Конспект ФЦКМ Тема: «Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Фоминичева Светлана Николаевна

            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить выделять характерные признаки основных периодов сезона.

Задачи:

- закрепить представление детей об осени;

- учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных.

- закрепить умения детей выделять характерные признаки сезона;

- закреплять умение детей различать животных по описанию;

- развитие творческого воображения;

- воспитывать бережное отношение к растениям и животным,

- развивать умение видеть музыкальную, поэтическую красоту осени;

- активизировать словарный запас детей (хлорофилл, листопад, гайно);

-  продолжать развивать разговорную речь.    

Предварительная работа: работа с моделями «Времена года», «Звери», «Растения», д/и «Я знаю пять…», «Чей силуэт?», рассматривание иллюстраций об осени, чтение художественной литературы об осени, наблюдения на участке.

Оборудование: картины с изображением зверей, осеннего леса, музыкальный центр, муз. композиции  П. И. Чайковского, Вивальди « Времена года».

Ход занятия

В.: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об осени, вспомним её основные признаки, установим связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни животных и растений, побываем в осеннем лесу, хотите, ребята?

Д.: хотим.

В.: тогда устраивайтесь на ковре по удобнее, закрывайте глаза и послушайте. Звучит муз.композиция П. И. Чайковского. Это звуки осеннего леса, крик улетающих птиц, шуршание листвы, шум ветра, капли дождя….

В.:  Как вы думаете, что сейчас происходит в лесу? Как он выглядит? Выберите правильную картину, докажите, что это лес? Докажите, что это осенний лес?

Д.: ответы детей.

В.: Правильно, лес – это сообщество растений и животных. Вы правильно перечислили все признаки осени. А посмотрев на картину, скажите: «Каких листьев на деревьях больше, красных или зелёных?» Почему так?

Д.: отвечают на поставленные вопросы.

В.:  В листьях и летом, и осенью есть краски -  и зеленые, и красные, и желтые. Самый сильный цвет – зеленый. Этот цвет придает листьям особое вещество -  хлорофилл. Повторите…

Д.: хлорофилл.

В.: оно очень любит свет. Летом света много, так как солнце светит долго. Листья остаются зелеными. Но вот наступила осень, дни короче, солнце светит меньше, и зеленое вещество не может образовываться. Листья постепенно желтеют и краснеют. А со временем и они опадают. Так как зимой они не нужны. Ветер срывает листья, кружит их, получается листопад.

А что же делают животные? Давайте узнаем?  Я предлагаю вам отгадать загадки о животных.

В.:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум простым приметам:

Он в шубке серенькой зимой

И в рыжей шубе летом. (Белка)

За деревьями, кустами

Промелькнула, будто пламя.

Промелькнула, пробежала…

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Этот зверь лесной –

В серой шубе меховой.

Зубами – щелк,

Кто это - ? (Волк)

Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

На спине иголки,

Длинные и колкие.

А свернется он в клубок –

Нет ни головы, ни ног. (Ёж)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы -  другого цвета. (Заяц)

Д.: отгадывают загадки, рассказывают о жизни животных, опираясь на прошлый опыт.

В.: обобщает.

 ЁЖ : у взрослого ежа 5-6тыс. иголок. Ежата рождаются с мягкими иглами. Летом он спит на листьях или голой земле. На зиму роет глубокую нору, в которой спит всю зиму. Питается еж жуками, гусеницами, яйцами мелких птиц, иногда ловит мышей и ужей, ест грибы и ягоды.

Волк – хищник, охотится на оленей, лосей, кабанов, зайцев, мышей полевок. Зато, что нападает на домашний скот, его зовут «серый разбойник». Иногда лакомится ягодами.

Медведь бурый – живет в одиночку, а медведица с медвежатами разного возраста. Медведь всеяден: питается ягодами, желудями, орехами, корнями, стеблями трав,. Ест муравьёв, ящериц, лягушек, мышей. Нападает на кабанов, оленей, лосей. Любит мед, рыбу. К зиме наедает подкожный жир, а осенью залегает в спячку, в берлогу.

Лисица – хищница. Основа её питания: мыши, зайцы, крупные птицы – глухари, гуси. Летом ловит жуков, ящериц, лягушек. Изредка ест ягоды.

Белка – зимой серая, летом рыжая. Пушистый и легкий хвост помогает совершать ей красивые прыжки. Она может спрыгнуть с вершины дерева прямо на землю. Они умеют плавать. Питается: семенами, ягодами, орехами, грибами, насекомыми, яйцами мелких птиц. Делает запасы под корнями, в дуплах и др. укромных местах на зиму. Живёт в дуплах или на ветвях деревьев строит шарообразное гнездо – гайно – с боковым входом.

