Конспект НОД по познавательному развитию "Живая земля"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Морозова Анна Владимировна

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучкой огурцов, редиски, морковки.

Видели ли вы когда-нибудь семечко с 2-мя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим. Под ногами у нас почва, она поит и кормит нас, растения, животных, насекомых, давая урожай.

Как узнать, из чего состоит земля? (рассмотреть через лупу, потрогать, провести опыты).

Для этого я вам предлагаю превратиться в ученых. Ученым нужна лаборатория для опытов. Вот наша лаборатория. Проходите и садитесь за стол. На столе лежат предметы для исследований. На столе стоят формочки с песком, камнями, почвой, лупами, банка с водой и пипетки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivaya_zemlya.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Живая Земля»

средствами экспериментальной деятельности в средней группе.

Задачи:

- Познакомить детей с почвой, ее составом на основе опытов.

- Вызвать у детей познавательный интерес к почве, через удивление о ее значении в жизни растений и человека.

- Уточнить знания детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.

- Активировать речевую деятельность детей.

- Учить детей размышлять, формировать и обобщать результаты опытов.

- Воспитывать экологическую культуру: формировать правильные способы взаимодействия с природой (беречь землю, не засорять, ухаживать за ними), сопереживать всему живому, восприятие красоты природы.

Предварительная работа:

Чтение рассказов о Земле, рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением Земли.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучкой огурцов, редиски, морковки.

Видели ли вы когда-нибудь семечко с 2-мя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим. Под ногами у нас почва, она поит и кормит нас, растения, животных, насекомых, давая урожай.

Как узнать, из чего состоит земля? (рассмотреть через лупу, потрогать, провести опыты).

Для этого я вам предлагаю превратиться в ученых. Ученым нужна лаборатория для опытов. Вот наша лаборатория. Проходите и садитесь за стол. На столе лежат предметы для исследований. На столе стоят формочки с песком, камнями, почвой, лупами, банка с водой и пипетки.

  Опыт № 1

Насыпаем песок на белый лист бумаги, с помощью лупы рассмотрим его. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга, пересыпьте песок из одной миски в другую, он какой (сыпучий).

Что будет, если в песок налить воды? Возьмите пипетку и налейте в песок немного воды. Куда делась вода? Все песчинки слиплись. Легче делать постройки из какого песка?

Опыт № 2

Давайте исследуем камушки. Рассмотрите их, потрогайте, постучите друг о друга. Какие они? Налейте в камни немного воды. Что-то изменилось? Потрогайте, камни стали мягче? Они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет) Как они изменились? (стали ярче, как будто, улыбаются). Камни твердые, крепкие. Камни бывают очень разные по цвету, форме, по месту обитания. Они дружат с водой, если их намочить – меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче.

Физминутка
Ух, ты, семечко-зерно (руки в стороны)
Ляжешь в борозду на дно! (присед)
Ты, не бойся, золотое (руки к лицу)
Ничего что там темно, (присед)
К свету, к солнцу, из земли (руки вверх в приседе)
Ты, росток скорей пошли, (встать)
Как весною, в ранний час (повороты)
Семена взошли у нас (повороты)
Вышли к солнышку из тьмы (потянуться)
Здравствуй, солнце, это мы (махи руками)
Мал ещё росток-ребёнок (наклоны головой)
Только-только из пелёнок, (сесть)

Опыт № 3

Возьмём формочку с землей, лупу и рассмотрим почву внимательно, что вы видите, из чего состоит почва? (частички темного цвета, сухие листочки, веточки и т.д.)

Почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. В ней много еды для растений. Какого она цвета? (темная, черная).

Давайте потрогаем почву руками, какая она на ощупь? (сухая, мягкая, рыхлая). Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (вода впиталась, почва стала влажной). Видите, как интересно!

Почва – самая плодотворная часть земли.

Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их (ответы детей).

Земля питает и кормит все, что в ней растет. Не зря в народе землю называют кормилицей. Она кормит нас – дает нам овощи, фрукты, ягоды, грибы, радует нас мягкой травкой и красивыми цветами – все растет на земле. Землю нужно беречь, не надо загрязнять ее мусором, выливать бензин, жечь костры.

Вы были настоящими учеными. Теперь, выходя на улицу и видя землю у себя под ногами, вы, может быть, посмотрите на нее по-другому.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "Земля моя Коми" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: познакомить детей с национальным языком, с Коми фольклором; развивать у детей интерес и желание больше знать о родном крае....

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию "Земля-наш общий дом!"

В этом занятии воспитатель расширяет представление детей о том, что Земля- общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, формирует стремление беречь общий дом, как условие сохр...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "Путешествие по земле Рязанской"

Занятие по познавательно-речевому развитию "Путешествие по земле Рязанской"  Цель, задачи:l  воспитывать интерес к русскому народному творчеству, стремлению подражать народным умельцам...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ДОУ ко Дню Земли «Наша Земля»

Цель:формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли;воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе;развивать стремление детей выразить с...