Конспект ОД по экспериментированию "Богатство нашей планеты Земля"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Александрова Елена Евгеньевна

Конспект ОД в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_bogatstvo_nashey_planety.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25»



Конспект ОД по экспериментированию с воздухом

в подготовительной группе

Тема: «Богатство нашей планеты Земля»

Выполнила: воспитатель 1 категории

Александрова Е.Е.


Октябрь 2020

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание:

  • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;
  •  развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
  •  Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, горячая вода в термосе, 2 пустые бутылки.

Словарная работа: кляксография.

Ход ОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

Воспитатель: А сейчас давайте пройдем на ковер, встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.

(ИГРА на общение) коммуникация

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! »;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).

Воспитатель:  А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети:  Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Дети:  Воздух.

Воспитатель: скажите, пожалуйста, а что такое воздух?

Дети: воздух, это то чем мы дышим.

Воспитатель: А где есть воздух? 

Дети: Везде

Воспитатель: А кто дышит  воздухом? 

Дети: Люди, птицы, животные, насекомые, растения.

Воспитатель: Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и как настоящие ученые- исследователи приступим к исследованиям.

Воспитатель: Чтоб природе другом стать,

                        Тайны все её узнать,

                        Все загадки разгадать

                        Научиться наблюдать,

                        Будем вместе развивать качество — внимательность,

                       А поможет всё узнать

                       Наша наблюдательность.

Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

Садитесь за столы. (дети садятся)

Воспитатель: А для начала давайте вспомним, что в  лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель: Итак, начнем наши опыты:

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

Воспитатель: Ребята, кто из вас видит воздух?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас. Как можно его обнаружить?

Дети: (ответы)

Воспитатель: А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) какой он? Вы его видите? (нет).

Давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?

Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.

Вывод: воздух прозрачный, бесцветный; воздух можно почувствовать кожей.

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Воспитатель:  Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы) .

Воспитатель:  А давайте проверим!

Воспитатель:  Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Воспитатель: Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель:  Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы) .

Воспитатель:  Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Потому что воздух легче воды.

Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »

Воспитатель: Это мы сейчас проверим.

Воспитатель: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

Воспитатель: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

(воздух)

Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.

Физминутка. «Мыльные пузыри».

 Мы надуем все пузырь (Дуем на ладошки, сложенные вместе)

Мыльный и воздушный (Разъединяем, держа кончики пальцев

                                                сомкнутыми между собой)

В небо быстро он взлетит (Поднимаем руки вверх)

     И разгонит тучки (Машут руками в стороны)

     Побежим мы по дорожкам

Захотим его догнать (Бег на месте)

 Но пузырь летит так быстро (Кружимся на месте)

И его нам не поймать (Разводят руки в стороны)

Эксперимент № 4 «Слышим воздух»

Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Воспитатель: Что это? Наверное, это волшебные баночки.

Воспитатель:  Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы) .

Воспитатель: Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?

Воспитатель: Действительно, пахнет апельсином.

Воспитатель:  Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

Воспитатель:  Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы) .

Воспитатель: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы) .

Воспитатель: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод: Воздух не имеет запаха.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

Воспитатель: Хотите попробовать?

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД познавательного цикла: «Наша планета - Земля» (подготовительная группа)

конспект проведения итогового занятия по теме "Наша планета"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Наша планета Земля»

Конспект НОД с элементами изобразительной деятельности....

Конспект занятияна тему: «Богатство нашей планеты Земля»

Конспект занятия по познавательному развитию   (опытно-экспериментальная деятельность) на тему: «Богатство нашей планеты Земля»...

Конспект занятия по лепке «Наша планета Земля» в подготовительной группе.

Познакомить детей с глобусом — моделью земного шара, дать детямэлементарные представления о том, что существуют разные области земли....

Конспект НОД Тема: «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)

Тема: «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)Возраст: 5-6 летЦель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познав...

Конспект занятия по рисованию "Наша планета - Земля" во 2 младшей группе

Конспект занятия по рисованию "Наша планета - Земля" во 2 младшей группе...

Конспект НОД по рисованию "НАША ПЛАНЕТА - ЗЕМЛЯ"

Интегрированное занятие по нетрадиционному рисованию...