Проект по экологии "Эти удивительные деревья" в старшей группе.
проект по окружающему миру (старшая группа)

Макарова Лариса Александровна

Цель проекта: формировать у детей представление о деревьях, об их значении в жизни человека, их взаимосвязи с окружающей средой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

« Эти удивительные деревья!»

Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории,

                        Макарова Лариса Александровна.

Тип проекта: групповой, познавательно - исследовательский  для детей 5-6 лет.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май).

Участники проекта: дети старшей группы № 1,  педагоги ДОУ, родители воспитанников.

Актуальность:

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа. Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья - прекрасный объект для  наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького саженца будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет! Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и  правилах поведения в природе.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Постановка проблемы:

После проведённого опроса с детьми, было выявлено, что дети старшей группы имеют скудные представления о видах деревьев; испытывают трудности в описании впечатлений от наблюдений, не могут устанавливать причинно-следственные связи. Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена.

Для того чтобы расширить и углубить представления детей о деревьях, мы разработали экологический проект «Эти удивительные деревья».

Цель проекта: Формировать у детей представление о деревьях, о их значении в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном), их взаимосвязи с окружающей средой.

Задачи проекта:

Образовательные:

-познакомить детей с деревьями: обратить внимание  на форму листьев и окраску в разное время года, а также учить различать деревья по коре и листьям;

-учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы, формировать речевые умения, логическое мышление.

Воспитательные:

-формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе;

-воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края.

Развивающие:

-Развивать у детей экологическую культуру, познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности.

-Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
-Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей, стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.
-Развивать связную речь, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение.

-Развивать детское творчество через продуктивную деятельность. Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.

Интеграция образовательных областей:

  •  «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Художественно-эстетическое развитие»,
  • «Физическое развитие»

Предполагаемый результат:

В ходе проекта у детей будут сформированы знания о деревьях в разное время года. Они смогут различать деревья по листьям, плодам и коре.

Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.

Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая каштаны, дубы, кдёны дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.  

У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.  Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

1 этап проекта - Подготовительный

1. Разработка плана реализации проекта.

2. Подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений,

загадок, подвижных игр.

3.Разработка конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию (экологическому воспитанию, формированию целостной картины мира), речевому развитию, художественно-эстетическому развитию.

2 этап проекта – Практический

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап проекта – Заключительный

-Итоговая диагностика познавательных процессов.

-Трансляция результатов проектирования родителям (выставка рисунков «Деревья в разные времена года»);

- Представление отчета о работе проекта на итоговом педсовете ДОУ.

Взаимодействие с семьей:

- консультация с родителями о проекте;

- сбор листьев для гербария;

- экскурсии в осенний лес, рассматривание листьев на деревьях, сравнивание друг с другом, похожи или нет;

- подбор книг, иллюстраций по теме;

- праздник «Золотая осень».

План проекта «Эти удивительные деревья».

Дата проведения

Тема

Цель

сентябрь

Наблюдения «Какие разные деревья», «Стройная берёзка», «Кора».

Расширять знания детей о деревьях в осеннее время года.

Дидактические игры

- «Узнай дерево по листьям»,

- «С какого дерева лист?»,

- «Найди такой же листочек»,

Развивать речь.

Пальчиковая гимнастика

«Осенние листья»

Художественная литература:  Стихи Н. Григорьева «Ожидание», «Мы сажали на полях», «Садовник», Н. Миркграф «Дерево».

Рисование «Стройная берёза».

Изготовление гербария.

Развивать творческие способности детей.

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»

Расширять знания детей о жизни растений.

Трудовая деятельность:

- Сгребание сухих листьев в определенное место, сбор семян деревьев.

Посадка семян деревьев (каштана и дуба) в землю .

Вызвать у детей желание трудиться и удовлетворение от выполненных действий.

октябрь

Наблюдения «Красивый клён», «Падают, падают листья…»

Закреплять понятие «листопад»; развивать умение полюбоваться красотой осени.

Дидактические игры

- «Какого цвета лист»,

- «Найди лист по цвету (размеру, форме, величине) »

- «Разложи листья (чередование) »

- «Соберем гирлянду из листьев».

Беседа «Правила поведения в парке, лесу»

Воспитывать бережное отношение к природе.

Продуктивная деятельность:  аппликация «Мое любимое дерево»; раскрашивание «Осенних листочков».

Развивать творческие способности детей.

Художественная литература: Стихи: М Садовский «Посади сосну», В. Берестов «Где было пустое место…».

Трудовая деятельность

- Сбор разноцветных листьев.

Подвести к пониманию необходимости труда не только для себя, но и для всех.

Познавательно-исследовательская деятельность: Рассматривание коллекции семян. Беседа «Для чего нужны семена?»,

Создание условий для развития познавательной активности детей.

Создание мини-музея «Дерево».

ноябрь

Наблюдение за рябиной.

Расширять знания детей о деревьях с приближением зимы.

Беседа «Как деревья готовятся к зиме?»

Праздник Осени.

Создать радостное настроение, ощущение праздника.

Коллективная аппликация «Осень».

Развивать творческие способности детей.

Художественная литература: Стихи: С. Есенин «Черемуха», Е. Серова «Мечты дуба».

