Конспект НОД в старшей логопедической группе «Иваново - ситцевый край»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Будрина Ирина Константиновна

Формирование у детей интереса к родному краю, его истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanovo_sittsevyy_kray.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей логопедической группе

«Иваново - ситцевый край»

Цель: Формирование у детей интереса к родному краю, его истории.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»:

  • Формировать первичные представления об окружающих объектах родного города;
  • Совершенствовать желание активно изучать историю родного края.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление;
  • Развивать познавательную активность.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие»:

  • Формировать умение проявлять внимание друг к другу;
  • Совершенствовать внимание на манеры поведения;
  • Способствовать повышению эмоционального настроя воспитанников.

«Речевое развитие»:

  • Обогащать словарный запас детей новыми словами (пряха, манер, колорист);
  • Развивать монологическую и диалогическую речь.

«Художественно – эстетическое развитие»:

  • Развивать художественно – эстетическое воображение;
  • Знакомить детей с новой техникой нанесения краски на ткань;
  • Формировать мелкую моторику;

«Физическое развитие»:

  • Развивать мелкую моторику;
  • Проводить профилактику нарушений осанки, снятие мышечной усталости.

Предварительная работа:

  • Беседа о родном крае.
  • Игра «Прогулка по городу Иваново».
  • Чтение стихов о родном городе.

Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; ребенок проявляет любознательность; ребенок владеет устной речью; ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности; контролирует свои движения и управляет ими; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания.

Предпосылки УУД: личностные- умение прийти на помощь другу; умение оценивать свои поступки; умение соотносить поступки и события с принятыми этетическими принципами, умение ориентироваться в межличностных отношениях; коммуникативные – умение слушать, отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность, участвовать в совместной деятельности; познавательные- умение узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности; регулятивные - умение слушать взрослого и выполнять его инструкцию;

Используемое оборудование педагога: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, магнитная доска.

Используемое оборудование для детей: дидактический и раздаточный материал, влажные салфетки, стол, губки, веревки, ткань, краски, мяч.

Конспект занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Цель: Создавать у детей положительный настрой, замотивировать на образовательную деятельность.

Цель: Включение в образовательную деятельность.

Ребята посмотрите,  к нам сегодня пришел гость. Я очень рад нашей встрече и очень хотел бы с вами познакомиться, а мячик мне в этом поможет. Я буду мячик каждому передавать и себя называть. А вы мячик назад возвращайте и своё имя называйте.

Меня зовут Незнайка, а тебя?

Я очень рад нашему знакомству.

Ну, вот мы и познакомились.

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, Незнайка очень хочет  познакомиться с нашим городом. Вы мне поможете в этом, ребята?

Незнайка, посмотри, сколько у меня помощников. Мы готовы познакомить тебя с нашим городом.

Что бы ты хотел узнать?

Незнайка просит рассказать о гербе города: кто изображён на гербе и что это означает.

Дети подходят к воспитателю. У воспитателя в руке кукла Незнайка.

Дети встают в круг. Ловят мячик, называют своё имя и передают воспитателю.

Берутся за руки, улыбаются друг другу.

Слушают, отвечают на вопрос.

Основная часть

Цель: Актуализация и закрепление ранее полученных знаний о родном городе.

Цель: Демонстрация полученного опыта и знаний.

Игровое упражнение «Найди герб города»

Цель: Закрепить представление детей о значении герба, как символа города.

У вас на подносах лежат детали изображений гербов разных городов. Среди них вы должны найти деталь, относящуюся к гербу нашего города, и из найденных деталей собрать изображение герба.

На магнитной доске  появляется герб города Иваново.

Ребята, почему на гербе города Иваново изображена пряха?

Верно, ведь раньше наш город славился текстилем отличного качества и носил название Иваново – Вознесенск, так же отмечалось, что село Иваново – главный производитель ситца в стране.

Ребята, а почему так говорили?

Раньше Иваново-Вознесенск, являлся главным текстильным центром России, и стал неофициальной столицей целого промышленного района.

Фигура сидящей пряхи символизирует зарождение текстильного производства в городе Иваново. Использование в одежде и головном уборе женщины сочетания двух цветов - красного и серебра — означает, что город возник в результате соединения двух населённых пунктов — села Иванова и Вознесенского посада. Голубой цвет олицетворяет цветущий лён, верность, целомудрие, честность. Красный цвет напоминает о том, что первоначально город относился к Владимирской губернии.

