Проект "Домашние птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Молчанова Светлана Владимировна

Проект предназначен для воспитателей детских садов, для работы с детьми среднего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_domashnie_ptitsy_sr.gr_.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Домашние птицы»

Вид проекта: фронтальный, краткосрочный

Тип проекта: информационно – познавательный.

Участники проекта: дети 4 - 5лет, педагоги

Срок реализации: 1 день

Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие,  речевое развитие.

Цель: создание условий для развития  творческих способностей, обогащения знаний детей о домашних птицах в процессе реализации проекта.

Задачи:

- закрепить знания детей о домашних птицах, их особенностях;

-развивать творческие способности, познавательные интересы, интеллектуальную инициативу, любознательность;

-воспитывать интерес к окружающему миру;

Ожидаемые результаты:

-эмоционально - положительное отношение к домашним птицам;

- готовность к индивидуальному самовыражению и работе в коллективе;

-обогащение знаний детей о домашних птицах;

- развитие творческих способностей;

Актуальность.

Окружающий мир удивительный и разнообразный. Как много привлекательного в нём! Домашние птицы с детства знакомы детям по сказкам и мультфильмам. Представления о них требуют уточнения, осмысления, детализации. Дети в привычном должны находить интересное. Знакомство детей с особенностями домашних птиц, с взаимосвязями, существующими в природе имеют большое значение для умственного воспитания: развивает познавательный интерес, мышление, развивает связную речь и обогащает словарь, расширяет кругозор.

План реализации проекта

Этапы

Содержание деятельности

Ответственный

Сроки реализации

Подготовительный

1.Определение цели и задач проекта.

2.Анализ имеющихся условий в группе, в детском саду.

3.Сбор информационного материала о домашних птицах.

4.Разработка комплексно – тематического плана.

5.Создание условий для организации работы по проекту.

Воспитатели

Основной

1.Беседа

2.Дидактическая игра

3.Чтение художественной литературы

4.Сюжетно – ролевая игра

5.Просмотр познавательного видео

6.Экспериментальная деятельность

7.Артикуляционная гимнастика

Воспитатели, дети

Заключительный

1.Создание  подборки дидактических игр о домашних птицах

Воспитатели , дети.

Комплексно – тематический план

Виды деятельности

Названия мероприятий

Задачи

Сроки проведения

Дидактическая игра

«Найди маму»

Закрепить знание внешнего вида домашних птиц, их название, и детёнышей..

Экспериментальная деятельность

«Как устроено перо у птицы»

Установить связь между строением пера и образом жизни; познакомить со структурой махового и пухового пера; развивать у детей умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать их; расширять эмоциональную сферу детей.

Беседа

«Домашние куры. Какие они?»

Закрепить и систематизировать знания детей о внешнем виде и повадках домашних птиц: курицы, петуха, цыплёнка ; учить выделять отличительные признаки, делать умозаключения, подвести к тому, какую пользу они приносят людям.

.

Сюжетно – ролевая игра

«Птицеферма»

Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли; формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.

Артикуляционная гимнастика

Птичьи голоса.

Произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса.

Чтение художественной литературы

Б.Житков «Храбрый утёнок»

Приучать детей рассказы о домашних птицах , развивать любознательность.

Вечер

Просмотр познавательного видео по теме: «Домашние птицы»

Закрепить знание внешнего вида, названий, особенностей поведения, звукоподражания, развивать интерес к домашним птицам.

Приложение

Артикуляционная гимнастика «Птичьи голоса».

Цель: произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса.

Ход гимнастики.

Курица: «Ко-ко-ко-ко». Цыплята: «Пи-пи-пи-пи-пи». Курица: «Куд-кудах, снеслась в кустах». Утка: «Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?»

                  Экспериментальная деятельность
               «Как устроены перья у птицы». 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Программное содержание:

-установить связь между строением пера и образом жизни

-познакомить со структурой махового и пухового пера

-развивать у детей умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать их.

    -расширять эмоциональную сферу детей.

Оборудование для экспериментов:

1. Коробка для лабораторных исследований

2. Перья маховые, пуховые, крылья

3.Камни

4. Ножницы, клеенка

5. Гуашь, силуэты птиц в полете

6. Цветные перья

Ход экспериментирования.

