Познавательно-информационный проект "Улитка"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Ахметова Гульназ Масабиховна

Дети мало, что знают о мире моллюсков, так как детям ближе мир домашних и диких животных. Поэтому в один из дней Арина  в группу принесла улитку. Реакция детей была неоднозначной. Одни выразили радость и неподдельный интерес, другие – испугались. В ходе беседы выяснилось, что знания об улитках у детей очень скудные. Дети начали задавать проблемные вопросы: «Нужны ли улитки? Пользу или вред они приносят? Как устроены улитки?», «Какие бывают улитки?», «А где живут улитки?», «А есть у улитки глаза? « Сколько ног у улитки?», «Почему некоторые улитки живут в воде, а некоторые только на суше?», «А, что – улитка как курица откладывает яйца? Почему она откладывает яйца?», «Всё ли можно есть улитке?». Поэтому, исходя из вопросов детей, возник наш краткосрочный проект: «Улитка!» по ознакомлению ребят с этим удивительным моллюском.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ulitka.docx48.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта «Улитка».

Проект  реализуется в рамках программы «От рождения до школы» под  редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, согласно ФГОС.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель, помощник воспитателя.

Целевая группа:  дети старшей группы.

По продолжительности: неделя.

Типология проекта: познавательно – информационный.

По доминирующей деятельности: творческий, познавательный.

По форме деятельности: групповая, коллективная.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

По организованным формам проведения работы над проектом: мероприятия в организованно-образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах.

Актуальность: Дети мало, что знают о мире моллюсков, так как детям ближе мир домашних и диких животных. Поэтому в один из дней Арина  в группу принесла улитку. Реакция детей была неоднозначной. Одни выразили радость и неподдельный интерес, другие – испугались. В ходе беседы выяснилось, что знания об улитках у детей очень скудные. Дети начали задавать проблемные вопросы: «Нужны ли улитки? Пользу или вред они приносят? Как устроены улитки?», «Какие бывают улитки?», «А где живут улитки?», «А есть у улитки глаза? « Сколько ног у улитки?», «Почему некоторые улитки живут в воде, а некоторые только на суше?», «А, что – улитка как курица откладывает яйца? Почему она откладывает яйца?», «Всё ли можно есть улитке?». Поэтому, исходя из вопросов детей, возник наш краткосрочный проект: «Улитка!» по ознакомлению ребят с этим удивительным моллюском.

Гипотеза:  у детей будут сформированы элементарные представления по теме «Улитка», если дети  заинтересуются темой моллюсков, проявится их познавательная активность, творчество и детальность в работе.

В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта:

Цель: формирование у детей элементов экологической культуры, грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы.

Задачи:

  • Образовательные: способствовать формированию у детей элементарных представлений об улитке, её строении и способах передвижения; рассказать детям об интересных фактах  об улитке.
  • Развивающие:  способствовать развитию умения делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи; умения рассуждать, наблюдать,  развитию у детей познавательного интереса к миру моллюсков , активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, речи.
  • Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе; уточнить, чем мы можем помочь моллюскам.

Результаты реализации проекта: в ходе проектной деятельности дети совместно со взрослыми создадут различные продукты деятельности: картотеку загадок; альбом с картинками; нарисуют рисунки, сделают аппликации и лепку; организовали выставку работ детей и родителей.

После завершения проекта дети смогут:

        показать все свои приобретенные представления и умения, проявить фантазию, выдумку;

        осуществить поиск информации (самостоятельно и совместно со взрослыми) из разных источников;

        осуществлять подбор различных материалов, создавать продукты деятельности (самостоятельно и совместно со взрослыми);

        собирать и обобщать факты, формировать и представлять собственную точку зрения.

        Этапы проекта:

        Реализация проекта проходила в несколько этапов.

        1 этап. Подготовительный.

        Изучение методической литературы.

        Составление плана работы.

        Выявление первоначальных представлений  детей о моллюсках.

        Подбор презентаций для просмотра «Улитка».

        Информирование родителей о предстоящей деятельности.
        Подбор литературы об улитке, фотографий, плакатов, раскрасок, мультфильмов.

