НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Познакомимся с нашими зубами"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ерёмина Елена Геннадьевна

Непосредственная образовательная деятельность нацелена на первоначальном представлении детей о строении зубов и их значении для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznakomimsya_s_nashimi_zubami.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Звёздочка" г. Аркадак Саратовская область

НОД в подготовительной к школе группе по познавательному развитию "Познакомимся с нашими зубами"

Подготовила и провела воспитатель

МБДОУ д/с "Звёздочка"

г.Аркадак Саратовская область  

Еремина Е.Г.    

Аркадак 2021

Цель: дать представление о строении и значении зубов

Программные задачи: - познакомиться со строением зубов методом самообследования;

- уточнить знания о назначении зубов, об их функции;

- познакомить детей с расположением зубов в ротовой полости, их названием и количеством.

Методические рекомендации.

1. Данное занятие может быть объединено в одно со следующими  при условии уменьшения объёма даваемого материала.

2. В группе могут оказаться дети с запломбированными или разрушенными зубами. Если ребята будут с интересом рассматривать зубы своих товарищей, препятствовать этому не надо. Но специально организовать коллективный просмотр чужих зубов тоже не следует. Занятие должно пройти очень корректно, без нарушения этических норм.

Особенно осторожно надо вести разговор о роли микроорганизмов. Чрезмерно эмоциональный рассказ о них может оказать на детей неблагоприятное психическое воздействие.

Материалы и оборудование.

У каждого ребёнка: зеркало, четверть разрезанной вдоль моркови, зубная щётка, прозрачный стакан с водой, ложка, тарелка для размещения оборудования.

У педагога:

- челюсти животного, в котором находятся зубы (запастись заранее во время варки холодца); одиночные зубы разного типа любого животного (их тоже подбирают заранее), молочные зубы ребёнка (Желательно, чтобы  среди них был хоть один зуб с "дуплом");

- горошина или любой небольшой предмет с гладкой поверхностью, два камешка - "голыша".

Методы обучения: рассказ, беседа, самообследование, эксперимент, практическая деятельность, логические рассуждения.

Организация занятия. Дети сидят за столами по двое или все вместе вокруг одного большого стола. Поскольку планируется самообследование, перед занятием все моют руки с мылом. Занятие проводится вскоре после завтрака. Чтобы убедиться в наличии остатков пищи, никто из детей не полощет рот после завтрака.

Новые слова: челюсть, зуб, корень, десна, поверхность зуба, жевательные дёсна, эмаль.

Ход занятия.

Орг.момент.

- Ребята, сегодня мы будем знакомиться с нашими зубами. Мы пользуемся ими каждый день, но ещё с ними не знакомы. Скажите, где расположены зубы? (Ответы.) Зачем они нам нужны? (Ответы.) А зачем зубы животным? (Ответ: животные используют зубы не только для еды, но и для защиты.)

Блок 1 - строение зубов.

- Рассмотрим свои зубы в зеркало. Какого они цвета? (Ответы.) Попробуйте согнуть их язычком. Получается? (Дети выполняют.) Глядя в зеркало, осторожно постучите ложкой о зуб. Что можете сказать о твердости зубов? (Ответы.)

- Попробуйте покачать зуб пальцами. Получается? (Ответы.) Попробуйте вынуть зуб. Опять не получается? Зубы сидят прочно. Они укреплены в кости, которая называется челюсть. Мы не можем увидеть зубы внутри кости у себя, но можем рассмотреть все на кости.

- Посмотрите, вот челюсть коровы. (Педагог показывает челюсть.) Обратите внимание, зубы и тут не вынимаются. Нижняя половина зуба находится в кости, в середине зуб немножко суживается, поэтому не может выпасть. Он держится крепко. Данил, попробуй вынуть зуб из челюсти коровы. Не получается. Вам видна нижняя часть зуба, находящаяся в челюсти? (Педагог показывает участок, где кость сломана и веден корень зуба.) Нижняя часть зуба называется корнем. Повторим, как она называется? (Хоровой ответ.)

- Найдём, где у нас корни. Посмотрите в зеркало на свои зубы. Найдите кость, в которой они укреплены. (Дети выполняют.) Посмотрите, кость не ровная, а с небольшими утолщениями, бугорками под (Над) каждым зубом. В этих утолщениях  и находятся корни зубов. Потрогайте кость пальчиком. Далеко ли уходит корень в челюсть? (На верхней челюсти бугорки выражены лучше, чем на нижней.)

Блок 2 - смена зубов у человека.

- Первые зубы, которые вырастают у человека, выпадают. У кого уже выпадали зубы? Поднимите руки. У всех. Как это происходит? Когда приходит время, корень зуба сам собой рассасывается и разрушается. Зубу нечем держаться за челюсть, он выпадает. Обычно это бывает не больно. Зуб сначала качается, а потом выпадает. Сейчас у кого - нибудь  качается зуб?(Ответы детей.)

- Посмотрите, у меня есть несколько зубов (один зуб), которые выпали у наших детей. Есть у них корень? (Дети рассматривают зубы, убеждаются в отсутствии корня.)

Блок 3 - продолжение знакомства с зубами.

- Снова посмотрим в зеркало. У коровы мы видели кость. У нас кость закрыта сверху мягкой тканью. Она называется десной. Повторим это слово. (Дети повторяют хором.) Смотрим на десну в зеркало. Какого она цвета? (Ответы детей.) Десна очень нежная. Она легко царапается, если во рту окажется твердый предмет. Её можно проколоть косточкой от рыбы и обжечь очень горячей едой. Отсюда вывод: с десной нужно обращаться осторожно. Что можно класть в рот и чего нельзя? (Ответы.)