1. Вводная часть.

Воспитатель вносит коробку для лабораторных исследований (читает детям)

- Как вы думаете, что находится в коробке (трясут, нюхают). Загадываю загадку

«По лесу летало, в воде болтыхалось.

В воду упало и сухим стало»

Дети отгадывают – перо.

Открываю, показываю. Да, это перо.

- Чье это перо?

- Птичье.

- Как вы думаете какую роль играют перья для птиц. Давайте попробуем найти ответ.

Для этого нам надо пройти в лабораторию и исследовать,как устроено перо.

Дети усаживаются за столами.

- Чем отличаются птицы от животных? Людей?

- Они умеют летать.

Ставлю на доску схему оперения птиц.

- Потому что вся птица покрыта огромным числом перьев. Птицы, единственные на земле имеющие перья.

- А за счет чего летают птицы?

- У них есть крылья.

Показ крыльев от разных птиц.

- Одинаковые ли они? (птицы разных размеров, цвет пера разный)

2.Основная часть.

- А сейчас посмотрите на свои крылья, которые лежат на столах.

Ищем отличия (цвет, различия)

- Найдите самое длинное перо.

- Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев.

Рассматриваем.

- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)

Обследуем пальчиками.

- Интересно, легкое оно или тяжелое?

Дети кладут на руку перо, на другую – камень.

Делают вывод – легкое.

Делаем вывод.

- Подбросьте перо. Что вы видите?

- Падает медленно, плавно кружась.

- А за счет чего оно легкое? Стержень пустой.

Воспитатель отрезает  край у пера . что мы там видим? Видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)

- Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете?

- Воздух.

- Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.

Закрепляем, что это перо «маховое»

- А какие перья лежат у вас ещё?

- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое,  стержень тоненький).

Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое)

- Зачем такое перо птице?

- Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

- Интересно, какое перо легче – перовое или маховое?

Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?

- А где в быту нам может пригодиться перо?

- Раньше не было ручек, люди писали пером. (картинка)

- Можно покрасить перья для поделок (показ цветных перьев).

Ими украшают шляпы, одежду.

- Пуховыми перьями набивают подушки, одежда, куртки (легкие, теплые).

- А рисовать можно? Давайте попробуем.

Обводим силуэт птицы в полете (гуашью).

- О чем узнали мы сегодня в лаборатории?

- О том, как устроены птичьи перья и их назначение.

- Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют чужеродные предметы, вытирают жир и периодически меняют лишнее перо.

3.Итог.

О птицах много знаем мы,

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам и нам,

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережем

Своих друзей пернатых,

Иначе, мы к нулю сведем

Певцов наших крылатых,

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых.

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Беседа «Домашние куры. Какие они?»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о внешнем виде и повадках домашних птиц: курицы, петуха, цыплёнка ;учить выделять отличительные признаки, делать умозаключения, подвести к тому, какую пользу они приносят людям.

Ход занятия:

 – Ребята, а сейчас я предлагаю вам отгадать загадку: «Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает?». Почему вы решили, что это курица?   Хотите все узнать о курице? Как её можно назвать? Почему её так называют? Курица – это птица или животное? Почему? Домашняя или дикая? Почему?

– Что есть у курицы? Назовите части тела. ( гребешок, клюв, лапы, хвост, крылья.)

- Да, это красный зубчатый гребешок, короткий хвост. Тело у курицы тяжелое, а крылья короткие и слабые, поэтому куры не могут высоко взлетать и летать на большие расстояния. Лапы у курицы сильные, заканчиваются пальцами с тупыми ногтями, ими курица разгребает почву в поисках пищи, небольшим крепким клювом куры хватают пищу и глотают её, вместе с пищей они заглатывают маленькие камушки. С помощью камней в желудке кур перетирается твердая пища, например, зерна.

- А как вы думаете, есть ли у курицы пух? Для чего он ей нужен? Что было бы, если бы у курицы не было клюва (перьев, крыльев? Покажите, как ходит курица? А теперь представьте себе курицу не с крыльями, а с плавниками. Как она будет передвигаться?

