Познавательно-информационный проект "Улитка"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Дети мало, что знают о мире моллюсков, так как детям ближе мир домашних и диких животных. Поэтому в один из дней Арина в группу принесла улитку. Реакция детей была неоднозначной. Одни выразили радость и неподдельный интерес, другие – испугались. В ходе беседы выяснилось, что знания об улитках у детей очень скудные. Дети начали задавать проблемные вопросы: «Нужны ли улитки? Пользу или вред они приносят? Как устроены улитки?», «Какие бывают улитки?», «А где живут улитки?», «А есть у улитки глаза? « Сколько ног у улитки?», «Почему некоторые улитки живут в воде, а некоторые только на суше?», «А, что – улитка как курица откладывает яйца? Почему она откладывает яйца?», «Всё ли можно есть улитке?». Поэтому, исходя из вопросов детей, возник наш краткосрочный проект: «Улитка!» по ознакомлению ребят с этим удивительным моллюском.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ulitka.docx | 48.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта «Улитка».
Проект реализуется в рамках программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, согласно ФГОС.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель, помощник воспитателя.
Целевая группа: дети старшей группы.
По продолжительности: неделя.
Типология проекта: познавательно – информационный.
По доминирующей деятельности: творческий, познавательный.
По форме деятельности: групповая, коллективная.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
По организованным формам проведения работы над проектом: мероприятия в организованно-образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах.
Актуальность: Дети мало, что знают о мире моллюсков, так как детям ближе мир домашних и диких животных. Поэтому в один из дней Арина в группу принесла улитку. Реакция детей была неоднозначной. Одни выразили радость и неподдельный интерес, другие – испугались. В ходе беседы выяснилось, что знания об улитках у детей очень скудные. Дети начали задавать проблемные вопросы: «Нужны ли улитки? Пользу или вред они приносят? Как устроены улитки?», «Какие бывают улитки?», «А где живут улитки?», «А есть у улитки глаза? « Сколько ног у улитки?», «Почему некоторые улитки живут в воде, а некоторые только на суше?», «А, что – улитка как курица откладывает яйца? Почему она откладывает яйца?», «Всё ли можно есть улитке?». Поэтому, исходя из вопросов детей, возник наш краткосрочный проект: «Улитка!» по ознакомлению ребят с этим удивительным моллюском.
Гипотеза: у детей будут сформированы элементарные представления по теме «Улитка», если дети заинтересуются темой моллюсков, проявится их познавательная активность, творчество и детальность в работе.
В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта:
Цель: формирование у детей элементов экологической культуры, грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы.
Задачи:
- Образовательные: способствовать формированию у детей элементарных представлений об улитке, её строении и способах передвижения; рассказать детям об интересных фактах об улитке.
- Развивающие: способствовать развитию умения делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи; умения рассуждать, наблюдать, развитию у детей познавательного интереса к миру моллюсков , активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, речи.
- Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе; уточнить, чем мы можем помочь моллюскам.
Результаты реализации проекта: в ходе проектной деятельности дети совместно со взрослыми создадут различные продукты деятельности: картотеку загадок; альбом с картинками; нарисуют рисунки, сделают аппликации и лепку; организовали выставку работ детей и родителей.
После завершения проекта дети смогут:
показать все свои приобретенные представления и умения, проявить фантазию, выдумку;
осуществить поиск информации (самостоятельно и совместно со взрослыми) из разных источников;
осуществлять подбор различных материалов, создавать продукты деятельности (самостоятельно и совместно со взрослыми);
собирать и обобщать факты, формировать и представлять собственную точку зрения.
Этапы проекта:
Реализация проекта проходила в несколько этапов.
1 этап. Подготовительный.
Изучение методической литературы.
Составление плана работы.
Выявление первоначальных представлений детей о моллюсках.
Подбор презентаций для просмотра «Улитка».
Информирование родителей о предстоящей деятельности.
Подбор литературы об улитке, фотографий, плакатов, раскрасок, мультфильмов.
2 этап. Выполнение проекта.
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась в двух формах: в совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах (организационно-образовательная деятельность, беседы, чтение художественной литературы) и в самостоятельной деятельности детей.
