Методическая разработка.Виртуальная экскурсия в музей "Монплезир"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Стрельчикова Татьяна Васильевна

Проект "Мой любимый Петергоф"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_ekskursiya_v_muzey_monplezir.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка виртуальной экскурсии для детей старшей группы «Экскурсия в музей-дворец Монплезир» с использованием мнемотехники и ИКТ.


Автор:
Стрельчикова Татьяна Васильевна, педагог ГБДОУ детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга

Цели: обобщать и расширять представления детей о достопримечательностях. Продолжить формировать интерес к истории и культуре своего народа, людям родного города.

Уточнить знания музейных терминов, развивать монологическую речь, умение доказывать и делать выводы, познакомить детей с правилами поведения в музее. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию России, формировать патриотические чувства и чувства гражданской принадлежности.

Задачи:
Вызвать интерес и желание побывать в Монплезире.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое.

Материал и оборудование: презентация «Мы идем в музей», Игра «Запрещающие знаки»
Техническое оснащение: Проектор, ноутбук, музыкальный центр, презентация.
1. Часть. Организационный момент

Предварительная работа:

Совместная деятельность:

• Экскурсии по музеям Петродворцового района и Стрельны
• Рассматривание фотографий после посещения музеев;

• Просмотр видеофильмов;

• Изобразительная деятельность "Я был в музее";

• Чтение художественной литературы и детских энциклопедий;

• Заучивание стихотворений о родном городе;

Взаимодействие с семьей:

• Экскурсии в музее города всей семьей

• Беседа "Зачем идем в музей?" (вопросы: Что такое музей? Что там находиться? Кто там работает? (профессии).  В чем заключается их работа? Что они делают? Кто туда ходит? Зачем туда надо ходить? и т. д.);

Ход занятия:
Воспитатель:
Дети, сегодня мне хочется пригласить вас в необычное путешествие. Я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию в музей. Кто знает, что такое музей? Примерные ответы детей: музей – это дом, где собирают, хранят и показывают старинные вещи, где можно увидеть животных и птиц, где много фотографий и картин. В этом доме есть памятники старины и даже кости мамонта. Зачем ходить в музеи? (в музеях можно многому научиться, увидеть много нового и интересного) 

Молодцы, дети! А теперь – вспомним правила поведения в музее. Правила поведения в музее (работа на экране). Подойдите, пожалуйста, к столу и найдите запрещающие знаки, которые необходимо соблюдать в музее. Игра «Запрещающие знаки» Совершенно верно! В музее нельзя кричать, шуметь, ссориться, трогать экспонаты руками (только с разрешения экскурсовода). Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея передвигаться бесшумно и осторожно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за интересную экскурсию и его рассказ. 3 слайд. Воспитатель: Правила мы повторили, теперь можно начать экскурсию.

На экране появляется Сверчок (он всегда сопровождает нас с детьми во время прогулок по музеям Петергофа).

Воспитатель:

Ребята! Я слышу какие-то странные звуки… Ничего не пойму. Может мне послышалось? (Звук усиливается и появляется Сверчок). А вот и наш друг Сверчок, он много лет живет в дворцах нашего города. Говорят, что ему больше 300 лет и он видел, как Петр 1 начал строительство нашего города. Давайте поздороваемся с ним. «Здравствуйте многоуважаемый Сверчок». (3 слайд) Сверчок приглашает нас во дворец-музей Монплезир.

Воспитатель:

Давайте представим, что мы плывем на большом корабле, закройте глаза, послушайте, как волны плещутся о борт нашего корабля (включаю аудиозапись плеска волн). Крики чаек над нами (запись крика чаек). Мы причаливаем к берегу, открывайте глаза! 

Вид с террасы на Кронштадт (4-5 слайд)

Когда Петр 1 стал строить на Финском заливе крепость Кронштадт, он нашел удобный путь из города к острову: сначала в коляске до небольшой бухточки, а потом, совсем немного через залив. Царю все больше и больше нравилась уютная бухточка, и он приказал создать там невиданный прежде в России парк с фонтанами и дворцами, назвав его Петергофом, что значило «двор Петра». В Петергофе Петр 1 часто отдыхал летом от сражений и многих трудов.

Монплезир. Русский царь не любил жить в роскошных палатах и по его плану талантливые мастера построили в парке удобный и очень красивый небольшой дворец. Петр назвал его Монплезир (слайд 6).