        2 этап. Выполнение проекта.

        Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась в двух формах: в совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах (организационно-образовательная деятельность, беседы, чтение художественной литературы) и  в самостоятельной деятельности детей.

          3 этап. Заключительный. Итог проекта.

На основе ситуативных высказываний детей, записей, сделанных в модели трех вопросов, и исходя из своего профессионального опыта, создали план реализации проекта.

Модель трех вопросов:

Что мы знаем об улитках ?»

Они ползают. (Тимур С.)

У них есть рожки. (Рамазан)

У них на спине домик (раковина). (Арина)

У них есть раковина. (Тагир)

Они прячутся в раковину. (Лиза)

Что мы хотим узнать?

Где они живут? (Руслан)

Чем они питаются? (Тимур Ш.)

Где  рот у улитки? (Валерия)

У улитки есть ноги? (Алина)

У них есть зубы? (Данис)

У них есть глаза? (Мелита)

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Посмотреть энциклопедию. (Карина)

Спросить у мамы и у папы. (Тимур Г.)

Посмотреть в компьютере. (Давид)

Спросить у воспитателя. (Самира)

Календарный план:

Образовательная область

Задачи

Методические приемы

Ответственные

1

Понедельник

Утро

Наблюдение за улиткой

Способствовать развитию наблюдательности; способствовать расширению знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида улитки.

Наблюдение, беседа, ответы на вопросы.

Дети, воспитатель

Дидактическая игра         «День рождения у улитки»  

Способствовать расширению словарного запаса,  обучению детей называть, как животные подают голос.

Представлена

 в картотеке дидактических игр

Дети, воспитатель

Дидактическая игра «Улитка учит язычок делать зарядку»

Способствовать развитию  артикуляционной моторики детей. 

Представлена

в картотеке дидактических игр.

Дети, воспитатель

ООД

Художественно-эстетическое развитие (лепка). Тема  «Улитка»

. Образовательные:

- вызвать интерес, желание слепить  улитку , используя пластилин.

Развивающие:

- способствовать развитию мелкой моторики рук

Воспитательные:

- способствовать воспитанию любовь к природе.

Организационный момент, приход гостьи бабушки Марьи, беседа о вредителе –тле, рассматривание картинок тли и улитки, показ процесса изготовления улитки, уточнение техники её исполнения (лапки, глазки, усики), физминутка, самостоятельная работа детей под руководством воспитателя, выставка и анализ детских работ.

Дети, воспитатель

Прогулка

Игра малой подвижности «Улитка»

Способствовать обучению детей согласовывать движения с текстом,

упражнять детей в ходьбе.

Представлена

в картотеке подвижных игр.

Дети, воспитатель

Вечер

Чтение сказки А. Ленарской «Про умную улитку».

Способствовать развитию у детей умения слушать художественное произведение, оценивать поведение героев.

Способствовать развитию  умения отвечать на вопросы, поддерживать беседу.

Способствовать формированию умения высказывать свою точку зрения.

Представлена

в картотеке сказок.

Дети, воспитатель.

Конструирование из строительного материала  улиток и домиков для них.

Способствовать развитию фантазии и воображения. Способствовать формированию трудолюбия и аккуратности, упорства и достижения поставленной цели. Способствовать воспитанию дружелюбия и взаимопомощи.

Строительный материал.

Дети, воспитатель.

2

Вторник

Утро

Познавательное развитие (расширение кругозора детей).

Тема: беседа «Улитка»

Систематизировать и расширить представление детей об улитках; способствовать закреплению полученных представлений, расширить кругозор детей;

способствовать развитию речи, стремления узнать новое.

Рассказ воспитателя «Улитки»,  ответы на вопросы,

итог.

Дети, воспитатель

Дидактическая игра «С улиткой играй и цвета называй!»

Способствовать формированию умения подбирать существительные к прилагательным, обозначающий цвет, закрепление названий основных цветов и оттенков.

Способствовать автоматизации звуков в речи

Представлена в картотеке дидактических игр.