3 этап. Заключительный. Итог проекта.
На основе ситуативных высказываний детей, записей, сделанных в модели трех вопросов, и исходя из своего профессионального опыта, создали план реализации проекта.
Модель трех вопросов:
Что мы знаем об улитках ?»
Они ползают. (Тимур С.)
У них есть рожки. (Рамазан)
У них на спине домик (раковина). (Арина)
У них есть раковина. (Тагир)
Они прячутся в раковину. (Лиза)
Что мы хотим узнать?
Где они живут? (Руслан)
Чем они питаются? (Тимур Ш.)
Где рот у улитки? (Валерия)
У улитки есть ноги? (Алина)
У них есть зубы? (Данис)
У них есть глаза? (Мелита)
Что нужно сделать, чтобы узнать?
Посмотреть энциклопедию. (Карина)
Спросить у мамы и у папы. (Тимур Г.)
Посмотреть в компьютере. (Давид)
Спросить у воспитателя. (Самира)
Календарный план:
№ | Образовательная область | Задачи | Методические приемы | Ответственные | ||||
1 | Понедельник | |||||||
Утро | Наблюдение за улиткой | Способствовать развитию наблюдательности; способствовать расширению знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида улитки. | Наблюдение, беседа, ответы на вопросы. | Дети, воспитатель | ||||
Дидактическая игра «День рождения у улитки» | Способствовать расширению словарного запаса, обучению детей называть, как животные подают голос. | Представлена в картотеке дидактических игр | Дети, воспитатель | |||||
Дидактическая игра «Улитка учит язычок делать зарядку» | Способствовать развитию артикуляционной моторики детей. | Представлена в картотеке дидактических игр. | Дети, воспитатель | |||||
ООД | Художественно-эстетическое развитие (лепка). Тема «Улитка» | . Образовательные: - вызвать интерес, желание слепить улитку , используя пластилин. Развивающие: - способствовать развитию мелкой моторики рук Воспитательные: - способствовать воспитанию любовь к природе. | Организационный момент, приход гостьи бабушки Марьи, беседа о вредителе –тле, рассматривание картинок тли и улитки, показ процесса изготовления улитки, уточнение техники её исполнения (лапки, глазки, усики), физминутка, самостоятельная работа детей под руководством воспитателя, выставка и анализ детских работ. | Дети, воспитатель | ||||
Прогулка | Игра малой подвижности «Улитка» | Способствовать обучению детей согласовывать движения с текстом, упражнять детей в ходьбе. | Представлена в картотеке подвижных игр. | Дети, воспитатель | ||||
Вечер | Чтение сказки А. Ленарской «Про умную улитку». | Способствовать развитию у детей умения слушать художественное произведение, оценивать поведение героев. Способствовать развитию умения отвечать на вопросы, поддерживать беседу. Способствовать формированию умения высказывать свою точку зрения. | Представлена в картотеке сказок. | Дети, воспитатель. | ||||
Конструирование из строительного материала улиток и домиков для них. | Способствовать развитию фантазии и воображения. Способствовать формированию трудолюбия и аккуратности, упорства и достижения поставленной цели. Способствовать воспитанию дружелюбия и взаимопомощи. | Строительный материал. | Дети, воспитатель. | |||||
2 | Вторник | |||||||
Утро | Познавательное развитие (расширение кругозора детей). Тема: беседа «Улитка» | Систематизировать и расширить представление детей об улитках; способствовать закреплению полученных представлений, расширить кругозор детей; способствовать развитию речи, стремления узнать новое. | Рассказ воспитателя «Улитки», ответы на вопросы, итог. | Дети, воспитатель | ||||
Дидактическая игра «С улиткой играй и цвета называй!» | Способствовать формированию умения подбирать существительные к прилагательным, обозначающий цвет, закрепление названий основных цветов и оттенков. Способствовать автоматизации звуков в речи | Представлена в картотеке дидактических игр. | Дети, воспитатель | |||||
ООД | Образовательная область «Речевое развитие» Тема: ««История о том, как летала улитка»» | Образовательные: - способствовать расширению словарного запаса, закреплению знаний детей о внешних признаках моллюсков, их строении; совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навык пересказа по вопросам и с опорой на предметные картинки. Развивающие: - способствовать развитию памяти, внимания, мышления, творческого воображения. Воспитательные: - способствовать воспитанию бережного отношения к природе и ее обитателям. | - Организационный момент - Рассматривание картинки с изображением улитки - Описание улитки, работа с раздаточным материалом - Физминутка, пальчиковая игра, дыхательная гимнастика, с использованием декламации стихотворения Г. Сапгира, мимическая разминка, составление коллективного рассказа, итог занятия. | Дети, воспитатель | ||||
