Экологический проект "Деревья"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Петроченко Елена Ивановна

 Данный проект направлен на воспитание любви к родному краю, природе - важнейшей составляющей нравственного воспитания детей. Чтобы воспитать хорошего гражданина, необходимо подвести ребенка к пониманию значения природы для человека  и желанию оберегать и охранять ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_derevya.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический краткосрочный проект

 «Деревья»

Подготовила: Петроченко Елена Ивановна

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Вид проекта: познавательно – исследовательски-творческий.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Цель проекта: уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев.

Задачи проекта: Заинтересовать детей, узнать как можно больше о деревьях и их пользе.

Актуальность темы: Воспитание любви и уважения к родному краю, природе, является важнейшей составляющей нравственного воспитания, чтобы воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять ее, надо ее понять.

Задачи:

Расширять у детей знания и представления о деревьях;

-характерные особенности строения;

-признаки, отличающие одни от других;

-сезонные изменения в строении лиственных деревьев;

-узнавать и называть деревья, произрастающие на территории детского сада и нашего микрорайона;

-дерево – важный строительный материал;

Обогащать словарный запас, развивать логическое мышление;

-формировать умение давать полные ответы на вопросы;

-развивать умение связно и последовательно рассказывать;

Активизировать внимание и память, развивать логическое мышление;

Формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Воспитывать бережное отношение к природе.

1)Подготовительный этап.

Действия воспитателя:

а) подготовка справочной литературы по теме;

б) подбор литературного материала (стихи, рассказы);

в) организация просмотра иллюстраций на тему

 «Лиственные и хвойные деревья»

Программное содержание: вызвать у детей интерес к работе по сбору материала к проекту.

Действия детей:

а) Участие в выставках детских работ;

б) Рассматривание картин с изображением пейзажей во все времена года.

Действия родителей:

а) Помочь в подборке книг, журналов, иллюстраций о деревьях.

Основной этап

Действия воспитателя:

А) Чтение художественной литературы: А. Прокофьев «Люблю березку русскую», С. Есенин «Белая березка», рассказ И.Соколов-Микитов  «В лесу»; стихи: С. Есенина, А. Прокофьева.

Б) Наблюдение за деревьями на участке детского сада;

- систематизировать знания детей о строении деревьев и признаки, отличающие деревьев друг от друга;

В) Беседа о пользе деревьев

Г) Дидактическая игра «С какого дерева листок?».

Д) Заучивание стихотворения «Береза», «Елка».

Е) Развлечение «Русская березка»

Действия детей:

А)Участие в выставке детских работ;

Б) Создание гербария из засушенных листьев;

Завершающий этап

Действия воспитателя:

-выставка рисунков;

-коллективная работа «Дерево»;

-развлечение «Русская березка»

 2 Практический этап

Конспект ООД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе на тему «Деревья».

Направление развития: познавательное

Задачи:

-формировать представления о лиственных и хвойных деревьях, их пользе для окружающего мира, их разнообразие («Познавательное развитие»);

-формировать умение слушать литературный текст («Речевое развитие»- чтение художественной литературы);

-развивать мелкую моторику рук («Физическое развитие»)

- формировать умение рисовать деревья простыми карандашами («Художественно-эстетическое развитие»).

Методы и приемы:

Практические: пальчиковая гимнастика «Корни», рисование дерева.

Наглядные: иллюстрации деревьев, картины с изображением леса.

Словесные методы: беседа.

Материалы, инструменты, оборудование: иллюстрации с изображением  деревьев, гуашь, шаблоны с изображением листьев деревьев.

Ход занятия:

  1. Воспитатель загадывает загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки. (деревья).

(дети отгадывают загадку)

  1. Беседа о деревьях

Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные деревья – это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные сохраняют свою хвою. Деревья зимой отдыхают. Они поглощают углекислый газ, выделяют кислород.

Предлагает перечислить названия лиственных деревьев.

Ответы детей: лиственные деревья: береза, дуб, осина, рябина.

Хвойные деревья: сосна, ель, пихта.

Растут деревья – в лесу, в парке, саду на газонах и т.д.

