Проект по экологическому воспитанию
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Скилова Надежда Николаева

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить интерес детей к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_podgotovitelnaya_gr.2021-22_ptitsy_rodnogo_kraya.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тип проекта: познавательно-исследовательский,  познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: Родители и дети подготовительной группы,  педагоги ДОУ

Постановка проблемы: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить интерес детей к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.

Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых. Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

Цель: расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним. 

Задачи:

Образовательные задачи: 

- Уточнять представления детей о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.

- Расширять и систематизировать знания детей об особенностях внешнего строения.

- Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.

- Закреплять представления о птицах посредством рисования, лепки.

- Формировать фразовую речь.

- Совершенствовать грамматический строй речи.

- Совершенствовать навыки словообразования.

- Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.

Развивающие задачи: 

- Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность,  речь, а также умение сравнивать и анализировать.

- Развивать словарный запас детей и их знания о птицах.

- Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

Воспитательные задачи: 

- воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни;

- формировать экологическое сознание детей.

Интеграция образовательных областей:

  •  «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Художественно-эстетическое развитие»,
  • «Физическое развитие»

Планируемый результат:

дети должны знать:

  1. Птиц родного края;
  2. Особенности жизни птиц

Дети должны уметь:

  1.  Отличать птиц  ;
  2.  Соблюдать правила поведения в природе;
  3.  Проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о мире птиц;
  4.  Элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с птицами.

1 этап проекта - Подготовительный

1. Разработка плана реализации проекта.

2. Подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений,

загадок, подвижных игр.

 3.Разработка конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию (экологическому воспитанию, формированию целостной картины мира), речевому развитию, художественно-эстетическому развитию.

2 этап проекта – Практический

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

План проекта «Птицы родного края».

Тема

Цель

Срок

реализации

Комплектование группы, диагностика

Определение уровня экологической воспитанности детей

Сентябрь

«Наблюдение за птицами»

Обогащать и систематизировать знания о птицах; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать бережное отношение к живой природе.

В течение

 всего проекта

Куда улетают птицы? Экскурсия в парк

Расширение представлений о перелетных птицах; знакомство с народными приметами и литературными произведениями о птицах;

Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе. Обратить внимание на количество птиц. Подвести к пониманию того, что часть птиц улетает в теплые края; что можно облегчить проживание птиц в зимний период и как именно. Приучать связывать наблюдения с личным опытом.

Сентябрь -

октябрь

«Птичий двор»

Закрепить знания о домашних птицах, особенностях среды и образе жизни. Продолжать учить рисовать по опорным схемам, строить предварительную композицию простым карандашом.

Учить детей создавать аппликацию из природного материала (сухих листьев); развивать мышление, внимание, любознательность. Закреплять строение тела птицы. Воспитывать интерес к природе.

Лепка «Утята», «Петух»

Продолжать знакомство с птицами; развивать мелкую моторику, чувство формы, пропорции и глазомер. Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.

«Что мы знаем о птицах?» (беседа, оформление книжной выставки)

Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

Совместное изготовление детьми и родителями кормушек для птиц. Развитие воображение, творческой фантазии, духа соревнования.

Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе. Вывешивание кормушек.

Ноябрь

«Лебеди в пруду»

Закрепить знания о перелетных птицах, особенностях среды и образе жизни. Продолжать учить работать с природным материалом.

Консультация для родителей.

Беседа «Как помочь птицам зимой», конкурс «Лучшая кормушка»

Познакомить родителей с экологическим проектом по теме «Птицы нашего края». Приобщить к изготовлению разного вида кормушек для птиц.

Развитие воображение, творческой фантазии, духа соревнования. Изготовление поделки «Птица счастья» ко Дню матери.

«Жизнь птиц

зимой»,

 составление зимнего «меню» для птиц, правила поведения возле кормушки

Обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах, выявить экологические знания детей: правила поведеня в лесу; учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие, выполняя определенную роль; создавать эмоциональный настрой детей; воплощать знания и собственные переживания детей в ручном труде-оригами; воспитывать доброе отношение к живой природе, внимание к каждому уголку родной земли.

В течение зимних месяцев

«Пернатые

друзья». Подкормка птиц.

Продолжать знакомить с зимующими  птицами нашего края. Формировать элементарные экологические представления. Воспитывать бережное отношение к природе. Формирование практических навыков ухода за птицами.

Декабрь

Свободное время «Снегирь, синица, воробей»

Продолжать знакомить с зимующими птицами. Побуждать детей к самостоятельному поиску способов изображения птиц по представлениям или с опорой на иллюстрации, точно передавая их внешний вид. Совершенствовать технику рисования всей кистью и кончиком. Развивать чувство цвета и композиции.

Коллективная работа «Птичья столовая»

Совершенствовать технику вырезания одинаковых элементов бумаги, сложенных пополам. Передавать движение птиц, изменяя положение частей тела птиц (крыльев). Воспитывать интерес к природе, умение работать в коллективе.

Презентация "Перелетные птицы".

Закреплять представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в домашних условиях; развивать выразительность речи детей.