Прогулка | Подвижная игра «Улитка» | Способствовать развитию координации движений в мелких и крупных мышечных группах, быстроты реакции. | Представлена в картотеке подвижных игр. | Дети, воспитатель | ||||
Вечер | Чтение сказки Марии Шкуриной «Сказка про улитку и кузнечика» | Способствовать развитию у детей умения слушать художественное произведение, оценивать поведение героев. Способствовать развитию умения отвечать на вопросы, поддерживать беседу. Способствовать формированию умения высказывать свою точку зрения. | Представлена в картотеке сказок. | Дети, воспитатель. | ||||
«Разрезные картинки «Улитки» | Составить из частей целое. Способствовать развитию мелкой моторики и логического мышления. | Разрезные картинки. | «Разрезные картинки «Улитки» | |||||
3 | Среда | |||||||
Утро | Познавательное развитие (расширение кругозора детей). Тема: беседа «В гостях у улитки». | Систематизировать и расширить представление детей об улитках; вызвать интерес к миру моллюсков; Способствовать развитию речи, стремления узнать новое. | Рассказ воспитателя «Улитки» (садовые, аквариумные), ответы на вопросы, итог. | Дети, воспитатель | ||||
Индивидуальная работа. Дидактическая игра «Улитка»» | Способствовать обучению детей соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей. | Представлена в картотеке дидактических игр. | Дети, воспитатель | |||||
Дидактическая игра «Найди пару» | Способствовать формированию умения соотносить по окрасу, внешнему виду. Способствовать развитию зрительного восприятия, мышления, внимания, памяти. | Представлена в картотеке дидактических игр. | Дети, воспитатель | |||||
ООД | Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений). | Образовательная: - способствовать установлению способов уравнивания двух групп предметов; - закрепление умения определять, в какой из групп больше (меньше) или в них поровну предметов, используя приём приложения; закрепление умения находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму, цвет, размер фигур; Развивающая: - способствовать развитию социальных навыков умения работать в группе; находить решение и делать выводы. Воспитательная: - способствовать воспитанию сдержанности, усидчивости, доброжелательности, чувства взаимовыручки. | Организационный момент, чтение стихотворения «Улитка», дидактическая игра «Большие, маленькие», «где ползет улитка», пальчиковая гимнастика, физминутка, работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, динамическая пауза, итог. | Дети, воспитатель | ||||
Прогулка | Подвижная игра «Улитка» | Способствовать развитию координации движений, развитию речи. | Представлена в картотеке подвижных игр. | Дети, воспитатель | ||||
Вечер | Чтение сказки И. Щепетинниковой «Улитка Уля» | Способствовать развитию у детей умения слушать художественное произведение, оценивать поведение героев. Способствовать развитию умения отвечать на вопросы, поддерживать беседу. Способствовать формированию умения высказывать свою точку зрения. | Представлена в картотеке сказок. | Дети, воспитатель. | ||||
Дидактическая игра «Математические пазлы» | Способствовать развитию логического мышления, | Представлена в картотеке дидактических игр. | Дети, воспитатель | |||||
Дидактическая игра «Найди одинаковые» | Способствовать развитию наблюдательности, логического мышления, зрительной памяти, внимания. | Представлена в картотеке дидактических игр. | Дети, воспитатель | |||||
4 | Четверг | |||||||
Утро | Познавательное развитие (расширение кругозора детей). Беседа «Какую пользу приносит улитка». | Систематизировать и расширить представление детей об улитках, об их пользе в природе; способствовать закреплению полученных представлений, расширить кругозор детей; Способствовать развитию речи, стремления узнать новое. | Рассказ воспитателя «Улитки», ответы на вопросы, итог. | Дети, воспитатель | ||||