Ребята, а вы всё знаете о своем городе? Давайте проведём  небольшую экскурсию по любимым местам Иванова?

Ну что, начнем?

Динамическая пауза: игра «Любимые места»

 Цель: Расширять знания о достопримечательностях города.

Ребята, я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете свой город. Перед вами лежат карточки с изображениями известных мест, вам надо определить какие места относятся к нашему городу, а какие нет.

Воспитатель подводит детей к магнитной доске, на столе лежат карточки с изображениями города Иваново и других городов.

Ребята, какие карточки с изображением города Иваново? Если вы их нашли, то поместите их на доску  рядом с гербом нашего города, а с изображением других городов оставьте на столе.

Проверим выполненное задание.

Воспитатель предлагает детям поочерёдно называть картинки, которые они выбрали.

Молодцы! Все сделали правильно!

Дидактическая игра «Музейные экспонаты».

Цель: Расширять знания детей о музеях города Иваново.

Ребята, посмотрите на одном подносе лежат части от Ивановских музеев, вам надо подобрать нужную часть, чтоб получился музей, а  на втором подносе лежат картинки с экспонатами этих музеев, вам надо их правильно распределить.

После того, как вы соберете музеи и распределите по ним их экспонаты, вам надо будет назвать, что это за музей и что в нем храниться.

Проверяем выполнение задания.

Ребята, скажите, какие музеи у вас получились? Какие экспонаты в них хранятся?

Когда дети называют музеи и их экспонаты, воспитатель располагает на магнитной доске  правильные ответы.

Незнайка, а ты был в музеях Иванова?

Я уже был в краеведческом музее и художественном тоже, а что это за музей, расскажите мне о нем. (Показывает на музей Ивановского ситца)

Воспитатель: Ребята, скажите, что это за музей? Вы, знаете о нем?

Правильно, ребята, это музей, посвященный истории производства ситца и моде. Музей открылся 9 июня 1987 года, его главная особенность, что он единственный в мире, содержит около миллиона разных тканей, различных старых костюмов, станков и много чего интересного.

На фоне рассказа в презентации показываются картинки тканей, костюмов, станков.

Мы с вами уже говорили о том, что на гербе города Иваново изображена пряха, потому, что у нас было ситцевое производство, да и вообще много фабрик по производству ткани. Ткань у нас была очень хорошего качества, колорист (это мастер, который создавал краски) разрабатывал специальные краски, которые придавали нашим тканям тот или иной рисунок.

Ребята, а вам интересно,  как в старину наносили узор на ткань, чтобы она получилась такая красивая?

Воспитатель: Было много разных способов, но самый интересный, это «Набивной», для того, чтобы набить рисунок на ткань мастер обмакивал заранее заготовленный манер.

Ребята, а вы знаете, что обозначает это слово?

Манер - использовался для создания рисунка на ткани.

Мастер ставил манер на нужное место и пристукивал по нему  деревянным молотком, киянкой, то есть, как бы набивал рисунок. Посмотрите, какая красивая ткань получалась.

И конечно, сейчас современные рисунки ситцев создаются с помощью компьютера.

На фоне рассказа в презентации показываются способы набивания ткани, рисунки, которые получались.

Динамическая пауза «Правда или ложь»

Цель: Закрепить знания о городе, развивать слуховое внимание.

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

Ребята, я хочу с вами немного поиграть, вставайте, давайте сделаем круг, я буду говорить предложение о нашем городе, а вы должны показать, если это правда, то похлопать, а если ложь, то потопать.

На гербе города Иваново изображена женщина с иголкой в руках…

Наш город назывался Иваново- Вознесенск…

В городе Иваново есть музей, он называется музей ткани…

В городе Иваново есть Музей Ивановского ситца…

Раньше рисунок на ткань печатали на компьютере…

Рисунок набивали топором…

Рисунок набивали деревянным молотком…

Молодцы! Вы все запомнили и теперь можете воспользоваться полученными знаниями и показать их в деле.

Молодцы! Вы все запомнили и теперь можете воспользоваться полученными знаниями и показать их в деле.

Продуктивная деятельность

Цель: Закрепить полученные знания.