Январь

Самостоятельная

 художественная

деятельность

рисование-

«Снегири на ветке рябины»

Продолжать знакомить с зимующими птицами нашего края. Побуждать детей к самостоятельному поиску способов изображения птиц по представлениям или с опорой на иллюстрации, точно передавая их внешний вид. Совершенствовать технику рисования всей кистью и кончиком. Развивать чувство цвета и композиции

Рисование «Следы на снегу»

Рассматривание следов на снегу у кормушки, наблюдение за птицами. Продолжать знакомить с многообразием птиц, наблюдать за птицами.

Практиковаться раскрашивать фон толстой кистью, акварельной краской. Развивать чувство цвета, композиции, творческое воображение.

Февраль

Лепка «Птицы на

 кормушке»

Продолжать знакомство с птицами; развивать мелкую моторику, чувство формы, пропорции и глазомер. Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.

Презентация «Птицы Красной книги Саратовской области»

Познакомить детей с птицами, занесенные в Красную книгу Саратовской области. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

«Прилет птиц» -рисование

Закреплять знания детей о перелетных птицах; подвести к пониманию того, что птицам можно помочь, вывешивая скворечники. Развивать чувство цвета, композиции, творческое воображение.

Март

Организация тематической выставки в книжном уголке

Привлечь внимание детей к книгам о птицах. Познакомить с познавательной и художественной литературой о птицах. Развивать любознательность, самостоятельность. Воспитывать бережное отношение к книгам.

«Птицы

прилетают»

Расширить представления детей о птицах и особенностях внешнего облика, образе жизни. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином и соленым тестом: скатывание, расплющивание, деление целого на части при помощи стеки. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо).

Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования; развивать   наблюдательность, познавательную активность детей.

Апрель

«Дятел»

Учить рисовать детей птиц по представлению, точно передавая их внешний вид; продолжать работу над композицией. Совершенствовать технику рисования всей кистью и кончиком; учить работать аккуратно с гуашью.

Коллективная работа «Грачи прилетели»

Продолжать знакомство с птицами; учить конструировать «Руной труд птиц способом оригами». Продолжать отрабатывать поделки с опорой на схему; активизировать самостоятельность. Развивать мелкую моторику, чувство формы, пропорции и глазомер. Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.

Пластилинография  «Такие разные птички»

Учить детей создавать сюжетную композицию, по-разному размещая вырезанные элементы.

Май

Презентация рисунков детей, нарисованные совместно с родителями.

Продолжать формировать навыки творческого рассказывания. Развивать память, речь, воображение.

Чтение и обсуждение художественных произведений

Познакомить детей с произведениями о птицах. Показать детям выразительное чтение и способствовать заучиванию, пересказу и драматизации некоторых произведений. Закрепить знания о жанровых особенностях литературных произведений. Развивать память, мышление, воображение.

Стихи и рассказы о птицах:

В. Бианки «Синичкин календарь», «Чей нос лучше», «Кто чем поет?», Н. Сладков

 «Птица-чечевица»,  Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница», Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», нанайская ск. «Айога», Г. Снегирев «Про птиц», А. Н. Толстой «Желтухин», «Сорочьи сказки», М. Горький «Воробьишко», С. Есенин «Лебедушка», З. Александрова «Новая столовая», А.Плещеев «Сельская песня», В.Жуковский «Жаворонок», А.Барто «Снегирь», «Лебединое горе» , Л.Воронцова «Птичьи кормушки»,З.Сергеева «Птицы зимой», «Птички и кот», И.Тургенев «Воробей»

М.Горький «Воробьишко», просмотр мультфильма, Н.Рубцов «Воробей», «Ворона», А.Яшин «Покормите птиц зимой».

Пересказ рассказов: В. Бианки «Сова», К. Д. Ушинский «Дятел» и др., р. н. с. «Петух да собака», ненецкой ск. «Кукушечка» и др., используя мнемотехнику.

Просмотр мультфильмов: «Гадкий утенок», «Серая шейка», «Дикие лебеди»

В течение всего проекта

Сюжетно –

ролевая игра

«Как вести себя в лесу»,

«Им нужна помощь»

Приобщать воспитанников к экологической культуре. Познакомить с правилами поведения в лесу. Побуждать соблюдать эти правила и рассказывать о них другим. Воспитывать доброе и бережное отношение к природе. Закреплять знания детей о зимующих птицах, о том, как мы можем им помочь.

Октябрь

Декабрь

Январь

февраль

Чтение и разучивание стихотворений о птицах.

Учить детей выразительно читать и заучивать стихотворения о птицах. Развивать интонационную речь, упражняться в изменении силы голоса.

В течение всего проекта

Знакомство с энциклопедической справочной информацией

по теме 

«Птицы»

Учить детей внимательно рассматривать альбомы и фотографии с изображением птиц. Замечать характерные особенности каждой птицы. Развивать эстетический и художественный вкус.

Рассматривание

альбомов и фотографий.

Отгадывание загадок.

Закрепить знания детей о птицах, выделять наиболее характерные особенности каждого вида. Учить отгадывать загадки. Вызвать интерес самим придумывать загадки. Развивать речь, логическое мышление.

