

- Обобщить знания о жизни коренного народа,  их традиции, обычаи и национальные праздники.

Беседа: «Климат Ямала», «Традиции, профессии и обычаи коренных жителей (ханты, ненцы)», «Промыслы коренных жителей»

«Национальные праздники», «Жилище коренных жителей».

Рисование: «Чум».

Лепка «Куст брусники»

Прогулка «Наблюдение за природными изменениями»

Подвижные игры6 «Важенка и оленята», «Олени и оленевод». Экскурсия в ДОУ №16 к национальному уголку.

Консультация для родителей: «Быт, обряды, праздники народов Севера», Организация  экскурсии в музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шимановского

Итоговое мероприятие

Экскурсия в Музейно-выставочный комплекс им. И. С. Шимановского

Фотоотчет по проекту. Презентация. (на сайт ДОУ) 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе реализации проекта все цели и задачи были достигнуты, были использованы разнообразные методы и приёмы для ознакомления детей с родным краем, проведены интересные мероприятия, способствующие воспитанию гордости за свою малую родину.

Мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов; собрали богатый материал по теме проекта; пополнили словарный запас детей; на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию.

Старинная мудрость напоминает нам о том, что: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

Перспективы проекта: В дальнейшем планируем продолжить работу по знакомству с родным краем.

Литература

1. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ, Т. Н. Карачунская, М., 2015г.

2. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников, Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева, Волгоград – 2013 г.

3. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристической деятельности, М., 2013 г.

4. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М., 2014 г.

5.Журнал «Ямальский меридиан» №1,2002г. Статья Ю.Юнкерова «Песня да хорей».

6.Журнал «Ямальский меридиан»№8, 2006г. Статья С.Няруй «Певец Ямальской тундры».

7.  https://www. nsportal.ru

8. https://www.maam.ru

9. Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999.

Приложение №1

Консультации для родителей

«Игры народов Севера»

          Уважаемые родители!  Познакомить детей с играми какого-нибудь народа - лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Недаром известная шведская писательница Астрид Линдгрен (автор любимой детской сказки « Малыш и Карлсон» и др.) сказала: «Игра – это желание жить». Игры народов Севера очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (это шапочки на голову, веревки, санки, деревянные топорики). Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Разумеется, игры должны быть доступны детям, вызывать у них интерес и радость.

         Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Эти игры передают особенности труда людей (охоты, рыбалки, оленеводства), а также неповторимый колорит народного творчества. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна распространены у малых народов. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью национальной культуры. Участвуя в них, дети знакомятся с обычаями, своеобразием быта, языка людей коренных национальностей. Подвижные игры влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, соревновательного настроя и обеспечивает развитие симпатий, интереса к данному народу.

«Орнамент народа ханты»

«Отражение культуры ханты в орнаментах», является средством выражения национальных особенностей народа, его мировоззрения. Орнаменты можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Ханты  и сегодня украшают орнаментом свою одежду и предметы быта.

Мужчины обычно занимались изготовлением и отделкой изделий из кости, дерева и металла. Женщины обрабатывали шкуры и бересту, шили вещи из этих материалов, красиво орнаментировали их. Орнамент народа ханты имеет свой национальный характер. По орнаментам на одежде коренные жители определяют, из какой местности приехал человек. Орнаменты - важная часть народной культуры ханты и является средством выражения национальных особенностей народа, его мировоззрения. Орнамент выражает историю самого народа. Есть узоры, почитаемые и в настоящее время, например "крест", "лягушка", "берёзовая ветвь". Декорированное изделие является не только украшением, но и оберегом.

Вывод: орнаменты служат не только для украшения одежды, но и являются оберегом. По орнаментам определяют принадлежность ханта к определённой местности.