У дерева: корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.

  1. Воспитатель показывает иллюстрации деревьев, предлагает узнать, что за дерево, сообщает;

БЕРЕЗА – ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы, на березе есть сережки

СОСНА – ствол толстый, стройный, коричневый, вместо листьев иголки, на сосне есть шишки

РЯБИНА – ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из маленьких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

ТОПОЛЬ – ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие, есть сережки.

ДУБ – могучее дерево, его могучий ствол покрыт плотной, крепкой кроной, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.

КЛЕН – ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки.

  1. Пальчиковая игра «Корни»

Друг от друга деревья росли далеко,  («деревья» обе кисти рук)

Человеку пройти этот путь не легко  («человек» движущие пальцы рук)

Только корни деревьев однажды сплелись, («корни деревьев»)

Будто дерева два навсегда обнялись. («Деревья»)

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

  1. Воспитатель предлагает нарисовать – деревья осенью.

Дети рисуют деревья карандашами.

«Беседа о деревьях»

Изобразительная деятельность «Листья деревьев».

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира); «Художественно-эстетическое развитие»: изобразительная деятельность, музыка; «Речевое развитие»: ознакомление с  художественной литературой; «Социально-коммуникативное развитие»: основы безопасности жизнедеятельности.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская,

восприятие художественной литературы,  музыкальная, художественная.

Программное содержание: расширить кругозор детей, познакомить с названиями некоторых деревьев, составными его частями, пользой деревьев, формировать умение бережно относиться к растениям; формировать умение раскрашивать рисунок красками.

Планируемые результаты: уметь поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение..)   при  прослушивании   стихотворения

 С.Я. Маршака; владеет навыками самообслуживания, интересуется  изобразительной детской деятельностью (рисование листьев); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и  сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: картинки с изображением различных деревьев, карточки  с изображением листьев и плодов, вырезанные из бумаги силуэты листьев, краски, кисточки.

Содержание организованной деятельности детей.

  1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, проверьте свои столы и стулья. Они целые? Никто не поломал их? (Ответы детей).

Ребята из соседнего детского сада небрежно обращались со своими стульями и столами и поломали их. Понадобилась новая мебель.      А вы знаете, из чего делают мебель? (Дети отвечают). Из дерева. (рассматривают иллюстрации «Лесорубы рубят лес»).

Послушайте историю. Отправились в лес лесорубы и начали валить деревья. Их стало меньше. Деревья, на которых жили белки, на земле лежат. И вот ребята, которые сломали мебель, узнали об этом, стало им жалко зверей, лес. Решили они отремонтировать старые стулья и столы. Деревья – это жилище для многих зверей. Из них делают мебель, бумагу, деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые.

(Иллюстрации деревьев)

Послушайте, что пишет поэт С. Маршак.

 Что мы скажем,

Сажая леса?

Чащу, где бродит Лист,

на  который ложится роса,

Барсук и лиса,

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Воздух для легких,

Влагу и тень-

Чащу, где утром

Вороны кричат.

Вот что скажем

В сегодняшний день.

  1. Ознакомление с названиями деревьев

Воспитатель показывает картинки с изображением деревьев, дети называют их, затем дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку и задает вопрос : «Какого дерева не хватает?» Игра повторяется несколько раз.

  1. Игра «Плоды и листья». Детям раздают карточки с изображением листьев деревьев и их плодов, по заданию необходимо определить пары картинок.
  2. Упражнение «Покажи и назови части дерева». Воспитатель показывает на картинке корни, ствол, ветки, крону, листья, затем каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.
  3. Дидактическая игра «Один-много». 
  4. Воспитатель называет дерево в единственном числе, а дети – во множественном числе. (Клен – клены, сосна – сосны, береза – березы, ива – ивы, ель – ели, рябина – рябины, дуб – дубы).
  5. Упражнение  «Какой листик?»

Если лист дуба, то он (какой?) – дубовый

Если лист березы, то он (какой?) – березовый.

Если лист рябины, то он (какой?) – рябиновый.

Во множественном числе:

Листья на клене – кленовые.