Оформление альбома «Птицы»

Вызвать у детей интерес к созданию коллективного альбома о птицах. Развивать композиционные и оформительские умения. Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками и со взрослыми.

Дидактические игры

«Что перепутал художник», «Четвертый лишний», «Что за птица», «Узнай по голосу», «Назови птицу с нужным звуком», «Дорисуй птицу», «Перелетные - зимующие»,

«Птицы, звери, рыбы», «Кто где живёт», «Летает, плавает, бежит», «Откуда птица прилетела?», «Чей клюв?», «Узнай по следу»

Закреплять знания детей о птицах. Учить различать их по внешнему виду. Учить различать голоса птиц.  Развитие слухового внимания

Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их. Развивать память, графические навыки. Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах. Развивать память, мышление.

В течение всего проекта

Прослушивание фонограмм пения птиц

Учить различать голоса птиц. Развивать слуховое восприятие, память, внимание. Воспитывать любознательность, эстетическое отношение к природе.

Двигательная активность

Подвижные игры: «День-ночь», «Совушка -сова», «Лягушата и цапля», «Воробышки и кот», «Коршун и цыплята», «Ворон», «Найди пару»,

«Пчёлки и ласточки»,«Лётал, лётал воробей»,

«Зайди в свой домик»,«Сова»,«Пингвины на льдине»,

«Стая», «Лягушки и цапли», «Кукушка»

Закрепить знания детей о птицах, ее образе жизни, питании. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

В течение всего проекта

Совместная деятельность с родителями

Привлечение родителей к сбору иллюстраций и фотографий (интересной информации) птиц. Совместное изготовление страничек к альбому «Птицы родного края»  с иллюстрациями и фотографиями птиц.

В течение всего проекта

Исследовательская деятельность

Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под клёном. Сравнение.

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

Когда воздух можно почувствовать?

Как воздух помогает птицам летать?

Какие птицы не умеют летать? Почему?

Изучаем дерево, плоды и семена:

-какие они, кто их разносит, для чего они нужны?

Изучаем животных связанных с деревом:

Какие животные посещают деревья садов и нашего участка—птицы, насекомые, пауки.

-Хорошо ли они заметны на дереве?

В течение всего проекта

Экспериментальная деятельность

Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве  (важно, не называть последних («вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия).

Пословица – Как с гуся вода.

Почему мы так говорим?

Получили ответ на вопрос, проделав опыт — на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.

В течение всего проекта

Оформление книжной выставки

Привлечь детей и родителей к подбору книг, журналов, открыток о птицах.

Июнь

 

Итоговое мероприятие «Праздник птиц», презентация альбома «Птицы родного края».

Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения)  вокруг темы «Птицы родного края»; формирование представлений детей о мире пернатых друзей, привлечение родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.

3 этап проекта – Заключительный.

  • Оформление результата проекта в виде презентации.
  • Викторина «Птицы родного края»
  • Организация выставки детских работ (по рисованию, лепке, аппликации).
  • Представление отчета о работе проекта на итоговом педсовете ДОУ;

В ходе реализации проекта «Птицы родного края» детям давалась необходимая сумма знаний о птицах. При этом у детей развивалось более осознанное и бережное отношение к миру живой природы, дети научились прогнозировать последствия совершаемых ими поступков.

В ходе реализации проекта заинтересовали родителей в осознании необходимости работы по экологическому воспитанию в семье, критерием оценки проекта явилась, что дети и взрослые в повседневной жизни стремятся соблюдать правила поведения в природе. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: был обогащён опыт детей в подкормке птиц зимой. В период работы над проектом пополнился словарный запас детей. В ходе поисково-познавательной деятельности развили воображение, мышление, любознательность, умение сравнивать и анализировать.

Вывод:

Вот так постепенно в процессе работы удалось воспитать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты:

  • Знания детей о птицах расширились;
  • Дети научились отличать перелётных птиц от зимую щих.
  • На протяжении реализации проекта у детей развивалась связная, фразовая речь.   Совершенствовался грамматический строй речи.
  • Совершенствовались навыки словообразования.
  • Дети научились составлению описательных рассказов о зимующих птицах.

Я считаю, что такой проект необходим детям старшего дошкольного возраста, так как дети становятся более самостоятельные, а значит, более осознанно относятся к окружающему миру.

Методическая литература:

1. Николаева С. Н. « Методика экологического воспитания дошкольников»-М:. Издательский центр «Академия», 2001.

2. Саво И. Л. «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах д/сада»: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 560 с.

3. Никонова Н. О., Талызина М. И. «Экологический дневник дошкольника «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» Учебное пособие. - Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008. – 32 с.

4.Зеленые сказки. Т.А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003

5. Тематический словарь в картинках «Дикие птицы средней полосы» Васильева С. И.

6. « Познаем окружающий мир – птицы» Т. Куликовская

7. Комарова Т. С. «Занятие по изодеятельности».

8.Пензулаева Л. И. «Подвижные игры».

9. «Наши птицы» В. Бианки

10.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.

11.Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.

Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»

Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...

Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Глобальные экологические катастрофы»

Цель проекта: Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека....

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по экологической тропе»

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.На этих маршрутах происходит знакомство детей с естестве...