Детско - взрослый образовательный проект "Что выросло на грядке?".
проект по окружающему миру (младшая группа)

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе разработки и реализации детско - взрослого проекта "Что выросло на грядке?".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chto_vyroslo_na_gryadke.docx42.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию воспитанников. 

Детско – взрослый

образовательный проект

«Что выросло на грядке?»

                                                         

                                                          Разработала: воспитатель  младшей  группы

                                                                                 МДОУ детский сад  № 28

                                                                                 Архипова С.М.

Структура проекта.

Название проекта: «Что выросло на грядке?».

Разработчик: Архипова Светлана Михайловна, воспитатель МДОУ детский сад № 28 ГО Богданович.

Тип проекта: творческий, познавательный.

Продолжительность: один месяц (сентябрь).

Образовательные области: «Познавательное развитие (формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере);

«Речевое развитие» (способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, учить понимать обобщающие слова, обогащение активного словаря; развитие связной речи); « Художественно-эстетическое развитие» (развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру).

Актуальность проекта. Дети младшего дошкольного возраста еще в

недостаточной степени имеют представления об овощах, о том, где они растут, как за ними ухаживают. Они только начинают  знакомиться с таким понятием, как овощи. Не все владеют обобщающим понятием, не умеют правильно описывать предмет. Участие детей в проекте «Что выросло на грядке?» позволит максимально обогатить знания и представления об овощах, их свойствах (цвет, величина, форма, польза для человека, место произрастания), развить связную речь, интерес и творческие способности детей.

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско – взрослого образовательного проекта «Что выросло на грядке?».

Задачи проекта:

-обогатить представление об овощах, выращиваемых в данной местности (село Тыгиш);

-обогатить словарь за счет обозначения качеств овощей (вкус, цвет, величина, характерные признаки);

-развивать связную речь через составление рассказов – описаний об овощах;

Участники проекта: дети 3-4 лет, родители, воспитатель. 

Все мероприятия проекта проходили в три этапа: 

- подготовительный этап; 

- основной этап; 

- заключительный этап. 

На подготовительном этапе происходил подбор методической литературы, стихотворений, загадок, атрибутов к сюжетно - ролевым играм, изготовление дидактических игр, физкультминуток для детей. 

Ожидаемый результат проекта:

-знать и называть овощи, их части;  владеть обобщающим понятием;                                                                        

-определять на ощупь, узнавать по описанию;

-знать, как растут овощи, где, как ухаживать за ними, о их пользе.

Обеспечение проекта: 

Методическое:

1.Л.В. Коломийченко. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

2.О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

3. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО /  Михайлова-Свирская Л.В. – М.: Просвещение, 2015.

4.Проектная деятельность дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2011.

Материально – техническое:

1.Художественная литература.

2.Энциклопедии.

3.Наборы картинок по теме «Овощи».

4.Настольные игры (лото, пазлы).

5.Муляжи овощей.

6.Раскраски.

Продукты проектной деятельности: 

1.Альбом детских работ.

Этапы проекта. 

1.Подготовительный.

Педагог:

- информирует родителей о целях и задачах  проекта, дает рекомендации родителям по участию в проекте;

-подбирает художественно-познавательную литературу.

Дети:

- вживаются в ситуацию.

Родители:

- знакомятся с целями, задачами проекта, включаются в его реализацию.

2. Деятельностный

Педагог:

- консультирует, направляет родителей на участие в проекте;

- создаёт условия проявления у детей творчества воображения;

-проводит беседы об овощах, читает рассказы, стихи про овощи,

проводит различные игры;

-оказывает помощь детям в оформлении альбома.

Дети:

-задают вопросы взрослым;

-фантазируют;

-рисуют, лепят, раскрашивают, участвуют в совместных играх;

-обсуждают прочитанные произведения художественной литературы.

Родители:

-помогают детям отыскивать информацию;

-подбирают картинки, вырезки, стихи, загадки;

-готовят фотографии детей с овощами, выращенными на своем огороде.