Листья на рябине – рябиновые

Листья на березе – березовые

Листья на дубе – дубовые.

Во множественном числе в родительном падеже:

Зимой на березе каких нет листьев? (Березовых)

На клене? (Кленовых листьев) На дубе? (Дубовых)

  1. Слушание пьесы П. Чайковского (из «Детского альбома»). После прослушивания дети описывают характер мелодии, темп музыки, придумывают танцевальные движения. Во время повторного прослушивания дети выполняют соответствующие музыке движения.
  2. Раскрашивание листьев. Дети рассматривают вырезанные из бумаги силуэты листьев, характерные для разных деревьев, выбирают соответствующие цвета красок (желтая краска, красная, оранжевая) и раскрашивают их.
  3.  Рефлексия. Создание коллажа из листьев деревьев.

Дети наклеивают листья на большой лист бумаги, создавая коллаж.

Чтение Загадок о деревьях и кустарниках.

Стихотворения о черемухе, о березе.

Чтение Соколова-Микитова Ивана Сергеевича произведения

 «Вечер в лесу», «Осень» из серии рассказов «Год в лесу».

Коллективная Аппликация «Береза»

Программное содержание

Задачи:

-продолжать формировать у детей навыки работы с бумагой, выполнение аппликации различными способами (посыпка, мятой бумагой, вырезанная аппликация);

- обучать работать с клеем.

-развитие абстрактного мышления, мелкой моторики пальцев рук, пространственного воображения, глазомера, способности следовать устным инструкциям;

- развитие творческого интереса к работе, логического мышления,  фантазии.

-воспитание терпения, усидчивости, трудолюбия;

-воспитание аккуратности, вкуса, других эстетических  чувств.

Сценарий развлечения «РУССКАЯ БЕРЕЗКА»

Действующие лица.

Дети: воробей, кошка, березка.

Атрибуты: свистульки.

Ведущий: Мы всех приглашаем

В гости к березке.

Всегда наряд ее весел.

Стоит она в поле

На перекрестке

Русских дорог и песен.

Девочка: Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках

 2-я девочка:

Мы вокруг березки

Встанем в хоровод,

Радостно и звонко

Каждый запоет.

Исполняется песня

Дети инсценируют стихотворение «Воробьи и кошки»

Воробей:

 Пришла осень золотая! (ребенок)

Все листочки облетают!

На веточке я посижу

И песню об осени  спою

Звучит музыка В.Витлина «Кошка»

Кошка: Кто же громко здесь поет? (девочка)

Кто же спать мне не дает? Это вы ребята пели?

Дети (хором) Нет, мы тихо все сидели.

Кошка: Значит,  птички прилетели?  Мне бы хоть одну поймать.

Люблю я с птичками играть. (Обходит березку)

Воробей: Чей-то голос слышу я,

Уж не кошка ли пришла?

Ведущий: хлопайте в ладошки.

Прогоните эту кошку!

(воробью)

Слушай, маленькая птичка,

Я налью тебе водички,

Спрыгни с веточки ко мне,

Дам я зернышек тебе.

Воробьи клюют зернышки, исполняют мелодию на свистульках.

Спасибо вам за угощенье.

Понравилось вам наше пение?

Ведущий: А сейчас, а сейчас-

Все начнем веселый пляс.

Дети идут хороводом «Мы на луг ходили» (муз. И Филлиппенко)

Ведущий: 

У красы березки

Платья серебриться

У красы березки

Длинные косицы.

(Выбегают дети в масках козлят)

Ведущий: Со двора к березке

Выскочили козы

Стали гнуть березку

А березка в слезы.

(Дети идут защищать березку).

Вышли наши дети

Дети (хором) Не дадим в обиду.

За нее мы все в ответе.

Дидактическая игра «Деревья и кустарники»

Программное содержание:

-расширять и уточнять знания детей о деревьях и кустарниках;

-формировать умение классифицировать деревья и кустарники4

-формировать умение подбирать листья к деревьям и кустарникам;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Используемые методы и приемы: речевой образец воспитателя, вопросы к детям, показ, напоминание, уточнение, оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...