Конспект НОД для детей подготовительной группы.Тема: «Часы».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: познакомить детей с часами, как прибором для измерения времени. Систематизировать знания о видах часов и истории их возникновения. Дать представления о временных интервалах. Упражнять в прямом и обратном счете.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasiki.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей подготовительной группы.

Образовательная область «Познание».

Тема: «Часы».

Цель: познакомить детей с часами, как прибором для измерения времени. Систематизировать знания о видах часов и истории их возникновения. Дать представления о временных интервалах. Упражнять в прямом и обратном счете.

Ход занятия:

1. Организационная часть.

В. Ребята, прежде чем начнем занятие, давайте посмотрим какой интересный мини-музей  мы с вами организовали, и я предлагаю послушать вам стихотворение, которое называется «Пешеход», а вы догадайтесь, о чем в нем говорится:

Есть пешеход в твоем дому

Всю ночь, всю ночь не спать ему.

Дорогой прямо в новый день

Ему шагать не лень, не лень.

Ты в нем пружинку подкрути –

Тебе –то спать – ему идти

Ты спишь, ты спишь, а он не спит,

Он не устал и не сердит,

Он говорит тебе вот так:

Я на чеку, тик-так, тик-так,

Пока я стрелками иду –

Не под-веду, не под-веду

Тебя разбудит мой звонок

Ты встретишь утро точно в срок.

В свой детский сад ты не проспишь

Вот так, тик-так,

Усни малыш!

В. Ребята, о каком пешеходе говорится в этом стихотворении?

Ответ детей. (О часах).

В. Дети, а какие виды часов вы знаете? Чтоб ответить на мой вопрос нам поможет  Словесная игра «Продолжи предложение»

Посмотрите, тут много разных часов. Вот часы висят на стене, значит они.... (настенные)

А эти стоят на столе, значит они....(настольные)

Эти часы, человек носит на руке, они        (наручные)

А вот эти часы необычные, старинные, их носят в кармане (карманные)

Есть часы, которые стоят на полу, они        (напольные)

Даже на башне Кремля есть часы (башенные)

Это часы по которым можно узнать время, если следить за цветами (цветочные )

А эти часы измеряют время с помощью солнца ( солнечные)

В этих часах отмеряет время вода (водяные)

А эти часы -точные!

В них песчинки текут-

 Секунды бегут!

Как песчинки собрались,

Холмиком улеглись

В колбочке из стекла

Так и минута прошла.

Какие это часы (песочные)

                                                 А есть и новые

                                                  Часы неугомонные!

                                                  Только раз их заведи,

                                                  Заведешь и год ходи! (Электронные)

В. А для чего нам нужно знать точное время?

Ответ детей. (Не опаздывать в детский сад, школу, на работу, на поезд, на спектакль, на важную встречу).

В.: Где собирают часы?

Д.: На часовом заводе.

В.: Как называют место, где ремонтируют часы?

Д.: Часовая мастерская.

В.: Ребята,  а как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь из вас знает, как люди раньше узнавали время, когда не было часов?

Д.: Раньше часы были другие.

Еще в глубокой древности люди подметили, что как только всходило солнце на небе, от него начинала падать тень на деревьях. И люди изобрели первые солнечные часы. А пользовались они ими следующим образом. Люди чертили на земле большой круг, в середину круга они вставляли высокую палку, а по кругу делали деления: час, два, три и так до 12. В течение дня солнце двигалось по небу, и тень от палки перемещалась от деления к делению.

 (картинка изображением солнечных часов).

В. Ребята! А как вы думаете, всегда ли работали солнечные часы? А почему?

(Ответы детей.) (нет)

В. Правильно. В пасмурную погоду часы не работали.

Вам, наверное, приходилось слышать такую фразу, что «время течет». Так вот, когда-то время действительно текло, т.к. люди придумали водяные часы. В водяных часах вода из одного сосуда с двенадцатью элементами переливалась по каплям в нижний сосуд, и пока вода от одного деления стекала по каплям до другого деления, проходил один час.

(изображение водяных часов)

В. Затем люди изобрели песочные часы. Из верхнего сосуда песок ровно минуту пересыпался в нижний сосуд, затем часы переворачивали и все повторялось.

( изображением песочных часов)

В. Позднее люди придумали огненные часы. Огненными часами пользовались при помощи свечек с двенадцатью делениями. Как только прогорало, одно деление проходил один час. А еще огненные часы играли роль будильника. Ребята! Как вы думаете, что в огненных часах служило будильником?

(Ответы детей)

В. В определенном месте, например, возле деления с цифрой семь люди втыкали в свечу иголку, к которой был привязан грузик, и как только свеча догорала до цифры семь, игла с грузиком падала в металлическую тарелку, на которой крепилась свеча, и люди просыпались в нужное время.

( изображением огненных часов)

В наши  дни  люди изобрели множество разнообразных и удобных часов.

(изображение современных часов)

Это наручные механические часы, которые показывают время, если их регулярно заводить, электронные часы, которые идут от вставленной внутрь батарейки. Существуют маятниковые часы – настольные и напольные. Изобретены электрические часы, работающие от электричества. Но самыми главными часами у нас в стране являются Кремлевские часы, которые находятся на Спасской башне в Москве – столице нашей Родины. И все эти часы, если они ломаются, чинит и чистит человек, профессия которого называется часовщик.

Физкультминутка

Мы играли, рисовали

Дружно все тихонько встали,

Два хлопка над головой

Три хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Игра опыт «Молчанка»

В.: А хотите, мы проведем опыт?

Как вы считаете 1мин - это много или мало времени.(много)Давайте проверим

Я предлагаю вам помолчать одну минуту. Песок в песочных часах будет сыпаться ровно одну минуту.

Следим за временем, как только последняя песчинка упадет,  скажем «Стоп игра». Один, два, три...

Как вы считаете 1мин - это много или мало времени.(много)

А теперь за 1 мин попробуем нарисовать портрет нашего друга.

За временем  буду следить я. Один, два, три...

А сейчас, 1 минута- это много или мало времени. Мало времени, мы не успели нарисовать портрет.

Воспитатель: Ребята, когда мы заняты делом , время проходит быстро, а когда мы просто сидим и молчим, время тянется долго.

Поэтому люди придумали пословицу «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

А вам в детском саду скучно? (Нет)

Интеграция.

В. А сейчас я вам предлагаю взять цветные карандаши, немного пофантазировать и нарисовать свои  необычные часы.

Сегодня на занятии мы с вами окунулись в историю развития часов. Давайте перечислим, какие виды часов были изобретены в древности, и какие часы существуют в наше время.

Ответы детей.

В. «Какие часы, существующие раньше, вам понравились больше всего и почему?»

Ответы детей.

В. Хвалю детей за внимательность и активность. Спасибо за внимание. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект развлечения для детей подготовительной группы Тема: «Мои любимые сказки»

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста по познававтельному развитию детей...

Конспект НОД для детей подготовительной группы .тема:"Аулак өй". Образовательная деятельность "Познание".

Конспект НОД для детей подготовительной группы .тема:"Аулак өй". Образовательная деятельность "Познание"....

Конспект НОД для детей подготовительной группы. Тема: Пересказ рассказа В. Осеевой «Сыновья»

Учить детей перессказывать последовательно, без пропусков и повторений, предавая речь персонажей.Совершенствовать умения подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков.Развивать с...

Конспект беседы для детей подготовительной группы. Тема: « Блокадный Ленинград»

Расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны у детей подготовительной группы....

КОНСПЕКТ НОД для детей подготовительной группы Тема: «Круговорот воды в природе»

Конспект для детей подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром....