Познавательное развитие "Путешествие капельки" занятие в средней группе
план-конспект урока по окружающему миру (средняя группа)

Лебедева Ольга Владимировна

Конспект занятия в средней группе «Путешествие капельки»

Образовательная область: Познание

Цель занятия: Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим. Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие в средней группе18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе «Путешествие капельки»

Образовательная область: Познание

Цель занятия: Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим. Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой.

3адачи: Знакомить с приемами элементарного экспериментирования, знакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, уточнить представления детей об использовании воды, формировать умение рационально использовать водные ресурсы, уточнить значение воды для всего живого. Развивать исследовательские способности у воспитанников, развивать у воспитанников представления о свойствах воды, развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, прозрачная, развивать вкусовой анализатор.

Материалы и оборудование: прозрачные стаканчики с питьевой водой, сахарный песок, соль, речной песок,  два яйца, салфетки, зеленка, йод, по количеству детей, кукла -капелька ИКТ, музыкальные произведения звуки текущей воды, лис бумаги, цветные карандаши на каждого ребенка

Ход занятия

I. Дети сидят полукругом на стульях

Звучит аудиозапись журчания ручья.

Воспитатель: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.

(Это звуки воды.)

Воспитатель: Действительно, это журчит ручей. К нам в гости пришла Капелька. Эта Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Так ли это? Как вы думаете?

(Ответы детей)

Воспитатель: А откуда взялась капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, где путешествовала наша Капелька. Назовите их. (показ слайдов)

(озеро, море, лужа, речка, ручеек, болото.)

Воспитатель: Значит, капелька - это частичка чего?

(Воды.)

Воспитатель: Дети, Капелька приглашает нас отправиться в путешествие . А для того, чтобы отправиться в путешествие нам с вами нужно поплыть на лодочке.

(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

Паруса подниму,

(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

Синим морем поплыву.

(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

II. Экспериментальная деятельность (за столами)

 На столах стаканы с водой по числу детей

Воспитатель: Посмотрите на воду и скажите, какая она?  (Прозрачная.)

Воспитатель: Потрогайте пальчиком водичку. Какая она?

(Холодная.)

Воспитатель: А хотите узнать, какой еще бывает вода? Тогда давайте с вами подойдем к первому столу. Сейчас мы с вами узнаем, какой же еще бывает вода.

1 опыт: “Вода – жидкая, может течь”.

Возьмите один стаканчик с водой, а другой – пустой. Аккуратно перелейте воду в пустой стаканчик. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

2 опыт: “В воде одни вещества растворяются, другие – нет”.

Возьмите три стаканчика с водой. В один стакан положите соль и попробуйте размешать ее ложкой. Что получается? Соль исчезла из воды. Попробуйте воду? Какая она на вкус? (соленая) Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешайте. Что произошло? Вода растворила сахарный песок и он стал невидимым, но остался в воде. Попробуйте воду? Какая она на вкус? (сладкая) Возьмем третий стаканчик и положим в воду песок. Что произошло? Он исчез из воды? (нет) Почему? Песок – это мелкие камешки, которые вода растворить не может.

3 опыт: «Вода меняет свой цвет»

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите в этом убедиться?

(На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, йод) .

Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебную капельку (йод) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода? (да) А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет.

Воспитатель: Значит, делаем вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили. 

4 опыт: «Вода меняет плотность»

Воспитатель:    Я знаю еще одно свойство воды. Если в стакан добавить соли, то вода изменится не только по вкусу, но и по плотности.

 Воспитатель берет  два стаканчика, в один добавляю много соли, размешивает. В стакан с простой водой кладу яйцо. Что происходит с яйцом? Оно утонуло или плавает? Второе яйцо кладем в соленую воду. Что с ним произошло? (ответы детей)

 Вывод: Чем больше соли в воде, тем легче плавать.

 А сейчас капелька предлагает поиграть. Все детки превращаются в капельки. Пока звучит музыка капельки прыгают и танцуют. Музыка останавливается, капельки собираются в тучку.

III. Возвращение на лодочке в детский сад.

Воспитатель: Понравилось ли вам путешествие  с капелькой? А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. На обратном пути мы с вами поплывем на лодочке

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

IV. Подведение итогов.

Воспитатель: Ну, вот мы с вами и в группе. Сегодня вы очень многое узнали о воде. Давайте еще раз вспомним, что же вы узнали: Расскажите мне еще раз, какой бывает вода?

(Жидкая, прозрачная, в воде одни вещества растворяются, а другие – нет, вода может менять свой цвет).

V. Продуктивная деятельность.

Для капельки мы с вами сделаем подарки. Возьмем стульчики, сядем за стол и нарисуем много  капелек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с детьми средней группы. Тема: « Почему землю называют родной?»

В конспекте решаются задачи познавательного характера, чтобы способствовать развитию детей к определению задач на основе поставленной проблемы....

Описание познавательно-творческого проекта в средней группе «Море»

Цель проекта: создание разноплановых условий, способствующих экологическому развитию дошкольников...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...