Конспект занятия "Волшебница зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: закреплять представления детей о характерных признаках зимы и зимних явлениях.

Задачи: Закрепить умение, устанавливать связь между признаками в природе, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.

 Развивать умение соотносить по настроению образцы живописи, поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, прививать чуткость к поэтическому слову.
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, поэзию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_volshebnitsa_zima.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”

ИМЕНИ  ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА»

(МБОУ «Алтайская СОШ №2»)

                                                                          

659653 Россия, Алтайский край, Алтайский район, с.Алтайское, ул.З. Космодемьянской,46,

адрес электронной почты: altviсhenka@mail.ru

                     Конспект занятия в подготовительной группе «Волшебница зима»

Воспитатель: Васильева И.Ю.

Цель: закреплять представления детей о характерных признаках зимы и зимних явлениях.

Задачи: Закрепить умение, устанавливать связь между признаками в природе, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.

 Развивать умение соотносить по настроению образцы живописи, поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, прививать чуткость к поэтическому слову.
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, поэзию.

Обогащение и активизация словаря:

Старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей.

Оборудование: репродукции картин-И.Вельц «Иней»; И.Грабарь «Февральская лазурь»; А.Саврасов «Зима». Конверт, мультимедийный  проектор, экран, ноутбук

Предварительная работа:

Наблюдения за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж. Тонирование бумаги, рисование деревьев.
Чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихотворений, пословиц о зиме.

Ход занятия

Воспитатель: Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
- зимой –

Ребята, скажите пожалуйста какое сейчас время года? (Зима). Да, зима сегодня мы поговорим об этом замечательном времени года. Ребята, а вы любите зиму? Почему? (Ответы детей).

Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята вчера ко мне приходил почтальон и принёс письмо. Это письмо из далёкой и жаркой страны, которая называется Африка. Пишут нам дети из детского сада «Пальмочка».

 Дети пишут, что не знают, что такое снег. В Африке нет такой зимы, как у нас там постоянно тепло, и они не представляют, какая она. Мне очень жаль, что они просто не знают, каким прекрасным бывает это время года. Вот я и подумала, ведь мы с вами так много знаем о зиме давайте поможем детям из другой страны узнать, как можно больше об этом времени года. Ребята, а мы с вами в какой стране живем? Как называется наша страна?
Скажите, пожалуйста, какая же у нас русская зима? Какими словами мы можем охарактеризовать зиму?

Ответы детей:

Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, весёлая.

Воспитатель:

Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

Воспитатель:

У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца.

Ответы детей:

Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: молодцы правильно.

  Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
- декабрь –

Как называется этот месяц?

Воспитатель:

Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. Послушайте следующую загадку.

По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано – …
- январь –

Молодцы!

А январь в старину называли «лютовей». Как вы думате, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
- февраль –

 А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Зимние приметы».

Игра «Зимние приметы»

Воспитатель:

Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом …

Дети:

Значит, ясно будет днем.

Воспитатель:

Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга …

Дети:

Жди метели.

Воспитатель:

Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения …

Дети:

Ждите потепления.

Воспитатель:

Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно …

Дети:

Будет ясно и морозно.

Воспитатель:

А вы знаете пословицы о зиме?

Дети:

(по очереди)

Береги нос в большой мороз.
Сугроб да вьюга – два друга.
В зимний холод всякий молод.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Зима без снега – лето без хлеба.
Холодная зима – жаркое лето.
Зимою вьюга – летом ненастье.
Спасибо, мороз, что снегу принес.
Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.

Воробьи сидят на ветках втихомолку- значит пойдёт снег без ветра.

В январе снегу надует хлеба прибудет.

Воспитатель: молодцы ребята много знаете пословиц о зиме.

Воспитатель разбирает вместе с детьми 1–2 пословицы.

Воспитатель:

Поэты, художники, композиторы передают свое настроение зимы в музыке, стихах, в красках. И вот сейчас посмотрим картины русских художников.

Ребята, как называется эта картина? Правильно «Иней». А какое настроение вызывает у вас картина «Иней» Ивана Вельца?
Какая она? (Таинственная, тревожная, грустная, волшебная, сказочная и т.д.). Почему вы так решили? (Ответы детей). А эта картина как называется? Правильно «Зима». А картина «Зима» Алексея Саврасова на ваш взгляд, какая она? (Спокойная, задумчивая, тихая и т.д.) Почему вы так решили? (Ответы детей). А как называется следующая картина?

Правильно «Февральская лазурь». Её автор Игорь Грабарь. Почему художник ее так назвал? (Ответы детей) Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Ответы детей:

Хорошее настроение, радость, веселье, восторг и т.д.)

Воспитатель:

Скажите, пожалуйста, чем они похожи? (Пейзаж, зима, деревья)
Чем они отличаются? (Время суток, цвета и др.)
Посмотрите, как художники изобразили снег? От чего зависит цвет снега? (от окружающих предметов, от погоды, от времени суток, от освещения). Действительно, снег может создать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности, как и показано на этих картинах. Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства.

Глядя на эти картины, мы с вами увидели, как художники, используя краски, передают настроение зимы. На первый взгляд посмотришь, все картины одинаковы, но если приглядеться, то можно увидеть, что они все разные и это все потому, что зима у нас разная. Она бывает то радостная, то грустная или тихая, спокойная.

(Воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть).

Физкультминутка «Снег–снежок»

Снег–снежок,
Снег–снежок
По дорожке стелется.
(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)

Снег–снежок,
Снег–снежок
Белая метелица.
Снег–снежок,
Снег–снежок
Замело дорожки. (Плавно качают руками вправо–влево)

Снег–снежок,
Снег–снежок
Тает на ладошке.
(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку)

Мы налепим снежков
Вместе поиграем
(«Лепят снежки»)

И друг в друга снежки
Весело бросаем
(«Бросают снежки»)

Но тепло во дворе
(Хлопают в ладоши)

Не замерзли ушки
(Потирают ладонями уши)

Накатаем мы снег
(Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью).

В белый ком большущий. (Разводят руки в стороны).

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель:

Ребята, не только художники в своих картинах передают настроение зимы, а также настроение можно передать в поэзии.

Наша зима у художников, поэтов – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. Давайте послушаем стихотворение А.С. Пушкина. (Ребенок читает стихотворение «Вот север тучи нагоняя…») Зима веселая пора, все рады проказам Матушки – зимы, мороз румянит щеки, пощипывает нос. А снег легкий пушистый. Послушайте стихотворение И Сурикова «Зима».

В стихах всегда передается настроение человека, и тот, кто пишет о природе невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывает сам. Давайте послушаем отрывок из стихотворения Сергея Есенина «Белая берёза».

Ребята, зима – волшебница! Она околдовывает природу. Мы с вами сегодня увидели, как через разные виды искусства можно передать настроение.

Давайте представим, что вы знаменитые художники проходите в нашу художественную мастерскую и вы дорисуете свои картины о зиме. Вы уже нарисовали деревья на своих картинах, а сегодня мы украсим их красивыми снежными нарядами. Ребята у вас на столах приготовлены кисточки и комочки мятой бумаги вы можете по своему желанию выбрать чем вы будите рисовать снег. А сейчас давайте подготовим наши пальчики к работе. Покажите мне свои ручки, разминаем по очереди каждый пальчик. Сначала на одной руке, а потом на другой.

Пальчиковая игра

Сыплет белый снежный пух (кисти рук опускаем сверху вниз)

Устилает всё вокруг (разводим руки в стороны)

Пух на шапках

Пух на шубках

Пух на бровках (показываем на предметы)

Пух на губках

Как щекотно-ух! (руки на пояс и встряхиваемся)

Кто щекочет-пух (ладони вперёд и дуем на них)

Дети рисуют под спокойную музыку.

Посмотрите ребята, какие красивые рисунки у нас получились. Давайте мы отправим эти рисунки нашим друзьям из Африки, чтобы они смогли увидеть, какой прекрасной может быть зима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"

Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...

Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «

Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"

Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"...

Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"

Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...

Конспект НОД «Зимующие птицы» с использованием презентации «Зимующие птицы»

Конспект интегрированного занятия«Зимующие птицы"(средняя группа)Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.Цели:формирование экологических представлений у ...

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»Цель: познакомить детей с новым временем года - зимой.1. Формировать первые представления о зиме, ее признаках;2. Раз...