3. Завершающий

 Педагог:

- проводит  развлечение с детьми по теме «В гости пришла бабушка Арина. Овощей принесла полную корзину»;

- организует выставку рисунков: «Вот какие овощи выросли у нас»;

-оформляет уголок природы по данной теме.

Дети:

-принимают участие в развлечении.

Деятельность в рамках проекта: 

 1.Подбор иллюстративного материала по теме «Овощи».

2.Разучивание пальчиковых игр: «Капуста», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Огород», «Салат», «Овощи у Зины».

3.Чтение и обсуждение произведений художественной литературы:  рус. нар. сказки  «Вершки и корешки», «Репка»; «Спор овощей».

4. Лепка «Овощи».

5.Раскрашивание, рисование овощей.

6.Подвижные игры: «Перевези урожай», «Сбор урожая».

7.Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Какого овоща не стало?», «Готовим овощной суп», «Что лишнее?».

8.Сюжетно – ролевая игра «Магазин».

9.Домашняя фотосессия «Вот какие овощи выросли у нас!»

10.Выставка семейных работ «Веселые овощи».

             

         

            Приложения к проекту «Овощи»

           Физкультминутки и пальчиковые игры.

1.«Капуста»

Что за скрип?  (Сжимать и разжимать пальцы)

Что за хруст?

Это что ещё за куст? ( Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном»

покружить ими.)

Как же быть без хруста?      (Сделать из пальцев шар)

Если я капуста!

2. «Огород»

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой)

Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола)

Поливали огород (показать, как поливали)

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться)

А сейчас ей тесно бедной

Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)

3.«Салат».
Мы морковку чистим- чистим, (Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат,  (Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)


4.«Капуста»

Мы капусту рубим – рубим, (движения прямыми ладонями вверх, вниз)

Мы капусту солим-солим, (пальцы сложить в щепотку).

Мы морковку трем –трем, (потереть кулак одной руки о кулак другой руки)

Мы капусту жмем-жмем, (сжимать и разжимать кулаки)

А потом мы капусту в рот кладем. (поочередно подносим ко рту, пальцы левой и правой руки, сложенные щепоткой).

Ам!

5. «Овощи у Зины»

У девочки Зиночки

(дети делают ладошки «корзинкой»)

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачок

(сгибают пальчики, начиная с большого)

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина молодец!

(показывают большой палец)

     6. «Овощи»

     Раз – капуста, два – горошек,

    Три – редис такой хороший.

    А четыре – репка,

    Желтый мячик крепкий.

    Пять – пузатый кабачок,

    Все зажали в кулачок.

    (На каждое название овоща загибают по одному пальцу на обеих руках,      начиная с большого.)

    7.«Капуста»

      Тук. Тук. Тук.

      Раздается в доме стук.

      Мы капусту нарубили, (Ритмичные удары ребром ладони по столу.)

      Перетерли, (Ладошки трутся друг о друга.)

      Посолили, (Указательный и средний пальцы трутся о большой.)

Непосредственно – образовательная деятельность.

Тема: «Овощи с огорода»

Программное содержание.

 Учить различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи 

(огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представление о

выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать

в инсценировке русской народной сказки «Репка».

Материалы.

 Дедушка и Бабушка – куклы би-ба-бо, корзина с муляжами                     

овощей (огурец, помидор, морковь, репа), маски для инсценировки

русской народной сказки «Репка», отварные овощи, нарезанные небольшими

кубиками.

Связь с другими занятиями и видами деятельности.

Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов,

натуральных овощей, принесенных с кухни. Игры с муляжами овощей.

Инсценировка сказки «Репка».

Методика проведения.

1часть

Организационный момент.

 В гости пришли дедушка и бабушка, принесли корзину с овощами.

2 часть

Основная часть.

Рассказ деда и бабки о работе на огороде.

Дед. Ох, как много овощей на огороде выросло! Очень тяжёлая корзина!