Ребята, я вам предлагаю превратиться в настоящих мастеров и создать своё собственное, неповторимое лоскутное полотно с помощью «набивной» техники.

Воспитатель подводит детей к столу, там лежат губки (перемотанные веревкой), краска, вода, салфетки.

Перед вами лежат губки, обмотанные веревкой, это некий наш штамп, помните, я вам говорила, что мастер, берет штамп, обмакивает в краску и набивает на ткань, вот и мы сейчас возьмем наш штамп, опустим его в краску и начнем создавать наше полотно. Если вы вдруг испачкаетесь, то вот лежат влажные салфетки, возьмите, чтобы протереть руки.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Посмотрите, какая красота. Вы молодцы, я уверена, что этими знаниями вы поделитесь дома с родителями и друзьями.

Цель: участие в игре, желание добиться в ней успеха.

Дети, каждый у себя, находят нужную деталь; составляют герб города.

Дети предлагают свои варианты: у нас много ткани, в нашем городе много текстильных производств.

Дети слушают.

Отвечают: потому, что раньше его никто не производил.

Дети слушают.

Рассматривают изображение герба.

Слушают, отвечают

Цель: Закрепление своих знаний.

Принимают игровую ситуацию.

Дети выбирают и располагают  карточки на свои места.

Дети по очереди называют картинки.

Цель: Закрепление своих знаний, демонстрация полученного опыта.

Дети слушают.

Принимают игровую ситуацию.

Дети слушают.

Приступают к работе.

Дети по очереди называют музеи и их экспонаты.

Дети слушают.

Дети слушают.

Отвечают: Музей Ивановского ситца.

Дети слушают.

Дети слушают, отвечают: да.

Дети слушают, отвечают: нет.

Дети слушают, смотрят презентацию.

Цель: Демонстрация полученного навыка.

Дети слушают.

Принимают игровую ситуацию.

Дети слушают.

Выполняют движение.

Дети слушают.

Цель: Демонстрация полученного навыка.

Дети слушают.

Дети слушают.

Приступают к работе.

Заключительный этап (рефлексия)

Цель: Подвести итог занятия, способствовать снятию умственного напряжения и повышению эмоционального настроения детей.

-Ребята, давайте вспомним, почему на гербе города Иванова изображена пряха?

-Какой музей есть в нашем городе?

- Как раньше наносили рисунок на ткань?

Незнайка: спасибо вам ребята, мне очень понравилась наша виртуальная экскурсия, а вам?

Я надеюсь, что это не последняя наша с вами встреча. До скорых встреч. Пока!

Ребята, вы сегодня хорошо поработали и

показали, что знаете все о нашем городе Иваново, вы настоящие патриоты, продолжайте изучать наш город, ходите в музеи, парки и конечно не забывайте его историю.

Воспитатель благодарит детей за проделанную работу, отмечает успехи каждого ребёнка. Отмечает детей, которые в процессе занятия приходили на помощь своим товарищам, затруднявшимся в выполнении какого-либо задания.

Дети включаются в беседу.

Отвечают:

-в нашем городе было много текстильных производств.

-Музей Ивановского ситца.

-раньше рисунки набивали с помощью манера и молотка.

Дети слушают, отвечают: да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.

Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества ...

Конспект НОД в старшей группе "Дикие животные нашего края".

Задачи:·  расширить представления детей о жизни диких животных зимой.·  развивать познавательную активность,  любознательность, творческое воображение; способствовать развитию связной р...

Конспект НОД в старшей группе. «Береги природу родного края»

Конспект НОД в старшей группе.«Береги природу родного края»...

Конспект ООД в старшей группе "Весна в Чувашском краю"

Конспект ООД в старшей группе "Весна в Чувашском краю"...

Конспект НОД в старшей группе «Родной сердцу Краснодарский край»

Конспект  занятия в старшей группе «Родной сердцу Краснодарский край»Воспитатель Улезькова Людмила Петровна, МБДОУ № 54, г. Армавир...

Конспект НОД в старшей группе по теме "Родной край"

Цель: формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.Задачи:·        обобщить знания детей о растительном и...

Историко-патриотический проект в старшей логопедической группе «Родной свой край люби и знай»

Дошкольное детство- важнейший период становления личности, в который формируются первые представления об окружающем мире, обществе и культуре, закладываются нравственные основы гражданских качеств. Нр...