- А можно ли сломать зуб? (Ответы.) Да, если ударить по зубу с большой силой или грызть очень твердое. Если зуб выпадает сам - не больно, а если сломать - очень больно. Как надо обращаться с зубами, чтобы их не сломать? (Ответы.)

Блок 4 - типы зубов.

- Теперь рассмотрим, одинаковы ли у нас все зубы. Вначале посмотрите на передние зубы. Запомните. как они устроены. (Дети выполняют.) А теперь пальчиком отодвиньте губу и рассмотрите зубы, которые спрятались за щекой. Чем они отличаются от передних? (Передние заострённые, а задние плоские.)

- Проведите пальчиком по поверхности зубов. Где они гладкие, а где с бугорками? (Ответы.) Как вы думаете, зачем нужны эти бугорки? (Предположения детей.)

- Сейчас проведём такой опыт: возьмите морковь и откусите от неё небольшой кусочек. (Дети выполняют.) Какими зубами вы откусывали? (Ответы.) А теперь откусите ещё один раз, удержите кусочек и попробуйте пожевать  его передними зубами, не перекладывая на задние. (Дети выполняют.) Удобно? Отправьте его за щеку и пережуйте морковь. Какими зубами удобнее откусывать? Какими удобнее жевать? (Ответы.) Теперь вы и сами догадаетесь, какие зубы называются жевательными? (Ответы.) Какими зубами вы "резали" морковь? (Ответы.) Молодцы.

- Давайте проведём ещё один опыт. Лера, зажми горошину между двумя голышами. Сильно зажми. (Горошина выскакивает.) А теперь зажми между двумя зубами коровы. Почему горошина не выскакивает? (Ответ: её задерживают бугорки.) Теперь понятно, зачем нужны бугорки?

Блок 5 - количество зубов.

- Сбегайте в умывальную комнату, вымойте руки с мылом. Вдруг они уже испачкались. (Данное занятие преследует не только гигиенические цели, но и заменяет физкультминутку.)

- Посчитаем, сколько у нас зубов. Сначала считаем на верхней челюсти, глядя в зеркало или проводя пальчиком по зубам. (Дети выполняют.) Дождавшись выполнения задания, педагог опрашивает каждого ребёнка и полученные числа записывает на доске. В конце пишет своё число - 32.)Почему у всех получилось разное количество? Кто догадается? (У кого - то зубы выпали и не успели вырасти.) А у взрослых зубов гораздо больше, чем у детей, - 32. Вырастите, и у вас тоже будет 32 зуба.

Блок 6 - на зубах могут жить бактерии.

А сейчас посмотрим, кто живёт у нас во рту. Сначала возьмите в руку стаканчик с водой и рассмотрите её. Видите, какая она чистая и прозрачная. (Дети выполняют.) Потом возьмите зубную щётку, почистите без пасты свои зубы. Хорошо чистите! Захватывайте дальние зубы - жевательные!  Водите вверх и вниз, как положено! Теперь помойте щетку в стакане с чистой водой. Как изменилась вода? (Если дети не полоскали рот после завтрака, вода слегка помутнеет. Если вода помутнела - значит между зубами имеются остатки пищи, на них размножаются микробы. Если вода не помутнела, значит мы молодцы, хорошо ухаживаем за своими зубами, и во рту у нас никто не живёт. )

- Микробы бывают разные. Одни являются нашими друзьями. Они защищают нас от плохих  микробов, не разрешают им поселяться на зубах. Другие, наоборот, вызывают болезни зубов. Но об этом - в следующий раз.

Заключение.

- Вот и познакомились мы с вами с нашими хорошими помощниками - зубами. Хорошо, когда они есть. Они могут жевать любую пищу. Они помогают чётко и красиво разговаривать. Но бывают люди, у которых зубов нет. Зубы когда - то были, но потом выпали. Хозяин плохо за ними ухаживал, и они убежали от него, как посуда от Федоры. Таким людям очень плохо: есть нормально не могут, едят только протёртую пищу, пюре и кашу. Не могут съесть ни мясо, ни яблоко; им жевать нечем. Потом желудок болит. И разговаривают они невнятно. И делаются некрасивыми: нос лежит сразу на подбородке. Помните, как у Бабы Яги?

- Кто знает, почему они потеряли зубы? Не берегли их, не следили за их чистотой. Чтобы с вами такого не случилось, на следующем занятии мы узнаем, как надо беречь зубы, правильно за ними ухаживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Леса – наша гордость и краса».

Занятие по познавательному развитию способствует уточнению и обобщению у детей конкретных представлений о роли леса в жизни детей. Уточняет понятия: русский лес - богатство каждого человека нашей стра...

План конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности " Наши пернатые друзья"

Уточнить представления детей о знакомых птицах, показать их приспособленность к полету по воздуху, закрепить знания детей о приспособлениях и механизмах , позволяющих человеку летать по воздуху. Упраж...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ «Наша планета Земля в опасности»

Цель: Воспитывать у детей чувство любви к родной земле  и желание бережно  относиться к свой планете.Задачи:Образовательная: Дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опаснос...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Города - соседи нашего родного города"

На данном занятии дети знакомятся со значением символов гербов и достопримечательностями городов соседей своего родного города....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Наши помощники – органы чувств»

Программное содержание.Дать элементарные понятия о мозге, его значении для органов чувств.Закрепить представления детей о значении органов чувств для восприятия человеком окружающего мира.Вызвать инте...