Бабушка. Всё лето мы трудились-сажали да поливали, вот урожай и

удался на славу!

Дед.  Все овощи в корзине перемешались. Давай, бабка, попросим ребят

разобрать овощи.

Бабушка.  Давай,  дед.

Дедушка выкладывает на стол все овощи и говорит: «Лиза и Вика

соберут в корзину огурцы. Даня и Есения соберут помидоры.

Умеда и Семен соберут репу. А Таня и Арина соберут морковь»

(дети собираю овощи в корзину).

Дед.  Все овощи собрали правильно? Ребята, какие вы молодцы!

Бабушка.  Ребята, а вы знаете, чем огурец отличается от помидора? 

(Ответы детей).

Правильно ребята, огурец зелёного цвета и продолговатый, а помидор

красный и круглый.

Дед, а знают ребята, чем отличается морковь от репы?

Дед.  А давай у ребят спросим! Ребята, чем отличается морковь от репы?

(Ответы детей).

Правильно, морковь оранжевого цвета, и продолговатая, а репа

жёлтого цвета и круглая.

А чем они похожи? (Ответы детей) Правильно, морковь и репа

твёрдые и у них есть хвостик. (Показывает хвостик моркови и репы).

Дед.  Все эти овощи выросли у нас на огороде. Мы ухаживали за ними:

сажали, поливали и снимали урожай.

Воспитатель.  Дедушка, Бабушка, вы очень много трудились, чтобы

вырастить богатый урожай, а теперь немного отдохните. Ребята покажут

вам сказку «Репка».

Инсценирование русской народной сказки «Репка»

Дед и Бабушка:  «Ребята, какие вы все дружные, все вместе вытянули репку.

Если делать дружно всегда всё получится. Теперь мы вас угостим своими

овощами»

(В тарелочке лежат приготовленные и нарезанные овощи кусочками и

одноразовые ложечки).

Дед:

-Даня, какой овощ ты попробовал? А ты, Лиза, какой овощ

попробовала?

Дед и Бабушка:

- Ребята, а теперь нам пора домой, до свидания и до встречи.

Литература.

 Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском

 саду: Младшая группа. -М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2015.-64с.

Конспект занятия по лепке.

Тема  «Овощи для Ежика».

Задачи. 

1.Познакомить детей с овощами, уточнить их название, цвет, форму,

   величину.

 2.Учить скатывать пластилин в шар, раскатывать цилиндр, сглаживать

   поверхность предмета пальцами.

3.Развивать зрительные и тактильные ощущения, мелкую моторику.

4.Учить вслушиваться в речь педагога, сопровождающую действия, повторяя

   отдельные  слова и словосочетания.

Оборудование:

Муляжи овощей (помидор, чеснок, морковь, перец, огурец), ежик, корзинка,

 иллюстрации «Овощи на огороде», д/и «Что в корзинке?», «Собери урожай»,

 помидор, огурец, нож, тарелки, пластилин, салфетки.

Ход занятия:

 - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел ежик. Давайте с ним поздороваемся и

 познакомимся.

(Дети здороваются с Ежиком и называют свои имена)

- Ежик, а, почему ты такой грустный?

Ежик: « В моем огороде выросло много овощей.. Но мне одному не справиться».

 – Ребята, давайте возьмём ведерочки, отправимся на огород и поможем ежику

собрать овощи.

В огород мы пойдем,
Урожай соберем.
Мы картошки накопаем, 
Мы морковки натаскаем,
Срежем мы кочан капусты 
Круглый, круглый, очень вкусный.
- Мы пришли на огород, там много овощей растет. Вы ребята, не зевайте,

урожай весь собирайте!

Игра «Собери овощи»

- Потрудились мы на славу, много овощей собрали. Пойдемте, покажем ежику,

какие овощи мы собрали.

 (Дети садятся на стульчики, воспитатель достает овощи из ведерок, называет их)

-  А вот каких овощей  у ежика на огороде не было? (дети рассматривают

картинки с овощами и называют их)

 Игра «Узнай на ощупь».