Подвести к пониманию необходимости труда не только для себя, но и для всех.

Трудовая деятельность:

- Сбор опавших листьев вокруг деревьев

Подвижная игра «К дереву беги». Дидактическая игра «Подбери листья, семена или плоды к дереву».

декабрь

Беседа «Почему на деревьях нет листочков?»

Наблюдения «Первый снег»,

«Рябинушка-кормилица».

Расширять знания детей о деревьях в зимнее время года.

Лепка «Гроздь рябины».

Развивать творческие способности детей.

Художественная литература:  Стихи: И.Токмакова «Дуб», «Песенка дубовых сеянцев».

Трудовая деятельность:

- Сгребание снега к стволу дерева.

Формировать навыки работы лопатой. Учить проявлять заботу о сохранении природы.

январь

Наблюдения «Мороз и солнце – день чудесный», «Улицей гуляет Дедушка Мороз, иней рассыпает по ветвям берез. »

Расширять знания детей о деревьях в зимнее время года.

Дидактическая игра: «Отгадай дерево по листочкам» (с использованием гербария)

Художественная литература: Стихи: П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб».

Аппликация «Деревья в инее».

Познавательно-исследовательская деятельность: посадка семян деревьев (дуба, каштана, абрикоса, клёна).

Развивать мышление, творчество.

февраль

Наблюдения «Ясная, солнечная погода»,  «Метель».

Расширять знания детей о деревьях в зимнее время года.

Формировать представления о том, что растения размножаются семенами. Выяснить, зависит ли размер семени на высоту растения.

Выставка творческих работ по теме «Зимние деревья». 

Художественная литература: Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева».

Экспериментальная деятельность с семенами растений: «Какое семя больше?»

март

Продуктивная деятельность:

- «Ветка в вазе» - рисование.

Расширять знания детей о деревьях в  весеннее время года.

Наблюдение «Оттепель», «Ещё в полях белеет снег… »

Дидактическая игра

- «Узнай дерево по коре».

Экологическая акция «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять».

Формировать навыки детей о правилах безопасного поведения в природе.

Художественная литература:  Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья».

апрель

Беседа «Что нужно деревьям для роста? », «Берёзовый сок».

Расширять знания детей о деревьях в  весеннее время года.

Наблюдение за почками на деревьях. «Какие разные эти ветки».

Художественная литература: Рассказы К. Ушинский «Спор деревьев».

Развлечение «Русская краса».

Приобщать детей к культуре русского народа, показать его самобытность, проявляющуюся в устном народном творчестве (песнях, потешках, попевках, играх).

Трудовая деятельность

- Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев;

Воспитывать интерес к растениям, стремление проявлять заботу о них.

Продуктивная деятельность:

 «Деревья просыпаются от сна»- аппликация.

Развивать мышление, творчество.

май

Наблюдение «Цветут ли деревья? », «Лист зеленеет молодой».

Обобщить и закрепить знания детей о деревьях.

Беседа «Деревья в жизни человека».

Разработка и создание плаката «Посади своё дерево».

Посадки  саженцев деревьев на территории детского сада.

Подвижные игры:

- «Кто быстрее добежит до берёзы (клёна, рябины) »,

- «1, 2, 3 – к дереву беги».

Художественная литература:  Рассказы Г. Г. Кученева «Береза», «Черемуха», «Ива», «Дуб», «Ель», «Сосна», «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»).

Методическая литература:

1. Лесная энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. Г. И. Воробьев. Ред. кол. : Н. А. Анучин, В. Г. Атрохин, В. Н. Виноградов и др - М. : Сов. энциклопедия, 1985.-Т. 1

 2.Вохринцева С. Окружающий мир «Деревья и листья» - Страна фантазий, 2003.

3.Мини – энциклопедия в картинках «Деревья» - Махаон, 2001.

4.Т.А.Шорыгина «Деревья. Какие они?». Москва. ООО Гном и Д, 1999.

5. Сутеев В. Весна – ООО Астраль, 2001.

6.Дыбина О. В. Неизведанное рядом», Москва, ТЦ Сфера, 2010.

7.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Москва, Карапуз, 2010.

8.Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет, Москва, «Олма», 2007.

9.Рыжова Н. А. «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект один день из жизни детского сада «Этот удивительный лес» старшая группа Ноябрь

интересная, авторская разработка тематического дня для сташей группы...

Проект Оздоровительно познавательно - игровой "Удивительный космос"(старшие группы).

Расширить представления детей о Дне космонавтики через двигательную активность....

Проект Оздоровительно познавательно - игровой "Удивительный космос"(старшие группы). вторая часть.

Расширить представления детей о Дне космонавтики через двигательную активность....

Педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Удивительная вода»

Цель:Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Задачи:Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.Способствовать фор...

Проект по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в удивительную страну логических блоков Дьенеша».

laquo;Логические блоки Дьенеша» развивают у ребёнка дошкольника творческие и интеллектуальные способности, навыки моделирования и конструирования. Использование логических блоков в играх с...

Проект по окружающему миру в старшей группе «Загадочный и удивительный мир кошек»

Краткосрочный проект в старшей группе детского сада "Загадочный и удивительный мир кошек"...