Очень часто на стенках берестяной утвари встречаются изображения птиц, но они сильно отличаются от реальных кукушек, глухарей и тетеревов, они более упрощенные, стилизованные, скорее напоминают геометрические фигуры, чем живые существа. Так и формируются орнаментальные мотивы. В повторяющихся узорах воплотились явления природы - рябь на воде, обнажившиеся после половодья песчаные отмели, накаты волн – у ханты есть орнаменты с такими названиями. Любимые орнаментальные мотивы таежных жителей ханты  - следы зверей на снегу: след белки, лисы, бобра.

Острый взгляд охотника-промысловика, знание им повадок и строения животных и птиц - всё это отразилось в орнаментальном искусстве. Вот и появились на свет орнаменты - «соболь», «ушки молодого соболя на ветке дерева», «соболь лежащий в гнезде», «сгиб лапы лисы», «локоть молодого лисёнка», «ободранное крыло старого гуся». По состоянию рогов оленей, ханты судили о возрасте, силе и здоровье животного. Отразились в орнаменте и предметы быта - «лезвие топора», «крючок ручки весла».

Все термины объединены по разделам:
- птицы,
- духи и мифологические существа.
- земные и морские животные,
- растения.

hello_html_m1e89d688.jpg

Солнце. Приносит удачу, радость. Оберегает от злых духов.

Огонь. Снимает «нечистоту» с оскверненных предметов, не дает войти в дом злым духам.
Саване. Добрая (красивая) девочка.

hello_html_m6d35aeec.jpg

Птица. Образ птицы один из центральных в искусстве древнего и до русского населения Сибири. В образе птицы представляется душа человека. Во сне душа обладателя амулета в образе птицы – неуязвима для злых духов. Птица – связь трех частей вселенной: неба (Верхний мир), земной тверди (Средний мир) и водной глуби (Нижний мир). (Мифология народов Сибири)

Глухарь – хранящий сон. По легендам народов ханты и ненцы глухарь считается детским хранителем, он оберегает душу во время сна.

hello_html_3aba2686.jpg

Заяц. В зайчиху могла перевоплощаться Хозяйка Среднего мира - Богиня Калтащ. Покровительница женщин и детей. Поэтому орнамент «Заячьи ушки» считается детским и женским орнаментом – оберегом. Им украшают детские изделия, чаще всего обувь, что бы дети были такие же шустрые.

hello_html_mdc53371.png

Олень – основа жизни в тундре, от него зависит жизнь. Орнамент рога и другие мотивы домашнего оленя используют на нижней части меховой шубы, в бисерных украшениях детской люльки, на подушках из сукна или ткани на женских украшениях, украшениях для оленьей упряжи. «Ножки оленя» – украшают женские и детские шапки, на меховых сумках. «Оленья тропа» чаще встречается на мужской одежде, реже на женских сумках.

Орнамент отражает природное окружение человека, его быт и хозяйство, в орнаменте – стилизованные образы или орнаментальные мотивы, но еще является оберегом.

 Хантыйское платье – трапециевидной формы – детали переда и спинки выкраиваются в виде прямоугольников и присбориваются к кокетке. Рукава также прямоугольные, присборенные на плечах и на манжетах. Ворот выкраивается – полочкой.

Приложение № 2

Подвижные игры

«Медведь и ягодники»

Описание: В игре участвовали мальчики и, девочки. Она обычно проводилась на песчаном берегу реки, можно проводить и на асфальте, нарисовав круг мелом. Для игры чертили на песке игровую площадку, прямоугольной формы. Ее длина была равна 15 м, ширина 7–10 м. В центре проводили линию, разделяющую площадку на две половины. На одной половине площадки сидел “медведь” – водящий, которого выбирали с помощью считалки в начале игры. Дети – “ягодники” заходили на половину “медведя” и имитировали сбор ягод (собирали камешки). “Медведь” неожиданно вскакивал и старался схватить кого-либо из игроков-“ягодников”, которые старались увернуться от него и убежать за среднюю линию на свою половину площадки. Если ему (водящему) удавалось поймать кого-либо из игроков–“ ягодников”, то этот игрок становился “медведем”- водящим, а водящий становился ягодником. Если же водящему не удавалось поймать никого из игроков, то он снова садился на свое место (на своей половине площадки), а игроки подходили к нему и начинали “собирать ягоды”, и игра продолжалась вновь.

«Охотники и куропатки»

Задачи: Развивать ловкость, быстроту, глазомер, координацию движений, силу.

Описание:

Вариант1:Дети делятся на две команды. На одной половине зала – «охотники» - мальчики, на другой – «куропатки» - девочки. Под музыку девочки начинают передвигаться, имитируя куропаток, на своей половине зала. При смене музыки мальчики «охотники»– начинают ловить «куропаток». Затем подсчитываются пойманные «куропатки».

Вариант 2: Дети, изображающие куропаток, размещаются на одной стороне площадки, где имеются гимнастические стенки, вышки или скамейки. На противоположной стороне площадки находятся 3—4 охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу воспитателя «охотники» куропатки улетают, садятся па ветки, взбираются на возвышения; охотники стараются попасть в куропаток, бросая в них мячом. Те дети, которых коснется мяч, отходят в сторону и в дальнейшей игре не принимают участия. После 2—3 повторений выбираются новые охотники, игра возобновляется.

Правила игры: куропатки улетают только по сигналу воспитателя «охотники», а охотники начинают ловить куропаток только после этого сигнала. Бросать мяч можно только в ноги.

Вариант 3:  Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры: убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Вариант 4:  Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки (тундры), где имеются пособия, накоторые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток.

Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры: куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Вариант 5: На полу обозначается несколько кружков диаметром 1-1, 5 м. – гнёзда куропаток. Выбираются 2 охотника, остальные куропатки. Под музыку куропатки летают, выполняют движения. На сигнал «охотник» куропатки прячутся в свои гнёзда. Охотник ловит ту, которая пошевелилась.

«Рыбак и рыбки»

Описание: Дети становятся в круг на равное расстояние друг от друга.  Воспитатель – в центр. Он берет веревку и начинает ее вращать. Дети должны через нее перепрыгивать. Кого рыбак поймал – называет название рыбы, которую он задумал и выходит из игры. Отмечаются ловкие рыбки.

«Олени и оленевод» 

Описание: Дети-олени находятся в разных местах площадки-тундры. Назначенный воспитателем оленевод берет скакалку-маут. После сигнала воспитателя «лови» все разбегаются по площадке, а оленевод старается накинуть на оленя маут. Пойманный на время отходит в сторону. Игра заканчивается, когда оленевод поймает 3—4 оленей. Затем выбирается новый оленевод. Основное правило игры состоит в том, чтобы накидывать маут только на туловище оленя, не затягивая его. Накидывать маут можно только


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой край родной - Ямал"

Интегрированное занятие для детей 6-7 лет с учетом регионального компонента.Проводится в I полугодии учебного года....

эколого-краеведческая программа "Любимый край-родной Ямал"

Программа "Любимый край-родной Ямал"-результат творческого поиска педагогического коллектива МДОУ № 8 "Теремок"г. Салехарда и создана с целью ознакомления дошкольников  с природными богатствами Я...

Проект «Мой край родной Ямал» ( Профессии Ямала)

Тип проекта: Познавательно -творческийдолгосрочныйУчастники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги.Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)Интеграция образовательных област...

НОД "Мой край родной - Ямал"

Конспект НОД «Мой родной край — Ямал» «Одежда ненца»...

Экскурсия: «Любимый край - родной Ямал».

Воспитание чувств патриотизма, гордости за свою малую Родину...

Мероприятие в рамках природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята» Проект «Любимый край – родной ЯМАЛ» Тема: «Растения северного края, под нашей защитой»

Лес, тундра, тайга, болота, реки и озёра – картины природы родного северного края.Но природа – это не только красота,  без которой не может обойтись человек, это дом для коренных жите...