Дидактическая игра «Скрути улитку»
| Способствовать формированию у детей умение различать основные цвета, развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, логического мышления. | Представлена в картотеке дидактических игр. | Дети, воспитатель | |||||
Игра «Сосчитай улиток» | Способствовать закреплению счета от 1до 5 и обратно. Способствовать развитию памяти . | Представлена в картотеке дидактических игр. | Дети, воспитатель | |||||
ООД | Образовательная область «Формирование целостной картины мира» Тема: ««Улитка, улитка, выпусти рога!» | Содействовать расширению представлений детей о жизни улиток, уточнению представлений об их пользе. Способствовать формированию умения называть характерные особенности внешнего вида. Способствовать активизации употребления в речи названий частей тела моллюсков(голова, брюшко, ноги, , раковина); Способствовать развитию познавательного интереса к окружающей живой среде, развитию связной речи и логического мышления. Способствовать воспитанию любви к природе и бережного отношения к ней. | Организационный момент, наблюдение за улиткой, рассказ воспитателя, моллюсков, физминутка, работа с картинками, тактильное знакомство с улиткой, имитация движений улитки, разрезные картинки «Улитки», итог занятия. | Дети, воспитатель | ||||
Прогулка | Подвижная игра «Улитки и лягушки» | Способствовать развитию двигательной активности, умения согласовывать движения со зрительным сигналом. Упражнять в прыжках на месте. | Представлена в картотеке подвижных игр. | Дети, воспитатель | ||||
Вечер | Чтение стихотворений про Улитку | Способствовать развитию у детей умения слушать художественное произведение, оценивать поведение героев. Способствовать развитию умения отвечать на вопросы, поддерживать беседу. Способствовать формированию умения высказывать свою точку зрения. | Представлена в картотеке сказок. | Дети, воспитатель. | ||||
Раскрашивание улиток. | Способствовать развитию фантазии у детей (придумать новую яркую раскраску). | Раскраски | Дети, воспитатель | |||||
5 | Пятница | |||||||
Утро | Рассматривание энциклопедий, книг и журналов «Какие разные бывают улитки!» | Продолжить знакомство детей с различными видами улиток | Рассказ воспитателя «Улитки», ответы на вопросы | Дети, воспитатель | ||||
Самостоятельные игры детей «Сделай улитку» | Способствовать развитию фантазии у детей, мелкой моторики рук. | Мозаика, мелкий конструктор | Дети, воспитатель | |||||
Прослушивание песен об улитке | Способствовать развитию музыкального слуха. | Песни об улитке | Дети, воспитатель | |||||
ООД | Художественно-эстетическое развитие (рисование). Тема «Улитка с зонтиком». | Образовательные: - способствовать расширению и уточнению знаний детей о моллюсках. Развивающие: - способствовать развитию чувства формы и цвета, вызвать эмоциональный отклик на красивые природные объекты, совершенствовать технику рисования красками (повторять изгибы округлой формы). Воспитательные: - способствовать воспитанию интереса и бережного отношения ко всему живому. | Отгадывание загадки, чтение стихотворения, беседа, ответы детей на вопросы улитки (слайды с изображением улитки с вопросом), физминутка, самостоятельная работа детей под руководством воспитателя, итог. | Дети, воспитатель | ||||
Прогулка | Час игры. Подвижные игры «Улитки и лягушки», «Улитка». Игра малой подвижности «Улитка» | Способствовать развитию двигательной активности, Способствовать развитию координации движений в мелких и крупных мышечных группах, быстроты реакции, развитию речи. | Представлена в картотеке подвижных игр. | Дети, воспитатель. | ||||
Вечер | Выставка «Наша забавная улитка» | Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, родной земле, необходимости охранять её | Детские работы и поделки родителей | Дети, воспитатель, родители. | ||||
Просмотр мультфильмов «Улитка и радуга», мультфильм про забавную улитку. | Способствовать расширению представлений об окружающем мире. Способствовать формированию оценочного отношения к миру, развитию мышления, пониманию причинно-следственных связей. Способствовать развитию любознательности. Доставить радость от просмотра | Мультфильмы. | Дети, воспитатель. |
Организация центров.