Кто из Вас может объяснить, что означает слово «Монплезир»? (Мое удовольствие)

Мы были в этом дворце и любовались его красотой. Похож он на дворец?  Скорее он с виду напоминает домик. Не случайно, у него есть второе название «Голландский домик».  Когда-то в молодости Петр учился в Голландии строить корабли. И жил там в простом уютном доме. Царь Петр полюбил такие дома и Монплезир похож на них.  Он хотел, чтобы Монплезир напоминал ему о годах, прожитых в Европе и его любимой Голландии.

Петр проводил в резиденции на берегу залива много времени, встречался с послами, устраивал приемы. В любимом дворце царь любил отмечать свой день рождения. Здесь хранятся его личные вещи и подарки дипломатических миссий. А хотите ли вы познакомиться с экспонатами музея?

Физкультминутка (для глаз).

- В музее нужно внимательно смотреть на экспонаты, которые расположены по всему залу. Давайте сейчас потренируем наши глаза. Не поворачивая головы, посмотрите вправо, прямо, влево, вверх, вниз. Посмотрите, что происходит у нас далеко за окном, взгляните на кончики пальцев.

Воспитатель: Чтобы нам оказаться в музее, нужно с закрытыми глазами повернуться вокруг себя и сказать «заветные» слова: «Раз, два, три! Мы в музее, посмотри!

Дворец он приказал поставить вдоль берега. В центре сделать Парадный зал, а с двух сторон – по три небольшие уютные комнаты. с одной стороны- морской кабинет, спальня и секреторная. С другой стороны – лаковый кабинет, кухня и буфетная. Каждую комнату отделывали русские и иностранные мастера. Сверчок знакомит нас Полюбуемся Золотой гостиной.

Парадный зал. Купол в Парадом зале украшают скульптурные работы. Потолок покрывает многоцветная роспись на тему времен года. В центре – покровитель искусств бог Аполлон в окружении богов Четырех ветров.  Стены облицованы дубовыми панелями. Парадный зал "Монплезира" – свидетель самых разнообразных событий. Здесь отмечались семейные праздники и победы русского оружия, проводились приемы иностранных послов. Огромный стеклянный кубок на столе напоминает о серьезном наказании: штрафном "Кубке Большого орла", который во время пиров наполняли до краёв вином и подносили нарушителям правил, введенных царем. слайд 8.

Идём дальше! Сверчок приглашает в Морской кабинет.  

Морской кабинет окнами обращен к заливу. Отсюда открывается панорамный вид, который бесконечно вдохновлял императора, влюбленного в море. Это любимый зал царя, стены кабинета украшены дубовыми панелями и плитками, на которых мастера изобразили 13 типов парусников того времен. Забавные обезьянки в росписи потолка напоминают о путешествиях в заморские страны. На полках стоят навигационные и измерительные инструменты. слайд 9.

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель. Приглашаем вас посмотреть следующий зал. 

 Императорская спальня

Спальня изолирована от Парадного зала, вход возможен через Морской кабинет. Спальня императора мала, но очень уютна. Стены Спальни затянуты однотонной зеленоватого цвета материей. На полу – паркет геометрического рисунка. Камин украшают пышные гипсовые гирлянды цветов, на потолке – маски смеющихся Сатиров. Основная часть Спальни занята кроватью с пологом.  Рядом с кроватью Умывальный столик, зеркало в золоченой резной раме Особую атмосферу создают личные вещи царя: покрывало ручной работы, халат, полотенце, фетровый ночной колпак, деревянная расписанная кружка, кувшин и тазик для умывания. слайд 10. Нам надо отправляться дальше.

Секретарская – деловое помещение. Украшает кабинет резное кресло с затейливым орнаментом с изображением русского герба и монограммами Петра I. По стенам кабинета – картины западноевропейских живописцев.  слайд 11.

В любимом дворце Петр открыл первую в России Картинную галерею. Для этого император лично приобрел коллекцию полотен европейских живописцев, украшающих комнаты дворца.

Игра малой подвижности «Художник» Сейчас я предлагаю поиграть в игру. С помощью жестов и мимики вы должны придумать свою картину (Дети делятся, берут необходимые атрибуты для составления картины, дают название своей картине). – Молодцы, вы очень выразительно показали героев картин. А я приглашаю вас дальше.