Дети, воспитатель

ООД

Образовательная область «Речевое развитие»

Тема: ««История о том, как летала улитка»»

Образовательные:

- способствовать расширению словарного запаса, закреплению знаний детей о внешних признаках моллюсков, их строении; совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навык пересказа по вопросам и с опорой на предметные картинки.

Развивающие:

- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, творческого воображения.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию бережного отношения к природе и ее обитателям.

- Организационный момент

- Рассматривание  картинки с изображением улитки

- Описание улитки,  работа  с раздаточным материалом

- Физминутка,   пальчиковая игра, дыхательная гимнастика, с использованием декламации стихотворения Г. Сапгира, мимическая разминка,  составление коллективного рассказа, итог занятия.

Дети, воспитатель

Прогулка

 Подвижная игра «Улитка»

Способствовать развитию координации движений в мелких и крупных мышечных группах, быстроты реакции.

Представлена в картотеке подвижных игр.

Дети, воспитатель

Вечер

Чтение сказки  Марии Шкуриной  «Сказка про улитку и кузнечика»

Способствовать развитию у детей умения слушать художественное произведение, оценивать поведение героев.

Способствовать развитию  умения отвечать на вопросы, поддерживать беседу.

Способствовать формированию умения высказывать свою точку зрения.

Представлена в картотеке сказок.

Дети, воспитатель.

«Разрезные картинки «Улитки»

Составить из частей целое.

Способствовать развитию мелкой моторики и логического мышления.

Разрезные картинки.

«Разрезные картинки «Улитки»

3

Среда

Утро

Познавательное развитие (расширение кругозора детей).

Тема: беседа «В гостях у улитки».

Систематизировать и расширить представление детей об улитках; вызвать интерес к миру моллюсков;

Способствовать развитию речи, стремления узнать новое.

Рассказ воспитателя «Улитки» (садовые, аквариумные),  ответы на вопросы,

итог.

Дети, воспитатель

Индивидуальная работа. Дидактическая игра «Улитка»»

Способствовать обучению детей соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.

Представлена в картотеке дидактических игр.

Дети, воспитатель

Дидактическая игра «Найди пару»  

Способствовать формированию умения соотносить по окрасу, внешнему виду.

Способствовать развитию зрительного восприятия, мышления, внимания, памяти.

Представлена в картотеке дидактических игр.

Дети, воспитатель

ООД

Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений).

Образовательная:

- способствовать установлению способов уравнивания двух групп предметов;

-  закрепление умения определять, в какой из групп больше (меньше) или в них поровну предметов, используя приём приложения; закрепление умения находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму, цвет, размер фигур;

Развивающая:

- способствовать развитию социальных навыков умения работать в группе; находить решение и делать выводы.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию сдержанности, усидчивости, доброжелательности, чувства взаимовыручки.

Организационный момент, чтение стихотворения «Улитка», дидактическая игра  «Большие, маленькие»,  «где ползет улитка», пальчиковая гимнастика, физминутка, работа с  демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом,  динамическая пауза, итог.

Дети, воспитатель

Прогулка

Подвижная игра «Улитка»

Способствовать развитию координации движений, развитию речи.

Представлена в картотеке подвижных игр.

Дети, воспитатель

 Вечер

Чтение сказки  И. Щепетинниковой

 «Улитка Уля»

Способствовать развитию у детей умения слушать художественное произведение, оценивать поведение героев.

Способствовать развитию  умения отвечать на вопросы, поддерживать беседу.

Способствовать формированию умения высказывать свою точку зрения.

Представлена в картотеке сказок.

Дети, воспитатель.

Дидактическая игра «Математические пазлы»

Способствовать развитию  логического мышления,
зрительной памяти, внимания, закреплению знаний чисел.

Представлена в картотеке дидактических игр.

Дети, воспитатель

Дидактическая игра «Найди одинаковые»

Способствовать развитию  наблюдательности, логического мышления, зрительной памяти, внимания.

Представлена в картотеке дидактических игр.

Дети, воспитатель

4

Четверг

Утро

Познавательное развитие (расширение кругозора детей).

Беседа «Какую пользу приносит улитка».