Центр искусств:
Рисунки детей «Улитки», аппликация «Улитки», улитки из пластилина, раскраски по теме.
Центр математики:
Раздаточный материал, счетные палочки и картинки по теме, картотека математических игр, картотека лабиринтов, разрезные картинки по теме.
Центр книги:
Картотека загадок и стихов по тематике, картотека стихотворений и сказок по теме, альбом с иллюстрациями, энциклопедии о моллюсках, .
Центр строительства:
Строительный материал: кубики, конструктор, лего, цветная бумага, краски, кисточки, фломастеры, альбом, клей, кисточки для клея, самоклейка, ножницы, пластилин.
Центр музыки:
Мультфильмы об Улитке, песни об Улитке,.
Центр движения:
Картотека подвижных игр по теме, атрибуты и маски, спортивный инвентарь.
Центр науки:
Альбомы с иллюстрациями улиток. Улитки.
3. Заключительный. Итог проекта:
- Выставка детских работ и поделок родителей на тему: «Забавная Улитка».
2 . Поделились приобретенными знаниями с детьми группы №8.
Выводы
Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы. С помощью родителей была организована выставка поделок по теме. Родители являлись нашими активными участниками и помощниками.
Благодаря проведённой работе, наши дети приобрели новый опыт поисково–исследовательской деятельности. Они научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Осознанно могут ответить на вопросы по теме проекта. У них появилось желание получить больше информации о других моллюсках. Главное, дети сделали правильный вывод: бережно относиться к природе и её обитателям.
В процессе реализации проекта у наших детей наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о моллюсках, широко проявились инициативность и творчество. Дети много знают и могут рассказать другим детям о улитках.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшейей группы и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественную, коммуникативную);
- возросла познавательная активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей;
- удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Результаты реализации проекта для педагога: повысилась профессиональная компетентность: применяются разные формы и методы работы с детьми в решении вопросов воспитания; повысилось качество работы с детьми через различные виды продуктивной деятельности по развитию познавательно-исследовательских способностей.
Результаты реализации проекта для детей: у детей сформировались элементарные представления по теме «Улитка»; дети заинтересовались темой, повысилась их познавательная активность. Дети вместе с родителями находили информацию по теме, конструировали из строительного материала, конструктора, бумаги по своему представлению, проявляли творчество и детальность в работе.
Результаты реализации проекта для родителей: родителями приобрели представления и практические навыки при взаимодействии с ребенком; установились партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный информационно-творческий проект "Дары осени"
Формирование познавательного интереса к окружающей среде ; уточнение представления о значении леса в жизни человека; систематизирование представления об осени; обогащение и совершенствование представл...
Познавательно-информационный проект, посвященный зимней олимпиаде в Сочи "Мы будущие олимпийцы!"
Пять колец на флаге беломМеж собой переплелисьБудто все спортсмены мираКрепко за руки взялись! Спорт и физкультура тесно связаны с разными сторонами воспитания детей: умственным, трудовым, нравст...
Познавательно-информационный проект, посвященный зимней олимпиаде в Сочи "Мы будущие олимпийцы!"
Пять колец на флаге беломМеж собой переплелисьБудто все спортсмены мираКрепко за руки взялись! Спорт и физкультура тесно связаны с разными сторонами воспитания детей: умственным, трудовым, нравст...
Познавательно-информационный проект "Где кончаются рельсы"
Ранняя профориентация...
Познавательно-информационный, творческий проект "Русская берёзка"
Воспитание любви к природе родного края через ознакомление с березой, как одним из главных символов нашей Родины - России...
Познавательно-информационный проект для детей среднего дошкольного возраста посвящённый 71 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг
В современном мире все меньше и меньше родителей, воспитывая своих детей, уделяют должное внимание теме героям Великой Отечественной войны, патриотизму… Каждый ребенок в свое время столкнет...
Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"
Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"...