Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Зимние встречи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

У детей расширяются и уточняются представления о природе зимой, как живая природа приспосабливается к условиям зимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_zimnie_vstrechi.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №21 «Сказка»

Старооскольского городского округа

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему 

«Зимние встречи»

                        Выполнила воспитатель Пронина Ольга Вадимовна

г. Старый Оскол

Цель. Расширять и уточнять представления детей о природе зимой.

Программное содержание.

Образовательная область Познавательное развитие.

  1. Расширять знания детей о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы.
  2. Формировать представления детей о жизни диких животных и птиц: как добывают еду, как зимуют.
  3. Рассматривать и сравнивать следы животных на снегу.

Образовательная область Речевое развитие.

  1. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
  2. Активизировать употребление в речи названий диких животных, птиц.

Образовательная область Социально-коммуникативное развитие.

  1. Формировать заботливое отношение к животным, птицам.
  2. Воспитывать уважение к людям труда.

Образовательная область Физическое развитие.

  1. Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом.

Материал. Мультимедийный проектор, слайды с изображением зимнего леса, «Зайцы зимой», слайд с заячьими следами, иллюстрация с изображением следов диких животных, корзинка, еловые шишки, ягоды рябины, желуди, кора дерева, пучок сена, кукла Старичок Лесовичок, карточки с изображением разного корма (семечки, хлебные крошки, зернышки, кусочек сала, морковка, яблоко), карточки с изображением диких животных (медведь, лиса, волк, еж, белка, заяц), карандаши.

Предварительная работа. Чтение художественной и познавательной литературы о птицах, животных, наблюдения на прогулках, дидактические и настольные игры о природе.

Ход организованной образовательной деятельности.

Дети стоят полукругом.

В-ель. Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)

Воспитатель показывает слайд с изображением зимнего леса, читает стихотворение А.Пушкина «Зимнее утро»

                Под голубыми небесами

                Великолепными коврами,

                Блестя на солнце, снег лежит:

                Прозрачный лес один чернеет,

                И ель сквозь иней зеленеет,

                И речка подо льдом блестит.

В-ель. Как зимой в лесу?

Дети. Холодно.

 В-ель. Хорошо или плохо приходится животным в студеную пору?

 Какую шубу надевают животные зимой?

В-ель. Ребята, к нам в гости пришел старичок Лесовичок. Посмотрите, у него в руках корзинка. Что же в ней лежит? Давайте посмотрим.

         Воспитатель достает из корзинки веточку рябины.

В-ель. Как вы думаете, для чего Лесовичок взял с собой ягоды рябины?

Дети. Чтобы покормить птиц.

В-ель. Как сейчас в лесу живется птицам?

Дети. Птицам холодно и голодно.

В-ель. Птицам зимой в лесу очень трудно. Особенно тяжело находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов. В такую погоду много птиц погибают от голода.

Воспитатель читает стихотворение

 «Улетели птичьи стаи».

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь. Т. Зайцева

В-ель. Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети. Покормить птиц, сделать кормушки.

В-ель. Давайте поиграем в игру.

Д/игра «Чем накормить птиц зимой?»

Дети садятся за столы. На столах карточки с изображением разных видов корма. Дети выбирают корм для птиц, ненужный зачеркивают.

В-ель. Чем мы можем накормить птиц зимой?

Дети называют.

 В-ель. Давайте подойдем к Лесовичку и посмотрим, что же еще в корзинке у Лесовичка?

Воспитатель достает из корзинки шишки и желуди.

В-ель. Зачем Лесовичку шишки и желуди?

Дети. Чтобы дать белке.

В-ель. Где прячется белочка зимой?

Дети. В дупле.

В-ель. К организации своего гнезда эта лесная жительница относится очень тщательно: формирует его из веточек, мха, изнутри выстилает шерстью и перьями. Чтоб было помягче да потеплее.

В-ель. Что же еще у Лесовичка в корзинке?

Воспитатель достает пучок сена и кору дерева.