В: А вы знаете приметы осени? Сейчас проверим:

Игра: «Да или нет» (дайте правильный ответ)

 Осенью растут цветы? (нет) А давайте уточним, какой осенью не растут цветы, ранней или поздней? (Поздней)

Осенью растут грибы? (да)

 Тучки солнце закрывают? (да)

Колючий ветер прилетает? (да)

 Туманы осенью плывут? (да)

 Ну а птицы гнезда вьют? (нет)

 А букашки прилетают? (нет)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто-часто льют дожди? (да)

 Достаем ли сапоги? (да)

 Можно детям загорать? (нет)

Ну, а что же надо делать?

Куртки, шапки одевать? (да)

 В:Молодцы, хорошо знаете приметы осени. Продолжим разговор.

- А теперь давайте, ребята, поиграем в игру «Скажи со словом «осенний»»

- «Небо», Какое? – Осеннее.

-« Ветер». Какой? – Осенний.

-« Аллея», Какая? – Осенняя.

- «Солнце», Какое? – Осеннее.

- «Туча», Какая? – Осенняя.

- «Дождь», Какой? – Осенний.

- «Цветы». Какие? – Осенние.

- «Лес». Какой? – Осенний.

- «Погода», Какая? – Осенняя.

- «Сапоги», Какие? – Осенние.

- «Утро», Какое? – Осеннее.

-« Пальто», Какое? – Осеннее.

-В:Молодцы, ребята!

 Ой, ребята! Пошел дождь!

- Какой дождь? (Холодный, сильный, моросящий)

- Покажите, как вы замерзли.

ФИЗМИНУТКА «Дождик»

Дождик бегает по крыше

Бом! Бом! Бом! (стучат ладонями по спинкам друг друга)

По веселой звонкой крыше

Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками)

Дома, дома посидите

Бом! Бом! Бом! (Поколачивают кулачками)

Никуда не выходите

Бом! Бом! Бом! (Растирают ребрами ладоней)

Почитайте, поиграйте

Бом! Бом! Бом! ( кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)

А уйду – тогда гуляйте

Бом! Бом! Бом! (Поглаживают ладонями)

В: Русские композиторы, поэты и художники отражают всю красоту осени в своих произведениях. Вот послушайте стихотворение Агнии Барто:

Что случилось с клёнами?

Закивали кронами.

А высокие дубы

Будто встали на дыбы.

И орешник сам не свой

— Шелестит густой листвой.

И чуть слышно Шепчет ясень: —

 Не согласен… Не согласен…

Есть у деревьев голоса?

Нет, просто ветер начался,

Зашумели ветви

На осеннем ветре.

В:предлагаю вам посмотреть презентацию в осенний лес ,чтоб закрепить полученные сегодня знания.

В.: Наше занятие подходит к концу. Что нового вы узнали? Что вам понравилось? А что нет? Оцените сами свою работу. Что бы вы хотели ещё узнать, где-то побывать?

Д.: ответы детей

В.: вы – молодцы! Благодарю вас за занятие, вы свободны.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема: «Путешествие в осенний лес» старшая группа

Непосредственно- образовательная деятельность по по систематизации знаний детей об осени , :как звери, птицы, насекомые готовятся к зиме. Занятие  было разработано в соответствии с Федеральными г...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «ФЦКМ» Тема «Путешествие в зимний лес».

конспект открытого занятия по познавательному  развитию  по  формированию целостности картины мира в средней группе...

Конспект на тему : " Путешествие в осенний лес."

НОД по теме «Путешествие в осенний лес» для детей старшей группыСарнчина Любовь Николаевна, воспитательРазделы: Работа с дошкольникамиПояснительная запискаЦель образовательн...

Конспект по теме "Путешествие в осенний лес" старшая группа. Логоритмика.

Активизировать словарь детей по темам"Лес, грибы, дикие живоные". Развивать артикуляционную,мимическую и  общую моторику, речевое дыхание, координацию речи с движениями....

Конспект занятия старшая группа ФЦКМ Тема: «Путешествие в прошлое лампочки»

Конспект занятия старшая группа ФЦКМТема: «Путешествие в прошлое лампочки»...

Конспект открытого мероприятия совместной деятельности воспитателя и логопеда с детьми по развитию речи и развитию коммуникативных навыков. старшая логопедическая группа Тема: «Путешествие в осенний лес» (игра – путешествие)

Конспект открытого мероприятия совместной деятельности  воспитателя и логопеда с детьми  по развитию речи и развитию коммуникативных навыков.  старшая логопедическая группа Тема: «...

Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе по теме «Путешествие в осенний лес»

Цель: Продолжать формировать представлений о временах года, экологической культуры через наблюдения и экспериментальную деятельность.Задачи:Образовательные: Уточнить знание детей о видах деревьев, дик...