Систематизировать и расширить представление детей об улитках, об их пользе в природе; способствовать закреплению полученных представлений, расширить кругозор детей;

Способствовать развитию речи, стремления узнать новое.

Рассказ воспитателя «Улитки»,  ответы на вопросы,

итог.

Дети, воспитатель

Дидактическая игра

«Скрути улитку»

 

Способствовать формированию  у детей умение различать основные цвета, развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, логического мышления.

Представлена в картотеке дидактических игр.

Дети, воспитатель

Игра «Сосчитай улиток»

Способствовать закреплению счета от 1до 5 и обратно.

Способствовать развитию памяти .

Представлена в картотеке дидактических игр.

Дети, воспитатель

ООД

Образовательная область «Формирование целостной картины мира»

Тема: ««Улитка, улитка, выпусти рога!»

Содействовать расширению представлений детей о жизни улиток, уточнению представлений об их пользе.

Способствовать формированию умения называть характерные особенности внешнего вида.

Способствовать активизации употребления в речи названий частей тела моллюсков(голова, брюшко, ноги, , раковина);

Способствовать развитию познавательного интереса к окружающей живой среде, развитию связной речи и логического мышления.

Способствовать воспитанию любви к природе и бережного отношения к ней.

 Организационный момент, наблюдение за улиткой, рассказ воспитателя, моллюсков, физминутка, работа с картинками, тактильное знакомство с улиткой,  имитация движений улитки, разрезные картинки «Улитки», итог занятия.

Дети, воспитатель

Прогулка

Подвижная игра

«Улитки и лягушки»

Способствовать развитию двигательной активности, умения согласовывать движения со зрительным сигналом. Упражнять в прыжках на месте.

Представлена в картотеке подвижных игр.

Дети, воспитатель

Вечер

Чтение стихотворений  про Улитку

Способствовать развитию у детей умения слушать художественное произведение, оценивать поведение героев.

Способствовать развитию  умения отвечать на вопросы, поддерживать беседу.

Способствовать формированию умения высказывать свою точку зрения.

Представлена в картотеке сказок.

Дети, воспитатель.

Раскрашивание улиток.

Способствовать развитию фантазии у детей (придумать новую яркую раскраску).

Раскраски

Дети, воспитатель

5

Пятница

Утро

Рассматривание энциклопедий, книг и журналов «Какие разные бывают улитки!»

 Продолжить знакомство детей с различными видами улиток

Рассказ воспитателя «Улитки»,  ответы на вопросы

Дети, воспитатель

Самостоятельные игры детей «Сделай улитку»

Способствовать развитию фантазии у детей, мелкой моторики рук.

Мозаика, мелкий конструктор

Дети, воспитатель

Прослушивание песен об улитке

 Способствовать развитию музыкального слуха.

Песни об улитке

Дети, воспитатель

ООД

Художественно-эстетическое развитие (рисование). Тема  «Улитка с зонтиком».

Образовательные:

- способствовать расширению и уточнению знаний детей о моллюсках.

Развивающие:

- способствовать развитию чувства формы и цвета, вызвать эмоциональный отклик на красивые природные объекты, совершенствовать технику рисования красками (повторять изгибы округлой формы).

Воспитательные:

- способствовать воспитанию интереса и бережного отношения ко всему живому.

Отгадывание загадки, чтение стихотворения, беседа, ответы детей на вопросы улитки (слайды с изображением улитки с вопросом), физминутка, самостоятельная работа детей под руководством воспитателя, итог.

Дети, воспитатель

Прогулка

Час игры.

Подвижные  игры

«Улитки и лягушки», «Улитка». Игра малой подвижности «Улитка»

Способствовать развитию двигательной активности,

Способствовать развитию координации движений в мелких и крупных мышечных группах, быстроты реакции, развитию речи.

Представлена в картотеке подвижных игр.

Дети, воспитатель.

Вечер

Выставка «Наша забавная улитка»

Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, родной земле, необходимости охранять её

Детские работы и поделки родителей

Дети, воспитатель, родители.

Просмотр мультфильмов  «Улитка и радуга», мультфильм про забавную улитку.