      А сейчас отгадайте еще одну загадку: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами». Почему вы решили, что это петух? Давайте сравним курицу с петухом. Чем они непохожи? Да, у петуха яркое оперенье, длинные перья в хвосте, большой гребешок, над задними пальцами лап петуха находятся длинные шпоры, Что было бы, если бы у петуха не было шпор?

- Ребята, а как кричит курица, петух? Да, курица кудахчет, а петух кукарекает. Они кричат от громкого крика, стука, когда испугаются. А что ест курица, петух? Для чего они должны заглатывать камешки?

А где живут куры в сельском дворе?

-Для кур устроены насесты, а также специальные гнезда с мягкой подстилкой, где они откладывают яйца. Какая польза от кур? (дает мясо, яйца, пух).

Давайте попросим у курочки яичко так, чтобы она снесла его быстро: «Курочка моя, умница моя, вот пшено, водичка, дай ты мне яичко, умница моя».

   Пришло время открыть наш следующий экран. Угадайте, кто здесь спрятался? «Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки». Конечно, это цыпленок. Расскажите, какой он? А почему он пушистый? (у него только пуховые перья). С чем можно сравнить цыпленка? Что умеет делать цыпленок? Что едят цыплята?

«Посмотрите на меня, мне исполнилось 3 дня. Я теперь наверняка одолею червяка» (показ картинки). Посмотрите на этих цыплят (у них разное настроение, движения) и покажите, какой цыпленок одолеет червяка, который из них слабенький? Любознательный? Задиристый?

А чем отличается цыпленок от курицы ? –сравнение частей тела цыпленка и курицы. «Похожий-не похожий». У цыпленка есть лапки, клюв, хвост, оперенье. Какие части по величине, цвету?

 А откуда появляется цыпленок? Из яйца 

 –Из чего состоит яйцо. Что это? (скорлупа, белок, желток). Покажите, что любите есть? Из чего появляется цыпленок?

 Итог .

Сюжетно-ролевая игра «Птицеферма»

Программное содержание:

- Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.

- Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.

- Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.

Игровые роли:

- фермер (бригадир);

      - 2 птичницы;

      -водитель;

      - пастух.

Атрибуты:

- спецодежда (косынки, халаты) ;

- зерна для птиц

- инвентарь (ведра);

- забор;

- муляжи кормушек для птиц;

- плоскостные фигурки птиц (курица, петух, гусь).

Ход игры.

Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.

- Ребята, вы любите загадки разгадывать?

Воспитатель: Человек приручил всех этих птиц, построил для них домик, где они живут, ухаживает за ними . этот дом с птицами называется птицеферма

Воспитатель: Что такое птицеферма? Кто работает на птицеферме? Кто такой фермер и чем он занимается? (намечает план работы; дает указания рабочим, что они должны делать, отвозит готовую продукцию на рынок; закупает корма для птиц). Пастух? Чем он занимается? (отвечает за птиц; выгоняет их на пастбище, пасет на лугу или озере; загоняет назад на птицеферму). Птичница? Что в ее обязанности входит? (ухаживает за домашней птицей; набирает воду из колодца, собирает яйца, насыпает корм в кормушку, меняет воду, чистит клетки).

Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас был на птицеферме? Хотите там побывать? Вот сейчас мы с вами и поедем на «Птицеферму». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выполнять работу как взрослые.

- А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три).

- Кто будет водителем?

- Занимайте места и мы отправляемся на «Птицеферму».

(Звучит гул машины)

Воспитатель: - Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наша «Птицеферма». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да?

- Мы уже говорили, кто работает на птицеферме? Давайте  рассмотрим рабочий костюм птичницы.

Воспитатель и дети распределяют роли.

Воспитатель: Ну, вот, все готовы, теперь вы можете приступать к своей работе.

По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.

Воспитатель: На нашей птицеферме наступил вечер, рабочий день закончился, ,заканчивают работу все сотрудники. Все садятся в автобус и отправляются домой или в детский сад.

(Звучит гул машины).

Борис Житков сказка «Храбрый утенок»

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят». Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.

— Ну и храбрецы! — сказал он. — Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

— Ты хвастаешь, — сказали утята, — завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

— Ну, смотрите, — сказал смелый Алёша, — сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.

Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....