В-ель. Зачем Лесовичку сено и кора дерева?

Дети. Чтобы подкормить оленей, лосей, зайцев.

Воспитатель показывает слайд «Люди подкармливают сеном лосей зимой».

В-ель. Правильно. Эти животные питаются ветками, корой деревьев и кустарников. Их надо есть очень много, чтобы наесться. Трудно кормиться после сильных снегопадов. Как вы думаете. Почему?

Дети объясняют.

В-ель. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом, а ветки с высоких деревьев не лось, не заяц достать не могут. Поэтому люди зверей, как и птиц, подкармливают зимой. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывают сено, морковь, капусту.

Воспитатель показывает на слайде иллюстрацию «Зайцы зимой в лесу».

В-ель. Остановился косой у дерева, на задние лапы встал, кору обгрызает. Голодно зайцу зимой. Кора, да мелкие ветки-вот и вся еда.

 Воспитатель показывает слайд с изображением заячьих следов.

 В-ель. В лесу зимой на снегу появляются узоры из следов разных животных.

 Как вы думаете, кто этот след на снегу оставил?

Воспитатель показывает слайд с заячьими следами.

В-ель. Это заячьи следы. А вы знаете, что у зайца передние лапки короткие, а задние-длинные. Когда он бежит, то задние лапки вперед выкидывает. Вот и получается, что следы от задних лапок оказываются впереди следов от передних. Заяц как будто сам себя обгоняет. И еще: он может, не проваливаясь, проскакать по снегу, там, где без лыж человеку не пройти. Почему? Подошвы заячьих лап покрыты густыми и мягкими волосиками, а пальцы широко расставлены-чем не лыжи! Попробуй догони!

 Лесовичок.  Ребята, я прошу определить на картинке заячьи следы, и в какую сторону он побежал?

 Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением разных следов. Дети находят заячьи следы и определяют, в какую сторону побежал заяц.

В-ель. А сейчас мы с вами поиграем.

 Прыг – скок, прыг – скок,

прыгнул зайчик на пенек.

(Дети сгибают руки в локтях и прижимают к телу, прыгают на месте)

Ему холодно сидеть,

(перекрещивают руки и дрожат)

хочет лапки он погреть.

(трут ладони друг о друга)

Лапки – вверх, лапки – вниз.

(поднимают и опускают руки)

И на месте развернись.

(поворачиваются вокруг себя)

Ставим лапки на бочок

и на месте скок – скок – скок.

(ставят руки на пояс и подпрыгивают на месте)

А теперь вприсядку,

(приседают)

пусть не мерзнут лапки.

(дуют на руки, пытаясь их согреть).

В-ель. Скажите ребята, какие животные зимой спят, а какие нет?

Давайте поиграем в д/ игру «Какое животное зимой спит?».  Нужно обвести на карточке карандашом тех животных, которые зимой спят.

На карточке изображены животные: волк, лиса, медведь, еж, белка, заяц.

Дети садятся за столы, обводят в кружок тех животных, которые зимой спят. Затем объясняют, каких животных они обвели карандашом.

Лесовичок. Я очень доволен, что вы так много знаете о лесных жителях. Мне пора собираться в лес, меня ждут животные. До свидания.

Рефлексия.

В-ель. Что вам понравилось и запомнилось на нашем занятии?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Весна»

Цель: Уточнить знания детей о весне, пробуждении природы ото сна, жизни животного и растительного мира в весенний период.Интеграция образовательных областей:Познание: Обобщить и систематизироват...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе

конспект организованной образовательной деятельности по теме: "Экскурсия в лес" в старшей группе...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия в зоопарк».

Предлагаю конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия в зоопарк» для развития познавательного интереса, любознательности, эмоциона...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Лес"

Материал направлен на формирование у детей основ экологического сознания, закрепление правил поведения в природе; способствует развитию у детей познавательных интересов, умения анализировать, делать в...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Космическое открытие»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Космическое открытие»....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Народная игрушка"

Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и...