Способствовать расширению представлений об окружающем мире.

 Способствовать формированию оценочного отношения к миру, развитию мышления, пониманию причинно-следственных связей.

Способствовать развитию любознательности.

Доставить радость от просмотра

Мультфильмы.

Дети, воспитатель.

Организация центров.

Центр искусств:

Рисунки детей «Улитки», аппликация «Улитки», улитки  из пластилина, раскраски по теме.

Центр математики:

Раздаточный материал, счетные палочки и картинки по теме, картотека математических игр, картотека лабиринтов, разрезные картинки по теме.

Центр книги:

Картотека загадок и стихов по тематике, картотека стихотворений и сказок по теме, альбом с иллюстрациями, энциклопедии о моллюсках, .

Центр строительства:

Строительный материал: кубики, конструктор,  лего, цветная бумага, краски, кисточки, фломастеры, альбом,  клей, кисточки для клея, самоклейка, ножницы, пластилин.

Центр музыки:

Мультфильмы об Улитке, песни об Улитке,.

Центр движения:

Картотека подвижных игр по теме, атрибуты и маски, спортивный инвентарь.

Центр науки:

Альбомы с иллюстрациями  улиток. Улитки.

        

3. Заключительный. Итог проекта:

  1. Выставка детских работ и  поделок родителей на тему: «Забавная Улитка».

2 .  Поделились приобретенными знаниями с детьми группы №8.

 

Выводы

Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы. С помощью родителей была организована выставка поделок по теме.  Родители являлись нашими активными участниками и помощниками.

Благодаря проведённой работе, наши дети приобрели новый опыт поисково–исследовательской деятельности. Они научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Осознанно могут ответить на вопросы по теме проекта. У них появилось желание получить больше информации о других моллюсках. Главное, дети сделали правильный вывод: бережно относиться к природе и её обитателям.

        В процессе реализации проекта у наших детей  наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о моллюсках, широко проявились инициативность и творчество. Дети много знают и могут рассказать другим детям о улитках.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

  • тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшейей группы и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественную, коммуникативную);
  • возросла познавательная активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей;
  • удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Результаты реализации проекта для педагога: повысилась профессиональная компетентность: применяются разные формы и методы работы с детьми в решении вопросов воспитания; повысилось качество работы с детьми через различные виды продуктивной деятельности по развитию познавательно-исследовательских способностей.

Результаты реализации проекта для детей: у детей сформировались элементарные представления по теме «Улитка»; дети заинтересовались темой, повысилась их познавательная активность. Дети вместе с родителями находили информацию по теме, конструировали из строительного материала, конструктора, бумаги по своему представлению, проявляли творчество и детальность в работе.

Результаты реализации проекта для родителей: родителями приобрели представления и практические навыки при взаимодействии с ребенком; установились партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный информационно-творческий проект "Дары осени"

Формирование познавательного интереса к окружающей среде ; уточнение представления о значении леса в жизни человека; систематизирование представления об осени; обогащение и совершенствование представл...

Познавательно-информационный проект, посвященный зимней олимпиаде в Сочи "Мы будущие олимпийцы!"

Пять колец на флаге беломМеж собой переплелисьБудто все спортсмены мираКрепко за руки взялись! Спорт и физкультура тесно связаны с разными сторонами воспитания детей: умственным, трудовым, нравст...

Познавательно-информационный проект, посвященный зимней олимпиаде в Сочи "Мы будущие олимпийцы!"

Пять колец на флаге беломМеж собой переплелисьБудто все спортсмены мираКрепко за руки взялись! Спорт и физкультура тесно связаны с разными сторонами воспитания детей: умственным, трудовым, нравст...

Познавательно-информационный, творческий проект "Русская берёзка"

Воспитание любви к природе родного края через ознакомление с березой, как одним из главных символов нашей Родины - России...

Познавательно-информационный проект для детей среднего дошкольного возраста посвящённый 71 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг

В современном мире все меньше и меньше родителей, воспитывая своих детей,  уделяют должное внимание теме героям Великой Отечественной войны, патриотизму… Каждый ребенок в свое время столкнет...

Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"

Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"...