Как на нашей грядке

Вырос помидор

Сочный да крупный,

Смотрите, вот и он.

(Дети рассматривают и обследуют помидор.)

- Как называется овощ? Какого цвета помидор?  Какой формы? На что похож?

Какой на ощупь?

- Мама сделает салат,
И накормит всех ребят.

Он длинный и зеленый,
То свежий, то соленый,
Растет он в огороде,
Любим во всем народе,
Вот какой он молодец,
А зовется - 
огурец.

( Дети рассматривают и обследуют огурец)

-Как называется овощ? Какого цвета огурец?  Какой формы? На что похож?

 Какой на ощупь?

 - Мама сделает салат,
И накормит всех ребят.

- Ребята, а давайте ежику слепим из пластилина  помидор и огурец. Нам

понадобится пластилин красного цвета для помидора и зеленого для огурца?

( Воспитатель показывает приёмы лепки огурца и помидора.)

Дети лепят из пластилина помидор и огурец.

 -Какие вы молодцы! Все постарались сегодня, помогли ежику собрать овощи

 на огороде.

 А какие овощи  вы лепили? (помидор и огурец)  Давайте отдадим их ежику, ему

 пора к себе домой, в лес.

(Дети прощаются с ежиком.)

Досуг во 2-й младшей группе по теме «В гости                   пришла бабушка Арина. Овощей принесла полную                 корзину».

Реализации образовательной области «Познавательное развитие

(ребенок и окружающий мир)»

Цель: создать условия для развития познавательных интересов детей в процессе

игровой деятельности.

Задачи:

-обогащать словарь детей названиями овощей; 

- продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, зеленый, желтый,

 оранжевый, понятия «один-много», «большой-маленький»);

-учить описывать цвет, форму овощей, используя прилагательные;

-закреплять умение узнавать овощи на картинках по их отличительным

признакам.

    Предварительная работа:

-чтение сказки «Вершки и корешки»;

-инсценировка сказки «Репка»;

-разучивание пальчиковых игр;

- рассматривание иллюстраций с изображением овощей, муляжей овощей;

- сюжетно - ролевая игра «Продуктовый магазин (отдел «Овощи»).

Оборудование: корзина с натуральными овощами,  овощи - игрушки,  разные

не крупные игрушки, 5 маленьких корзинок, карточки для игры «Что лишнее?»,

тележка, заготовки для аппликации (банка, огурцы, помидоры, клей, салфетки),

аудиозаписи.

Ход мероприятия.

Дети свободно играют в группе.

Раздается стук в дверь. Входит бабушка.

Бабушка. Здравствуйте, ребята.  

Дети. Здравствуйте, бабушка.

Бабушка.  Давайте, ребятки, с вами познакомимся. Меня зовут бабушка Арина.

А вас как зовут?

(Дети вместе с бабушкой встают в круг. Проводится игра «Назови свое имя»).

Бабушка. Ребятки, я сегодня пришла к вам в гости не с пустыми руками.

Посмотрите,  что я вам принесла (показывает корзину с овощами). Как много

 разных овощей у меня на огороде выросло, тяжелая корзина! Все лето я на

огороде трудилась,  вот урожай и удался на славу! Давайте посмотрим, что тут

 у меня в корзинке?

(Дети берут овощи из корзины, рассматривают и называют их, рассказывают

про цвет и форму).

 Бабушка. Таня, расскажи, что у тебя в руке?

Таня. Помидор, он круглый, красный.

Бабушка.  А другие ребята расскажут мне про свои овощи?

Даниил.  У меня морковка, она длинная, желтая и сладкая.

Пальчиковая игра «Салат».
Мы морковку чистим- чистим, (Энергично проводят кулачком правой руки по

ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие

движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат,  (Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)

Лиза. А я взяла огурец, он зеленый и длинный.

Вика.  У меня в ручке свекла, круглая, красная, вкусная и полезная.

Умеда. Я взяла капусту, она большая, белая.

Пальчиковая игра «Капуста»

Что за скрип?  (Сжимать и разжимать пальцы)

Что за хруст?

Это что ещё за куст? ( Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном»

покружить ими.)

Как же быть без хруста?      (Сделать из пальцев шар)

Если я капуста!

- Все эти овощи выросли на огороде.

Кто из вас, дети, знает, как нужно ухаживать за овощами на огороде? (поливать,

пропалывать сорняки).

Какая же человеку польза от овощей? (овощи вкусные, полезные, в них много

витаминов).

Бабушка.  Молодцы, все правильно рассказали. А сейчас давайте поиграем. Игра

называется «Собираем урожай».  На полу овощи перемешались с другими

предметами.  Помогите, пожалуйста, мне собрать овощи в корзины. Сделать это    

надо как можно быстрее  (звучит веселая мелодия).

Проводится игра «Собираем урожай»

 Бабушка.  Богатый урожай собрали мы на огороде. Теперь нужно перевезти его

 в кладовую для хранения.

Бабушка Арина просит детей помочь перевезти овощи в хранилище.

Проводится игра «Перевези  урожай»

(Под песню «Урожайная» дети перевозят на тележке овощи в хранилище).

Бабушка.  Хорошо мы с вами потрудились. Можно и отдохнуть.

Я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Какого овоща не стало?»

(На стол выкладываются морковь, свекла, помидор, огурец, репка. Дети закрывают

 глаза. В это время воспитатель прячет один из предметов. Открыв глазки, дети

должны отгадать, какого овоща не стало. Игра повторяется несколько раз.)

Следующая игра «Что лишнее?» (Каждый ребенок получает карточку, на которой

изображены 2 – 3 овоща и 1 фрукт или ягода). Задание: найти лишнюю картинку и

объяснить.

Бабушка. Ой, ребята, что – то разыгрались мы с вами. Не заметили, как время к

обеду подходит. Пора и суп готовить. Я решила сегодня приготовить овощной суп.

Хотите мне помочь? (дети отвечают).

Дидактическая игра «Готовим овощной суп».  На мольберте нарисован силуэт

кастрюли. Дети по очереди приклеивают овощи.

Бабушка Арина благодарит детей за помощь и читает стихотворение:

Чтоб здоровым, сильным быть.

Надо овощи любить.

Все без исключенья

В этом нет сомненья!

Вас спасут от всех болезней.

Нет вкусней их и полезней.

Подружитесь с овощами,

И с салатами и щами.

Витаминов в них не счесть.

Значит, нужно это есть!

Бабушка Арина прощается с ребятами. Приглашает их к себе в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско - взрослое образовательное событие "Я знаю свои права и обязанности" для детей старшего дошкольного возраста

Конспкект занятия, на котором дети закрепляют знание своих прав при помощи сказок. а также говорят о своих обязанностях...

Детско–взрослый образовательный проект «Домашние животные»

Для детей раннего возраста характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты схо...

Детско-взрослый образовательного проект с использованием интерактивных технологий«Пермский зоопарк».

Продолжительность проекта:краткосрочныйУчастники проекта: воспитатели, дети 5-6 лет, воспитатели, родителиОбразовательная область: познавательное развитие,  развитие речи, социально – комму...

Конспект детско – взрослого образовательного события «Шляпки разные нужны»

Данное мероприятие предназначено для проведения занятия совместно с родителями по дизайну в детском саду....

Детско – взрослое образовательное событие в подготовительной к школе группе «Никольск – моя ты Родина»

Данное мероприятие предназначено для организации совместной деятельности детей и родителей в детском саду по их приобщению к изучению истории родного края....

Детско–взрослый образовательный проект «Домашние обитатели» (развитие познавательных и речевых способностей детей)

Детско–взрослый образовательный проект«Домашние обитатели»(развитие познавательных и речевых способностей детей)...