Лаковый или китайский кабинет. В Лаковом кабинете размещена большая коллекция китайского фарфора. Стены декорированы большими черно-лаковыми панно в китайском стиле. К сожалению они были сожжены в годы Второй мировой войны. Новые панно по уцелевшим фрагментам написаны в 50-х гг. прошлого века мастерами Палеха и снова украшают Лаковый кабинет Петра. слайд 12. Давайте отправимся дальше, вы увидите Буфетную комнату.

 Наш сверчок не раз наблюдал, как царь завтракал и обсуждал дела в буфетной со своими помощниками. А на кухне в это время суетились повар и его помощники. Часто сюда приходила и государыня- сама царица Екатерина. Ведь в юные годы она не была принцессой, а обыкновенной служанкой, и хорошо разбиралась в поварском деле. А уж вкусы своего любимого мужа она знала лучше всех на свете и поэтому старательно пробовала каждое блюдо перед тем как слуги уносили его в буфетную. А иногда готовила и сама. слайд 13.

А сейчас я представлю следующий зал. Это была необычная для России кухня. В Кухне – посуда, оформленная на голландский манер. В каменную раковину для мытья посуды вода подавалась по трубе из фонтана Сноп. Стены отделаны красивыми голландскими изразцами. Голландский изразец это расписанная обожжённая керамическая плитка. слайд 14.

Но вот прошло много лет и некоторые плитки отвалились от стены и разбились на несколько кусочков.  Сверчок просит Вас помочь составить ее. Игра «Собери узор» слайд 15.

Воспитатель: «Сверчок говорит спасибо за помощь. Замечательные плитки у вас получились. Вы действовали быстро, грамотно, аккуратно, как настоящие реставраторы. А вы знаете кто такие реставраторы? (это мастера, которые восстанавливают старинные здания, вещи, делают их снова красивыми). Молодцы ребята! Понравилась вам работа реставратора?

Воспитатель: После завтрака Петр отправлялся со своими помощниками осматривать Нижний парк с фонтанами и Большой дворец. слайд 16.

– Вот и подошла к концу наша виртуальная экскурсия. Ребята, кто хочет побыть в роли экскурсовода и рассказать о музее Монплезир. Работа с мнемотаблицей. слайд 17. Сверчку очень понравились ваши рассказы. Вы все молодцы, хорошо справились с ролью экскурсовода.

«Спасибо, Сверчок! В следующий раз мы встретимся в Большом дворце. До скорой встречи».  А нам пора возвращаться в детский сад. Скажем заветные слова: «Раз, два, три, четыре, пять. Вот мы в садике опять!» Вот и закончилась наша экскурсия.
Скажите, что вы видели, делали, узнали нового. Высказывания детей.

Мне очень понравилась наша экскурсия. У меня для вас небольшой сюрприз от Сверчка.

Педагог достает подарочную коробку. Я хочу подарить альбом и коробки с карандашами, чтобы вы нарисовали, что вы видели в музее Монплезир. Дети берут карандаши, альбом, благодарят, уходят рисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Виртуальная экскурсия "Путь к звездам"

Представляю конспект беседы с детьми старшего дошколного возраста с использованием интерактивной технологии на тему "Космос"...

Методическая разработка "Виртуальная экскурсия по Павловску"

quot;Виртуальная экскурсия по Павловску" занятие для детей подготовительной группы с использованием интерактивной доски....

Методическая разработка виртуального путешествия "Знакомство с театром"

Цель предлагаемого материала - формирование у детей интереса к театру, театрализованной деятельности. Дети знакомятся с театром, назначением его помещений, с профессиями людей, служащих в театре. У де...

Методическая разработка "Виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу"

Знакомим дошкольников с достопримечательностями Санкт-Петербурга...

Методическая разработка Виртуальная экскурсия в зоопарк "Кто в Теремочке живёт?"

Виртуальная экскурсия в Ленинградский Зоопарк для детей среднего дошкольного возраста. Конспект с пояснительной запиской...

Методическая разработка "Виртуальная экскурсия в мир музыки"

Методическая заработка представляет собой виртуальную экскурсию по залам музея. В процессе экскурсии дошкольники посещают залы русских художников с определенным музыкальным сопровождением произведений...

Методическая разработка "Виртуальные экскурсии как одно из средств формирования позитивных установок к труду у детей дошкольного возраста"

Виртуальная экскурсия – это организационная форма образовательной деятельности,отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов....