Экспериментально-исследовательский проект "Удивительный мир бумаги" (старшая группа)
проект (старшая группа)

Скоробогатова Татьяна Николаевна

Цель: Формирование устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.

 

Задачи:

  1. Дать представление о том, на чём писали, когда не было бумаги.
  2. Вызвать желание попробовать изготовить посуду из папь-маше.
  3. Изучить историю возникновения бумаги.
  4. Исследовать и проанализировать свойства бумаги.
  5. Развивать познавательную активность детей и поисковую деятельность.
  6. Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам.
  7. Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
  8. Активизировать словарь по теме «Удивительный мир бумаги».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bumaga_starshaya.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментально-исследовательский проект

«Удивительный мир бумаги»

старшая группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речевого развития «Колокольчики»

Подготовили воспитатели:

 Скоробогатова Т.Н.

Сигаева А.А.

Экспериментально-исследовательский проект

«Удивительный мир бумаги»

(старшая группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речевого развития «Колокольчики»)

Подготовили воспитатели Скоробогатова Т.Н., Сигаева А.А.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Вид проекта: познавательный, групповой, экспериментально-исследовательский, краткосрочный.

Срок реализации: 8.11.2021 – 12.11.2021

Актуальность проекта:

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребёнка, имеющий свою специфику на каждом возрастном этапе.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и успешного его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить всё новое – основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом для развития ребёнка. Эта потребность лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности.

Бумага – доступный для ребёнка и универсальный материал для детского творчества, креативного и речевого развития, экспериментальной деятельности. Дети активно работают с бумагой, но, не смотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, её свойствах.

Учитывая интерес детей к данной теме, выбрали работу над проектом «Удивительный мир бумаги». Считаем, что работа по данной теме будет доступна, интересна, познавательна, увлекательна и общественно значима для детей.

Актуально вовлечение детей в активный поиск, создание ситуации успеха и полного погружения в тему. Важно дать ребенку возможность понять его значимость в общем деле, ощущение уверенности в себе, создать условия для всестороннего развития каждого ребёнка посредством работы над проектом.

Цель: Формирование устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.

Задачи:

  1. Дать представление о том, на чём писали, когда не было бумаги.
  2. Вызвать желание попробовать изготовить посуду из папь-маше.
  3. Изучить историю возникновения бумаги.
  4. Исследовать и проанализировать свойства бумаги.
  5. Развивать познавательную активность детей и поисковую деятельность.
  6. Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам.
  7. Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
  8. Активизировать словарь по теме «Удивительный мир бумаги».

Ожидаемый результат:

  1. Систематизированы знания детей о бумаге, её свойствах и назначении.
  2. Сформированы проектно-исследовательские умения и навыки: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее активный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты.
  3. Развита сенсорно-аналитическая деятельность детей.
  4. Повышен уровень экологической культуры.
  5. Обогащена предметно-пространственная среда.
  6. Сближение родителей и детей в ходе совместной деятельности.
  7. Улучшены показатели познавательного и речевого развития.
  8. Сформированы предпосылки учебной деятельности: развитие произвольности психических процессов, навыков коммуникативного общения.

Предполагаемый продукт проекта: Оформление мини-музея «Удивительный мир бумаги». Презентация проекта и мини-музея детьми для детей других групп и родителей.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

Подбор литературы, наглядных и дидактических материалов (дидактические игры, иллюстрации, видеоматериалы) по теме.

Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления альбома «Мир бумаги», оборудование для экспериментальной деятельности.

Организационный этап:

Определение объекта изучения; рассказ о истории возникновения бумаги и организация выставки «Волшебная бумага»; рассматривание поделок из бумаги (оригами, аппликация, бумагопластика); рассматривание разных видов бумаги; эксперименты с бумагой; игры с бумажными игрушками, проведение мастер-классов; консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; привлечение родителей к сбору информации по теме.

Основной этап:

Беседы:

«Задолго до появления бумаги» (Цель: Дать детям представление о том, на чём писали, когда не было бумаги);

«История возникновения бумаги» (Цель: Знакомство с историей возникновения бумаги);

«Применение бумаги» (Цель: Развитие познавательной активности детей через поисковую деятельность);

Просмотр видеороликов:

«История возникновения бумаги» (из серии «Шишкин лес»);

«Фиксики» (из серии «Бумага»);

«Современное производство бумаги».

Чтение художественной литературы:

Стихотворения:

«Я листок бумажный», «В сказочном царстве», «Шуршат осенние кусты» Ф. Усачёв;

«Лист бумаги» С. Михалков;

«Смешной цветок» А. Барто;

«Под рукой оживают цветы» В.Н. Напреенко;

«Бумажный кораблик по имени «Книга» А. Сметанин.

Сказки:

«Сказка о бумажной фее» Литвинова;

«Сказка о бумажной балерине» Д. Новак;

«Сказка о чистом листе бумаги» Е. Сосна.

Рассказ:

«Откуда пришла бумага» Б. Житков.

Малоподвижные игры:

«Что бывает из бумаги», «Бывает – не бывает».

Дидактические игры:

«Определи на ощупь», «Волшебная бумага», «Бумажная фея», «Что изменилось?», «Найди нужный вид бумаги», «Из какой бумаги сделано?»

Пальчиковая гимнастика:

«Лист бумаги мы сжимаем», «Раз, два, три, четыре, пять», «В этом домике пять этажей».

Подвижные игры:

«Листочки и ветер», «С островка на островок», «Замри», «Бумажный мяч», «Бумажный салют», «Самолёт», «К названному цвету беги», «Перенеси листок».

Сюжетно-ролевые игры:

«Экскурсия на бумажную фабрику», «Магазин бумажных изделий».

Физ. минутки:

«Бумажные фантики», «Свеча», «Мы бумагу мяли, мяли».

Дыхательная гимнастика:

«Бумажный комочек», «Остудим чай».

Речевые игры:

«Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Бумажная, бумажный, бумажные», «Так не бывает», «Опиши предмет».

Мастер-класс с детьми:

«Письмо на дереве» (Цель: Вызвать у детей желание попробовать писать, как древние люди).

Экспериментальная деятельность:

«Сравнение бумаги», «Склеивание бумаги», «Шуршащая или поющая бумага», «Разрывание бумаги», «Вода и бумага», «Летающая бумага», «Прочность бумаги», «Скорость разложения бумаги», «Волшебные цветы».

Рисование:

«Цветные зонтики».

ФЭМП:

«Деление и сгибание бумаги».

Аппликация:

«Посуда» (обрывание бумаги).

Музыкальный досуг:

«Превращение бумажного листа».

Заключительный этап:

Обобщение результатов работы в виде оформления выставки работ родителей и детей, оформление мини-музея «Удивительный мир бумаги».

Заключение: Проделанная работа позволила расширить представления детей о свойствах бумаги; об истории возникновения и способах применения бумаги; развила навыки совместной исследовательской работы со взрослыми, сформировала чувство сопричастности к окружающему рукотворному миру.

В процессе исследовательской деятельности дети усвоили разные способы получения информации, смогли проявить свои способности и умения в индивидуальной и совместной работе, работе с книжными материалами и материалами интернета, смогли практически выявить свойства изучаемого материала.

Полученные знания окажут в дальнейшем большое влияние на формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру, а процесс совместной работы закрепил правила социального общения.

Литература:

- «Развитие речи» Л.Е. Кыласовой;

- «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи» Н.В. Степановой;

- «Знакомим с окружающим миром детей 5-6 лет» Т.В. Ваструхиной;

- «Методика детского экспериментирования» Л.В. Рыжовой;

- «Логические игры и загадки» Е. Синицыной;

- «Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников» О. Дыбиной;

- «Простые опыты с бумагой для дошкольников» М. Султановой;

- «Оригами для старших дошкольников» С.В. Соколовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности в детской лаборатории старшей группы

Разработанный план предпологает ознакомление с окружающим миром и природой через опытно-экспериментальную познавательную  деятельность детей....

Проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебный лёд» для средней группы.

Проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебный лёд» для средней группыИнформационный паспорт проекта :Средняя группаЦель проекта - формирование у детей знаний и пр...

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри» в средней группе

Конспект открытого занятия  по экспериментально-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри» в средней группе...

Творческий проект экспериментально-исследовательской деятельности «Как извергается вулкан» (подготовительная группа)

Дети самостоятельно создадут искусственный макет  вулкана  путем опытно - экспериментальной деятельности «Извержение вулкана»....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Перспективне планирование по экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе...