Цикл занятия по ознакомлению с миром природы. Тема: "Осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Шевченко Ольга Леонидовна

Данный цикл занятий входит  в комплекс занятий по ознакомлению с миром природы и составлен в соответствии с ФГОС на основе  Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи и Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_po_oznakomleniyu_s_mirom_prirody.docx73.28 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Калачинская адаптивная школа – интернат»

Цикл  занятий по ознакомлению с миром природы для детей среднего дошкольного возраста (4-5лет) с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема: «Осень»

Составила: воспитатель

Шевченко О.Л.

Пояснительная записка

Средний дошкольный возраст очень важен в жизни ребёнка. Это яркий период открытий, удивлений любознательности.

Дети пятого года жизни вступают в возраст активного исследования мира, и знакомить их с многообразием явлений и объектов вокруг — ответственное, чрезвычайно важное дело. Ведь задача воспитателя — не только дать детям знания и сформировать навыки, но и развить проявления любознательности, стремление к познанию и исследованию, присущие маленьким почемучкам.

Данный цикл занятий входит в комплекс занятий по ознакомлению с миром природы и составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.   Содержание и материал занятий адаптированы для детей 4- 5 лет с тяжёлым нарушением речи. Применяемые на занятиях методы и приёмы способствуют развитию следующих  компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря.

Занятия носят комплексный интегрированный характер. Они позволяют обобщить и закрепить знания детей по теме осень. Учат детей практически применять полученные знания.

Структура занятий имеет такие составляющие:

1.Вступительная часть (1,5–2 минуты). Организация детей, создание положительного эмоционального настроя (минутка доброты, психогимнастика).

2.Основная часть (15 минут). Мотивация, заинтересовывающий, сюрпризный момент. Сообщение темы занятия. Получение детьми новых знаний, закрепление и углубление ранее усвоенных (в зависимости от типа занятия).

3.Заключительная часть (2–3 минуты). Подведение итогов, краткая беседа с детьми, рефлексия (что понравилось, запомнилось, было интересно).

Данный цикл занятий может быть полезен практическим педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений,  а также всем, кто занимается проблемой экологического воспитания детей дошкольного возраста

Занятие №1

Тема. Ранняя Осень.

Цель. Расширение  представлений  детей о характерных признаках ранней осени.

Задачи.

Образовательные: 

- учить  детей наблюдать за изменениями в природе;

- повторить названия осенних месяцев;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие:

-развивать слуховое и зрительное восприятие, память внимание, воображение;

-способствовать формированию грамматического строя речи;

-развивать связную речь;

-активизировать и обогащать    словарь по  лексической теме осень.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой;

- воспитывать умение выслушивать друг друга.

Форма работы: НОД

Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач

Методы и приёмы реализации содержания занятия: дидактическая игра, игровой персонаж, демонстрация предметных картинок, беседа, объяснение, рассказывание по картинке, речевой образец, повторное проговаривание.

Словарная работа: ранняя осень, сентябрь, октябрь, ноябрь.

Предварительная работа:

  • чтение стихов и рассказов об осени;
  • художественно – продуктивная деятельность на тему «Падают листья»;
  • дидактические игры на тему «Времена года»,  «Осенние приметы» и.т.д
  • наблюдение за изменениями в природе во время прогулки;
  • просмотр мультфильма «Времена года (Сентябрь)»

Материалы  и оборудование: бумажная кукла Сентябринка, картинки с изображением разных времён года, рамочка для картины,  картинки – знаки с признаками осени, магнитная доска,  мяч, телевизор, слайды «Признаки времён года».

Ход НОД

I Организационный момент 

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.  

 II Работа по теме занятия

1.Мотивация детей к деятельности

-Ребята, какие времена года вы знаете?  Давайте вместе их назовём.

-Посмотрите на картинки. На какой из них изображена осень?

-Как вы догадались?   (Ответы детей)

-Осень длится три месяца. Сейчас  сентябрь, потом наступит октябрь, затем ноябрь.  Давайте вместе назовём осенние месяцы.  ( Дети хором повторяют название месяцев)

Раздаётся стук в дверь. Воспитатель приносит в группу письмо.

- Ребята, нам пришло письмо. Здесь написано: Для ребят дошкольной группы «Солнышко». Мы можем его прочитать?  (Да.  Это письмо для нас)

Воспитатель читает письмо

-«Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас в гости, на свой день рождения. Кукла Сентябринка»

- Кто приглашает нас на день рождения?  (Кукла Сентябринка)

- Как вы думаете, почему у нее такое интересное имя? (Ответы детей)

2.Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и цели занятия.

- Мы не можем пойти на день рождения без подарка. Что мы можем подарить кукле Сентябринке?  (Ответы детей)

-Я знаю, кукла Сентябринка очень любит картины, на которых изображена осень. Но у нас нет такой картины. Как нам быть?  (Можно нарисовать или сделать аппликацию)

- Я вам предлагаю изобразить осень  с помощью картинок – знаков.

-Чтобы нарисовать картину осени мы должны вспомнить её признаки.

- Ещё мы сегодня будем учиться описывать осень по картине, вместе  играть и выполнять задания.  Свою работу мы оценим с помощью «экрана успеха». Если у вас всё получится, то на «экран успеха» будем выставлять смайлики.

3.Беседа о приметах ранней осени.

- Ребята, какой сейчас месяц?   (сентябрь)

- Сентябрь – это первый осенний месяц. Сейчас ранняя осень.

Давайте с вами вспомним признаки осени и нарисуем картину для куклы Сентябринки.

(В ходе беседы  дети прикрепляют картинки – признаки осени в рамочку)

- Ребята, на улице жарко?   (На улице холодает, но ещё тепло)

- Ребята, если осенью солнце светит, но не греет, то оно какое?  (Солнце холодное)

- А небо осенью яркое,  голубое или хмурое, пасмурное, серое? (Небо голубое, но иногда бывает серое, пасмурное)

- Какого цвета листья на деревьях? ( Листья желтеют.)

- Ребята,  трава  высохла или ещё зелёная ? (Осенью трава ещё зелёная, но уже начинает желтеть)

- А цветы цветут?   (Да, цветут)

- Подул ветер, кажется, начинается дождик!

Физкультминутка  «Осенняя прогулка»

-Если мы идём гулять,                    (Дети выполняют ходьбу на месте)

Зонт с собою нужно брать.             (Выполняют упражнение ЗОНТИК)

Осенью от дождика                         (Выполняют упражнение    ДОЖДИК)

Спрячемся под зонтиком                (Выполняют упражнение ЗОНТИК)

- Молодцы, успели от дождика спрятаться.

- Ребята, если идёт дождь, то погода,  какая? (Дождливая)

- Молодцы. А ещё осенью, какая бывает погода? (Холодная)

-Значит, какую одежду надевают люди осенью? (Тёплую, осеннюю)

- Посмотрите на иллюстрацию. Во что одеты люди? (Люди одеты в куртки, ботинки, на головах шапки.)

- Что люди делают в садах и огородах?  (Собирают урожай)

- Ребята, осенью становится холодно, поэтому исчезают пауки, бабочки, жуки, которыми питались птицы. Птицам больше  нечего есть, и они улетают в тёплые края, где тепло и есть для них корм.

- А сейчас посмотрите и послушайте,  какая у нас получилась картина!

Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту  в тёплые страны.

- Вам нравится наша картина? Как мы её назовём? (Ранняя осень)

- Можем себя похвалить?

- Молодцы! Похлопаем себе.

- Для кого мы изобразили картину?  (Для куклы Сентябринки)

- Можем мы теперь пойти к ней на день рождения?  (Да. У нас есть подарок.)

-Пойдем в гости к Сентябринке.  Но будьте внимательны. Слушайте слова и действуйте вслед за стихами.

4.Подвижно-речевая игра «Большие ноги»

(Дети вместе с воспитателем идут по дорожке, выполняя движения)

Маленькие ножки идут по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

Маленькие ножки бегут по дорожке

А большие ноги бегут  по дороге

Маленькие ножки скок – скок по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

(Дети подходят к магнитной доске.)

5.Описание осени с опорой на картинку

- Мы пришли в гости к  кукле Сентябринке. Давайте поздравим её и подарим подарок.

- Сентябринка благодарит вас и просит рассказать,  что вы изобразили на картине.

(Дети с опорой на получившуюся картину повторяют признаки осени, оценивают рассказ друг друга, выставляют смайлики на «экран успеха»)

- Кукла Сентябринка  благодарит вас и приглашает поиграть. Она приготовила для вас задания, которые помогут проверить,  хорошо ли вы запомнили признаки ранней осени.

6.Дидактическая игра с использованием ИКТ «Найди ошибку»

Дети сидят перед телевизором. Воспитатель называет и показывает на слайдах приметы разных времён года.  Дети хлопают в ладоши, если услышат и увидят ошибку.

  • Ранней осенью тепло.
  • Люди загорают и купаются в сентябре.
  • В сентябре часто идут дожди.
  • В садах и парках ещё цветут цветы.
  • В сентябре нет овощей  в огородах и на полях.
  • Перелётные птицы собираются лететь в тёплые края.

(Воспитатель оценивает участие детей в игре)

7. Дидактическая игра  «Назови ласково»

Воспитатель  показывает детям картинки, просит назвать ласковым словом изображение на картинке. Используется приём повторного проговаривания.

Дождь – дождик, солнце – солнышко, туча – тучка, лист – листочек, птица –птичка, цветок – цветочек, ветер – ветерок, трава – травка.

- Ребята, кто назвал всё правильно, тот может поставить смайлик на «экран успеха».

III Подведение итогов

- О чём говорили на занятии?  (Об осени)

-Что мы подарили кукле Сентябринке?  (Картину)

-Что мы изобразили на картине?  (Раннюю осень)

-Посмотрите на «экран успеха». Мы справились с  заданиями, которые приготовила для нас Сентябринка?  (Да)

(Воспитатель оценивает работу детей на занятии)

-Давайте  похвалим себя (похлопаем).

-На следующем занятии мы отправимся в огород, чтобы узнать, что происходит в огороде осенью.

Занятие №2

Тема.  Овощи.

Цель. Расширение представлений  детей об овощах

Задачи.

Образовательные:

 -уточнять и расширять знания детей о существенных признаках овощей, месте их произрастания; применении овощей;

-учить описывать овощи;

-закреплять умение называть приметы ранней осени.

Развивающие:

-развивать слуховое и зрительное восприятие, память внимание, воображение, координацию речи с движением;

-совершенствовать связную диалогическую речь;

- формировать умение согласовывать слова в предложении; образовывать прилагательные от существительных;

-активизировать и обогащать    словарь по  лексической теме овощи.

Воспитательные:

- воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в решении познавательных и игровых задач.

Форма работы: НОД

Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач

Методы и приёмы реализации содержания занятия:  ИКТ презентация, дидактическая игра, игровой персонаж, демонстрация предметных картинок, беседа, объяснение, повторное проговаривание, описание и сравнение предметов.

Словарная работа: овощи, огород,  урожай.

Предварительная работа:

-рассматривание овощей;

-отгадывание загадок;

-чтение стихотворения «Овощи» Ю.Тувима

-дидактические игры «Чудесный мешочек», домино «Овощи»

-разучивание песни А.Филиппенко  «Урожайная».

Материалы и оборудование:  корзинка с натуральными  овощами (морковь, капуста, помидор, картошка, огурец),  предметные картинки с изображением овощей, кукла би-ба-бо «Бабушка»,  ноутбук,  презентация «Загадки с грядки».

Ход НОД

I. Организационный момент

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.  

II.Работа по теме занятия

1.Мотивация детей к деятельности.  Сообщение темы и цели занятия

- Ребята, какое время года сейчас?   (Осень)

- На улице жарко? (Нет)

- Тучки солнце закрывают?  (Да)

- Как одеваются люди?  (Они одеваются теплее)

- Какую работу выполняют люди осенью?  (Собирают урожай)

- Ребята, сегодня к нам в гости пришла бабушка Запасиха.

Воспитатель показывает детям куклу би-ба-бо «Бабушка»

- Как вы думаете, почему бабушку так зовут?  (Ответы детей)

- Бабушка Запасиха  принесла с собой корзинку. Хотите узнать, что у неё в корзинке?  (Да)

- Отгадайте загадку:

- Огурец, капуста, кабачок,

Перец, лук, морковь и чесночок.

Как всё это вместе назовём,

В огороде нашем соберём? (Овощи)

- Правильно, овощи.

- Сегодня мы с вами будем рассматривать овощи, и говорить о них. Будем играть,  и выполнять задания, как вместе, так и каждый самостоятельно. Свою работу мы оценим с помощью экрана успеха. Если у вас всё получится, то на экран успеха будем выставлять улыбающиеся смайлики.

2.Рассматривание и описание овощей

Воспитатель достает из корзинки овощи по одному, предлагает детям потрогать их и рассмотреть, задает вопросы.  Используется приём повторного проговаривания.

- Что это?  (Капуста)

-Капуста круглая или квадратная? (Круглая)

-Какого она цвета? (Зелёная)

-Капуста мягкая или твёрдая? (Твёрдая)

- Где растёт капуста?  (В огороде)

               (Аналогично описывают другие овощи)

-Что это? (Показывает морковь.) (Это морковка.)

-Какая она? (Она длинная, красная, гладкая.)

-Где она растет? ( В огороде, на грядке.)

-Что это? (Показывает помидор.)  (Это помидор.)

-Какой он? (Он круглый, красный, мягкий.)

-Где он растет?  (На грядке.  В теплице.)

-Что это? (Показывает огурец.) (Огурец.)

-Какой он?  (Зеленый, длинный, твёрдый.)

-Где он растет?  (На грядке.  В парнике.)

-Как вы думаете, вы хорошо рассказали об овощах? (Да)

-Молодцы! Вы очень хорошо рассказали об овощах.  (Воспитатель оценивает ответы детей. Выставляет смайлики на «экран успеха»)

-Как вы думаете, где бабушка Запасиха взяла все эти овощи? (В огороде)

- Правильно, овощи растут в огороде. Бабушка Запасиха  вырастила очень большой урожай. Она   не успевает собрать урожай, как мы можем ей помочь?   (Ответы детей).

Физкультминутка «Урожай»

В огород пойдем,

Урожай соберем.                                

Мы морковки натаскаем.                    

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

- Если мы отгадаем все загадки, то поможем бабушке собрать овощи.

3.Презентация «Загадки с грядки»

Дети разгадывают загадки, если загадка отгадана, верно, на экране появляется картинка с изображением овоща.

1.Много платьев,

Много хруста.

Как зовут её?.. (Капуста)

2.И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом ... (Картошка)

3.Я оранжева, сочна,

Я полезна и вкусна.

За ботву схватись ты ловко,

Чтобы вытащить… (Морковку)

4.Я длинный и зеленый,

Вкусный и соленый,

Вкусный и сырой.

Кто же я такой? (Огурец)

5.Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней…(Помидора)

- Помогли мы бабушке Запасихе собрать урожай? (Да. Мы отгадали загадки)

- Молодцы!  Все загадки отгадали правильно.  У кого лучше всего получалось отгадывать загадки, тот может взять смайлик.

 (Дети оценивают себя)

4.Ознакомление с применением овощей.

-А как вы думаете, зачем нужны овощи?   (Овощи полезны, в них много витаминов)

- А что можно приготовить из овощей?  (Из овощей можно сварить суп, борщ, приготовить салат, сок и т.д.)

- Давайте поможем нашей бабушке Запасихе приготовить салат из овощей.

5.Дидактическая игра  «Какой салат?»

Дети по очереди берут картинку  из корзинки, называют изображённый овощ и говорят, как будет называться салат из этого овоща. Например: «Это капуста. Салат из капусты - капустный », «Это морковь.  Салат  из моркови-морковный»

 (В ходе игры дети оценивают ответы друг друга)

III Подведение итогов

- О чём говорили на занятии? (Об овощах)

- Да. Тема нашего занятия  овощи.

- Кому мы помогали собирать урожай?  (Бабушке Запасихе)

-Посмотрите на «экран успеха».  Справились мы с заданиями.

-Давайте похлопаем себе.

-Вы, ребята, молодцы! Вы были внимательными, дружными. Показали свои знания, умения, чтобы помочь бабушке Запасихе собрать овощи.  Мне было очень приятно с вами заниматься.

- На следующем занятии мы отправимся в сад, чтобы узнать, что происходит в саду осенью.

Занятие №3

Тема. Фрукты

Цель. Расширение  представлений  детей о фруктах

Задачи.

Образовательные:

-уточнять и расширять знания детей о существенных признаках фруктов, месте их произрастания; применении фруктов;

-учить описывать фрукты, сравнивать их;

Развивающие:

-развивать слуховое и зрительное восприятие, память внимание, воображение, координацию речи с движением;

-развивать связную речь; умение согласовывать прилагательные с  существительными, образовывать прилагательное от существительного;

-активизировать и обогащать    словарь по  лексической теме фрукты.

Воспитательные:

- воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в решении познавательных и игровых задач.

Форма работы: НОД

Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач

Методы и приёмы реализации содержания занятия:  дидактическая игра,  игровой персонаж,  демонстрация предметных картинок, беседа, объяснение, повторное проговаривание, описание предметов.

Словарная работа: фрукты, сад, урожай.

Предварительная работа:

- чтение сказки Г. Юдина «Как варить компот»,

-отгадывание загадок;

-дидактические игры  «Куда что положить?», «Целое и часть» и др.;

-игры «Забывчивый покупатель», «Угадайка».

азучивание физминутки «Поедем на автобусе».

Материалы и оборудование:.  натуральные фрукты (яблоко, груша, слива, апельсин, лимон), картинки с изображением  фруктов овощей, вырезанные из картона шаблоны банок ,  игрушка грузовик, аудиозапись звук машины, конверт с письмом от Осени, ноутбук.

Ход НОД

I. Организационный момент

Каждый день всегда, везде

На занятиях в игре,

Смело, чётко говорим,

И тихонечко сидим

II. Работа по теме занятия

1.Мотивация детей к деятельности.  Сообщение темы и цели

-Посмотрите на картинки, что на них нарисовано. (Морковь, помидор, огурец, лук)

- Как - это назвать  одним словом? (Овощи)

- На прошлом занятии мы с вами говорили об овощах. Где растут овощи?

(В огороде)

Звучит шум машины. Воспитатель ввозит в кабинет большой игрушечный грузовик с фруктами. Дети встречают его, сидя полукругом на ковре.

-Ребята, посмотрите, что привез нам грузовик?  (Дети перечисляют)

-Как это можно назвать  одним словом? (Фрукты)

-Правильно. Молодцы!

-Тема нашего занятия «Фрукты». Вы будете учиться описывать фрукты и узнавать их по описанию, сравнивать фрукты. Ещё мы все вместе  и каждый самостоятельно  будем выполнять задания.  Свою работу мы оценим с помощью «экрана успеха». Если у вас всё получится, то на «экран успеха» будем выставлять улыбающиеся смайлики.

2.Создание проблемно - поисковой ситуации

-В кузове грузовика ещё есть письмо для вас.  «Дорогие ребята!
Богатый  урожай фруктов созрел  в этом году.
Чтоб все фрукты собрать мне нужна ваша помощь».
С уважением Осень»

- Вы согласны помочь осени?  (Да)

- Где растут фрукты ? (В саду)

- Фруктовый сад находится далеко.  Как нам быстро туда добраться? (Можно  доехать на транспорте)

- На чём мы поедем?  (Ответы детей)

-Давайте отправимся в сад на автобусе.

3.Упражнение на координацию речи с движением.

Мы в автобус дружно сели  (приседание)

И в окошко посмотрели.  (смотрят по сторонам)

Наш шофёр педаль нажал, (топают)

И автобус побежал  (быстро шагают).

Приехали дети, автобус, стоп!

4.Описание фруктов по качествам и признакам

- Вот мы и приехали в сад.  Зачем мы сюда приехали?   (Помочь Осени собрать урожай фруктов).

-Что бы фрукты  нам собрать,

 Надо их нам описать

 И загадки отгадать.

-Если мы справимся, то сможем прикрепить смайлики на «экран успеха».

(Воспитатель обращает внимание детей на картинку с фруктами)

-Ребята все ли фрукты одинаковы по величине (нет).

-Есть фрукты маленькие. Назовите их, пожалуйста. (Сливы).

-Молодцы!

-А есть большие, какие это фрукты (Яблоки, груши, лимоны).

- Посмотрите на картинки с изображением фруктов. Какие из них имеют форму круга?

- Какие фрукты похожи на треугольник?

-Какие фрукты имеют форму овала?

-Сейчас каждый из вас возьмёт по одному фрукту и расскажет о нём: назовёт его, какого цвета фрукт, какой формы, большой или маленький.

(Дети по очереди берут фрукты из корзинки и описывают их по плану, оценивают друг друга)

- Фрукты мы описали, теперь пора отгадать загадки.

5.Дидактическая игра с использованием ИКТ «Фруктовые загадки»

1.На ветвях они висели,

Как созрели — посинели.

Смотрят сверху вниз пугливо,

Ждут, когда сорвут их... (сливы)

2.Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (груша)

3.Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый рыжий... (апельсин)

4.Он из стран, где климат жаркий.

Ярко-желтый, но не сладкий.

Даже спелый кислый он.

Как зовется фрукт? (Лимон)

5.Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко) 

-Ребята, фрукты мы описали?  (Да)

-Загадки отгадали?  (Да)

-Помогли Осени собрать урожай фруктов?

-У кого лучше всего получалось отгадывать загадки, тот может взять смайлик               (Дети оценивает себя)

- Мы молодцы, похлопаем себе.

- Посмотрите, сколько фруктов мы собрали? (на экране появляется картинка корзина с фруктами)

- Как вы думаете, фрукты полезны для детей?  (Да.  В них много витаминов)

- Ребята вы знаете, как можно хранить фрукты, что можно из них приготовить.  ( Фруктовый салат, сок)

-   Верно, а еще можно приготовить и испечь пирог, а осенью когда собирают богатый урожай,  сделать  заготовки на зиму: варенье,  джем, повидло, компот.

- Давайте, и мы сделаем заготовку на зиму, приготовим фруктовый компот.

- Почему фруктовый?  (Он сделан из фруктов)

-Но для того чтобы ваши руки стали умелыми, сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика: «Варим, варим мы компот»

Будем мы варить компот         (Сжимать и разжимать пальцы рук)

Фруктов нужно много. Вот.     (Широко расставить пальцы)

Будем яблоки крошить,            (Загибать пальцы по одному, начиная с

Груши будем мы рубить,           большого)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот        (Сжимать и разжимать пальцы рук)

Угостим честной народ.          ( Протянуть руки вперёд, ладошками вверх)

6.Игра «Приготовим вкусный фруктовый компот»

Из предложенных картинок  (овощи и фрукты) дети выбирают фрукты и вставляют в прорези    на шаблоне  банки.  Каждый из детей рассказывает, из каких фруктов сделан его компот, как он называется  (например: мой компот из слив – сливовый). Затем дети оценивают работу друг друга.

III.Итог занятия

- О чём мы говорили на занятии?   (О фруктах.)

- Тема нашего занятия «Фрукты»

- Какие фрукты нам привёз грузовичок? Где растут фрукты?  (В саду.)

- Помогли мы Осени собрать фрукты?

-Посмотрите на «экран успеха».  Справились мы с заданиями? (Да)

-Можем себя похвалить? Давайте похлопаем себе.

-Вы, ребята, молодцы! Вы были внимательными, дружными. Показали свои знания, умения, чтобы помочь Осени собрать фрукты. Мне было очень приятно с вами заниматься.  На следующем занятии мы узнаем, почему осень называют золотой.

Занятие №4

Тема. Золотая осень.

Цель. Закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи.

Образовательные: 

- учить рассказывать об изменениях в природе в октябре, учить сравнивать природу в октябре и сентябре;

- повторить названия осенних месяцев;

- формировать умение различать листья разных деревьев.
Развивающие:

-развивать слуховое и зрительное восприятие, память внимание, воображение;

-развивать связную речь; умение отвечать на вопросы воспитателя;

-активизировать и обогащать    словарь по  лексической теме осень.

Воспитательные:

-воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.
Форма работы: НОД

Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач

Методы и приёмы реализации содержания занятия: дидактическая игра, игровой персонаж, демонстрация предметных картинок, беседа, объяснение, речевой образец, повторное проговаривание.

Словарная работа: золотая осень, листопад, сентябрь, октябрь, ноябрь.

Предварительная работа:

  • чтение стихов и рассказов об осени
  • дидактические игры на тему «Осенние хлопоты человека», «Какие бывают деревья»  и т.д.
  • рассматривание картины В. Левитана «Золотая осень»
  • рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы.
  • просмотр мультфильма «Времена года (Октябрь)»

Оборудование и материалы: бумажные куклы Сентябринка и Октябринка,  рамочка для картины,  картинки – значки с признаками осени,  листья рябины, клёна, осины, корзинка, магнитная доска.

Ход НОД

I Организационный момент 

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.  

II Работа по теме занятия

  1. Мотивация детей к деятельности. Актуализация знаний.

Воспитатель читает стихотворение. «Что случилось» О. Дриз
- Ах, что было,
Что случилось!
Дверь тихонько отворилась
И тихонько затворилось.
Мы судили, мы рядили
Да и думать бросили:
Кто же нам через порог
Кинул жёлтенький листок -
Письмецо от осени?

- Я тоже нашла у нас в группе, «письмецо от осени». Как вы думаете, кто его принёс? (Ответы детей)

- Его нам принесла кукла Сентябринка. Ей очень понравился  подарок, который мы ей подарили, что она решила ещё нас поблагодарить.

-Что мы дарили  Сентябринке? (Картину с признаками ранней осени)

-Давайте вспомним, что мы изобразили на картине, какая погода была в сентябре?

(Дети с опорой на картину отвечают на вопросы воспитателя)

- В сентябре было жарко или холодно?

-Были ли дожди?

-Какое небо в сентябре?

-Цветут ли цветы?

-Какого цвета трава?

-Какого цвета листья на деревьях?

-Что делают птицы?

-Какую работу выполняют люди?

-Ребята, давайте назовём осенние месяцы. Какой сейчас месяц?  (Октябрь)

2. Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и цели занятия

-Кукла Сентябринка, пришла к нам не одна. Она привела свою подружку куклу Октябринку.  

- Кукла Октябринка грустит, потому, что у неё нет такой картины как у подружки.

-Мы ей можем помочь? Как?  (Изобразим картину с помощью картинок-знаков)

-Чтобы изобразить  картину для куклы Октябринки, мы должны  вспомнит признаки осени в октябре. А ещё мы будем  играть, выполнять задания, учиться различать листья разных деревьев, узнаем, что такое листопад, почему осень называют золотой.   Свою работу мы оценим с помощью «экрана успеха». Если у вас всё получится, то на «экран успеха» будем выставлять улыбающиеся смайлики.

3.Беседа о приметах осени.

- Ребята, напомните мне, какой сейчас месяц?   (Октябрь)

- Октябрь – это второй  осенний месяц.

Давайте с вами вспомним признаки осени, которые мы наблюдали на прогулке и нарисуем картину для куклы Октябринки.

(В ходе беседы  дети прикрепляют картинки – признаки осени в рамочку)

-Какого цвета небо?  (Серое)

-Какой ветер дует: тёплый или холодный?   (Холодный)

-Часто идут дожди?  (Да)

-Что делают птицы?  (Птицы улетают в тёплые края)

-Какую одежду носят люди?  (Тёплую)

-Какого цвета листья на деревьях и кустарниках?   (Жёлтые, красные, коричневые)

-А на земле есть листья?  (Да)

-В октябре листья падают на землю. Это называется листопад. Давайте вместе скажем листопад.

Физкультурная минутка «Листопад»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.      (Присесть)

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели.   (Взмахи руками в стороны, кружиться вокруг себя)

И на землю тихо сели.   (Присесть)

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял   (Взмахи руками над головой)

Закружились, полетели,

И на землю тихо сели.    (Сели на свои места)

-А сейчас посмотрите и послушайте,  какая у нас получилась картина!

- В октябре стало прохладно. Небо серое, покрыто облаками. Дует холодный ветер. Часто идут дожди. Листья на деревьях стали жёлтые, красные, коричневые. Начался листопад. Птицы улетают в тёплые края. Люди надели тёплую одежду.

-Как вы думаете, понравится наша картина кукле Октябринке?

-Мы можем себя похвалить? Почему?

(Воспитатель оценивает ответы детей.  Дети выставляют смайлики на «экран успеха»)

-Как мы назовём картину?  (Ответы детей)

-Можем мы назвать картину  «Золотая осень»? Почему?

-Октябрь - это время золотой осени. В это время деревья меняют свой наряд.

Они становится яркими,  похожими на золотые. Поэтому осень называют золотой.

-Давайте подарим картину кукле.

 (Дети прикрепляют получившуюся картину на магнитную доску рядом с картиной «Ранняя осень»)

- Кукла Октябринка благодарит вас. Вместе с Сентябринкой они приглашают вас поиграть и выполнить задания.

4.Речевая игра «Продолжи предложение»

В сентябре небо голубое, а в октябре…(серое).

В сентябре тепло, а в октябре…(холодно).

В сентябре листья ещё зелёные, а в октябре…(жёлтые).

В сентябре дождь идёт редко, а в октябре …(часто).

5.Игра «Собери листочки»

-Октябринка, несла вам в подарок букет из листьев. Но проказник – ветерок рассыпал все листья.

На полу рассыпаны листья рябины, осины, клёна. Дети садятся на ковёр и рассматривают листья.

-Посмотрите,  какие они красивые.  Это листья осины, они  красные. Значит, что они сделали? (Покраснели).

-На что похожи листья осины? (На монетки).

-Листья клёна жёлтые. Значит, они что сделали? (Пожелтели).

-Как вы думаете, на что похожи листья клёна? (На ладошку).

-Какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на пёрышко? (Рябина).

-Листья рябины золотые. Значит, они позолотились.  Давайте вместе скажем это слово.

-Поможем Октябринке собрать листочки. Будем собирать,  и делить листья на группы.

(Дети делятся на группы.  Одна группа собирает кленовые листья, другая – осиновые, третья – рябиновые, затем проговаривают  кто какие листья собирал)

- Молодцы! Все листочки собрали. Посмотрите, правильно вы выполнили задание.  (Дети оценивают себя и друг друга. Выставляют смайлики на «экран успеха»)

-Какие красивые листочки мы собрали.  Давайте украсим нашу группу, соберём листья  в букет и  поставим в вазу.

- Посмотрите у Октябринки ещё остались листья, только они совсем белые. Мы можем сделать их красивыми?  (Мы их раскрасим)

                   7. Раскрашивание контурных картинок

- Давайте красиво и аккуратно раскрасим листики. Вечером вы их подарите родителям и расскажите, что интересного узнали на занятии.

III Подведение итогов

- О чём говорили на занятии? (Об осени)

- Что интересного мы узнали об осени?  Как называют осень в октябре? (Золотая)

- Как мы порадовали куклу Октябринку?  (Подарили картину)

- Посмотрите на «экран успеха»,  все ребята справились с заданиями?

(Дети оценивают друг друга)

-Вы, ребята, молодцы! Вы были внимательными, дружными. Показали свои знания, умения, чтобы изобразить картину для Октябринки и выполнить задания. Мне было очень приятно с вами заниматься.

- На следующем занятии мы узнаем,  как называют осень в ноябре..

Занятие №5

Тема. Поздняя осень

Цель. Формирование  представлений  детей об изменениях в природе  в ноябре.

Задачи.

Образовательные: 

-учить называть приметы поздней осени, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»;

- закреплять названия  осенних месяцев. 
Развивающие:

-развивать слуховое и зрительное восприятие, память внимание, воображение;

-развивать связную речь; умение отвечать на вопросы воспитателя;

-активизировать и обогащать    словарь по  лексической теме осень.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе и её красоте

Форма работы: НОД

Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач

Методы и приёмы реализации содержания занятия: дидактическая игра, игровой персонаж, демонстрация предметных картинок, беседа, объяснение, повторное проговаривание, рассказывание по картинке.

Словарная работа:  поздняя  осень, сентябрь, октябрь, ноябрь.

Предварительная работа:

  • чтение стихов и рассказов об осени
  • наблюдения за осенними изменениями в природе
  • просмотр мультфильма  «Времена года. (Ноябрь)»

Оборудование и материалы: бумажная кукла «Ноябринка», картинки признаки поздней осени, рамка для картины,  магнитная доска, мяч, магнитофон, аудиозапись (шум ветра, шум дождя, хруст льда, шуршание листьев)

Ход НОД

I Организационный момент 

 Психогимнастика «Солнышко».
- Дети, сегодня у нас на занятии будет гостья. А гостей нужно встречать с хорошим настроением. Что дарит нам хорошее настроение? (Улыбка и добрые слова). Давайте подарим их друзьям.

В небе солнышко взошло,
Сразу стало всем тепло.
Дети к солнцу потянулись
И друг другу улыбнулись.
И сказали: «Вот и я!
С добрым утром вас, друзья!».
 

II Работа по теме занятия

  1. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний.

- Ребята,  послушайте стихотворение:

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождём и листопадом,

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

- О каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени)

- Давайте назовём осенние месяцы.

- Как называется первый осенний месяц? (Сентябрь)

- А второй? (Октябрь)

- Сейчас уже третий месяц осени. Как он называется?  (Ноябрь)

      Раздаётся стук в дверь. Воспитатель заносит в группу куклу.

- Вот и наша гостья, кукла Ноябринка.  Как вы думаете, почему у неё такое необычное имя?  (Ответы детей)

- Кукла Ноябринка принесла нам картины. Давайте рассмотрим их.

 (Воспитатель показывает детям картинку, которую они сделали на занятии «Золотая осень»)

- Вам знакома эта картина? Для кого мы её изобразили? (Для куклы Октябринки)

- Давайте расскажем, что мы на ней изобразили? (Дети повторяют признаки осени в октябре)

2.Создание проблемной ситуации.

- Кукла Ноябринка принесла ещё одну картину.

- Посмотрите, на картине ничего не изображено, что это значит?  (Ответы детей)

- Кукла Ноябринка, просит, чтобы мы помогли ей  нарисовать  картину «Поздняя осень».  Мы можем ей помочь? (Да)

- Что бы помочь Ноябринке,  мы должны вспомнить, какие изменения происходят осенью в ноябре.

-  Ещё мы сегодня будем учиться описывать позднюю осень по картинке, играть и выполнять задания, как вместе, так и самостоятельно.  Свою работу мы оценим с помощью «экрана успеха». Если у нас всё будет получаться, то на «экран успеха» будем выставлять смайлики.

3.Беседа о приметах поздней осени

- Сейчас  давайте вспомним, какие изменения в природе  мы наблюдали во время прогулки и нарисуем картину для куклы Ноябринки с помощью картинок  - знаков.

(В ходе беседы  дети прикрепляют картинки – признаки осени в рамочку)

- На улице тепло или холодно? (На улице  холодно).

- Солнце часто светит?  (Солнце светит редко и не греет.)

- Какого цвета небо? (Небо серое, хмурое)

-Дожди часто идут? Они тёплые или холодные?  (Дожди идут часто. Они холодные.)

- В ноябре трава растет или засыхает?   (Трава засыхает.)

-Почему трава засыхает?  (На улице холодно.  Солнце не греет)

- Что происходит с листьями на деревьях?  ( На некоторых деревьях листьев уже нет, они опали.)

- Какую одежду носят люди? (Люди стали одеваться теплее.)

- Ребята, а что еще интересного вы видели на улице?  (Иногда идет снег с дождем, замерзшие лужи.)

-  Ребята, правильно. На улице лежит снег, но вы как заметили, он ещё  временами тает. Это осень борется с зимой. Зима хочет прийти к нам раньше, но осень ещё не уступает зиме, и сейчас ещё пока осень «ноябрь».

Физминутка «Осень»

Осень. По утрам морозы. (Дети встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают.)
В рощах желтый листопад. (Кружатся на носочках. Руки на поясе.)
Листья около березы
Золотым ковром лежат
. (Приседают, делают плавные движения руками   перед собой влево-вправо.)
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней.  
(Бегут по кругу на носочках. Останавливаются, приседают.)

Е. Головин

- Посмотрите и послушайте,  какая у нас получилась картина.

Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и не греет. Небо серое, хмурое.  Часто идут холодные дожди.  Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла,  цветы завяли.  Люди надели тёплую одежду.

- Вам нравится наша картина? Как мы её назовём?  (Поздняя осень)

- Можем мы себя похвалить?   (Да.  У нас получилась картина.)

(Воспитатель оценивает ответы детей во время беседы.   Дети выставляют смайлики на «экран успеха»)

4. Описание поздней осени с опорой на картину

- Ребята, для кого мы изобразили картину? (Для куклы Ноябринки)

- Мы про неё совсем забыли. Она заскучала вот – вот заплачет, как её любимый месяц ноябрь. Давайте подарим ей картину и расскажем, что мы на ней изобразили.

(Дети с опорой на получившуюся картину повторяют признаки поздней  осени)

- Кукла Ноябринка,  вас благодарит и приглашает поиграть.

5.Дидактическая игра  «Закончи предложения».

(Дети становятся в круг.  Воспитатель бросает мяч и говорит начало предложения, ребёнок поймавший мяч заканчивает предложение.)

В октябре было тепло, а сейчас – … (холодно).

В октябре листья начинают падать, а сейчас – … (опали).

В октябре птицы начали улетать, а сейчас – … (все улетели).

В октябре солнце немного грело, а сейчас – … (не греет).

В октябре дожди шли редко, а сейчас – … (часто).

В октябре снега нет, а в ноябре выпадает … (первый снег).

(Дети оценивают друг друга за правильно названные ответы)

6.Игра «Звуки осени»

(Воспитатель включает аудиозапись: шум ветра, стук дождя, хруст льда, шуршание листьев )

- Послушайте и скажите:

1. Что шумит? (Ветер)

2. Что стучит? (Дождь)

3. Что хрустит? (Лёд)

4. Что шуршит? (Листья)

(Взаимооценка)

III Подведение итогов

- Кто приходил к нам на занятие? (Кукла Ноябринка)

- О чём она нас попросила? (Нарисовать ей картину)

-Выполнили мы её просьбу? Что мы изобразили на картине? (Позднюю осень)

- Да. Тема нашего занятия: Поздняя осень.

-Посмотрите на «экран успеха».  Справились мы с заданиями?

-Вы, ребята, молодцы! Вы были внимательными, дружными. Показали свои знания, умения, чтобы изобразить картину для Ноябринки и выполнить задания. Мне было очень приятно с вами заниматься.

- На следующем занятии мы отправимся  в путешествие по зимнему лесу.

Список литературы

1.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой, М.В.Васильевой. Средняя  группа/ Автор-составитель: З.А.Ефанова – Волгоград: Учитель, 2014

2.Нифонтова С.Н., Гаштова О.А. , Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7лет- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

3. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы – М.: Айрис-Пресс , 2010.

4.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2017

5. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации  - М.: ТЦ Сфера, 2015.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с миром природы на тему: "Волшебница вода"

Тема: «Волшебница вода»Программное содержание: продолжать знакомить детей с водной стихией, со свойствами воды: прозрачность вкус, с такими природными явлениями как снег, дождь, град, с видоизменениям...

Конспект НОД по познавательному развитию во 2 младшей группе. Ознакомление с миром природы. Тема: «Осень в гости к нам пришла».

Конспект НОД по  познавательному развитию во 2 младшей группе. Ознакомление с миром природы.Тема:  «Осень в гости к нам пришла».Программные задачи: закреплять знания детей об осе...

Занятие по ознакомлению с миром природы "Мы друзья природы"

Занятие по ознакомлению с миром природы...