Планирование наблюдений
материал по окружающему миру (младшая группа)

Масленникова Кристина Владимировна

Наблюдение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_nablyudeniy_vtoraya_mladshaya_gruppa.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка 1. «Весна пришла»

Цель: дать представление о ранней весне, о том какие изменения произошли с солнцем.

Ход наблюдения Ребята отгадайте загадку. Доброе, хорошее, на людей глядит, а людям на себя глядеть не велит./солнце/. Обратите внимание на солнышко. Оно стало появляться все  чаще на небосводе. Лучики светятся ярче. От солнечных лучей нагревается скамейки, стволы деревьев. Снег искрится и тает. На улице время года наступило какое?/весна/

Стихотворение А.Барто. Утром было солнечно и совсем тепло. Озеро широкое по двору текло.

Дидактическая игра  «Когда это бывает?».

Цель –закрепить представления о сезонных изменениях в природе.

Воспитатель описывает природное явление, дети отвечают, к какому времени года оно относится. Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?/весной/

Трудовая деятельность Сгребание снега лопатками, расчистка площадки для игр.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Подвижная игра «Веснянка» Цель-координация речи с движением, развитие речевых навыков. Солнышко, солнышко, золотое донышко, гори, гори ясно, чтобы не погасло/дети идут по кругу, взявшись за руки/,

Побежал по саду ручей, прилетели сто грачей,/летят по кругу/

А сугробы тают, тают,/медленно  приседают/

А цветочки подрастают/тянутся на цыпочках, руки вверх/

……………………………………………………………………………………………………..

Прогулка 2 «Наблюдаем за небом и облаками»

Цель: закрепить представления о весне. Обратить внимание на изменения , происшедшие на небе.

Ход наблюдения Ребята, посмотрите на небо, давайте вспомним, какое оно было зимой?/хмурое, облака серые/. А что изменилось сейчас? Небо стало синим, появились легкие белые облака, они медленно плыву. Давайте выбери себе по облачку, и понаблюдаем, как оно плывет, медленно или быстро? А теперь давайте немного пофантазируем на какого животного или может птицу похоже ваше облако.

Дидактическая игра  «Какое небо/Цель -развивать умение подбирать относительные прилагательные. Дети наблюдая за небом и облаками описывают его./облако какое?/

Загадка: По синему морю белые гуси плывут/облака/

Трудовая деятельность. Цель- формировать соответствующие трудовые умения, поощрять инициативу детей. Кормление птиц- предложить детям покормить птиц, вспомнить чем питаются зимующие птицы, как нужно размещать кормушку

Подвижная игра «Попади в цель». Цель: тренировать меткость бросков, развивать глазомер.

……………………………………………………………………………………………………

Прогулка 3. «Да и снег уже не тот»

 Цель- продолжить знакомить с природными явлениями ранней весны, развивать наблюдательность, любознательность, расширять кругозор, поисково-исследовательскую деятельность.

Ход наблюдения.Ребята, утром, когда вы шли в детский садик, на улице было еще холодно. Утром и ночью еще стоят  морозы. А днем солнышко греет землю своими лучами и на улице становится теплее. Поэтому снег тает. Но обратите внимание снег тает не везде одинаково. Где тень

там еще много снега, а где солнышко больше снега мало или его совсем нет.

Стихотворение Ф.Тютчев Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят-   Бегут и будят сонный берег, Бегут, и плещут, и гласят. Обратите внимание  на небо. Какое оно?/ярко-голубое, светлое, облака проплывают белые/.Воздух чистый и пахнет талым снегом, в городе становится шумно, на деревьях поют птицы, радуются приходу весны. Давайте послушаем пение птиц.

Стихотворение А. Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною, Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листовою.

Исследовательская деятельность. Предложить детям найти  на территории участка места, где снег полностью растаял. Выяснить у детей , почему в этих местах нет снега.

Трудовая деятельность Цель- формировать ответственное отношение к порученному делу,  распределять и выполнять работу вместе со сверстниками.

Предложить детям навести порядок на участке: собрать веточки, почистить кормушку, насыпать корм.

Подвижная игра «Птички и птенчики»  Цель- формировать у детей навыки двигательной активности, с учетом безопасности жизнедеятельности детей, развивать смекалку, упражняться в беге не наталкиваясь друг на друга.

…………………………………………………………………………………………........

Прогулка 4. « Наблюдение за снегом«»

Цель: Продолжить наблюдать за снегом. Разобрать свойства снега.

Ход наблюдения Ребята давайте внимательно посмотрим на снег ,сравним цвет снега. Какой он сегодня ?/серый, грязный, мокрый, тяжелый/. А какой снег был зимой?/белый, пушистый, легкий, чистый/. А что становится со снегом?/от солнечного тепла снег тает/. Посмотрите на крыши домов, где солнышко там тает снег раньше, чем в тени. Показать где снег тает быстрее. Почему? Показать первые проталинки.

Стихотворение И.Токмакова.

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Упражнение на развитие мелкой моторикиПальчиковая гимнастика «Весна-красна» Цель-развитие мелкой моторики, обогащение словаря, закрепление знаний детей о признаках весны.

К нам  весна-красна идет./ шагают пальчиками/

Что с собой она несет?

Таянье снегов, капели, звон ручьев, и птичьи трели /загибают пальчики, перечисляя признаки весны/

Сонных почек набуханье и цветочков распусканье/ разгибают все пальцы на руке/

Трудовая деятельность Цель- формировать соответствующие трудовые умения, поощрять инициативу детей. Посыпание дорожек песком-обсудить с детьми назначение данной операции, как нужно выполнять ее./с учетом  правил техники безопасности/.Помочь детям договорится о совместной работе.

Подвижная игра «Зайка серенький сидит.» Цель- приучить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, научить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста.

………………………………………………………………………………………………

Прогулка 6. «Капель» 

Цель- Обратить внимание детей на капель, расширить представления детей о весне, обогатить их знания новыми словом «капель». Напомнить о технике безопасности во время таяния сосулек.

Ход наблюдения Ребята отгадайте загадку.

Рад весне братишка Сашка, собака рада Жулька.

На припеке с крыши нашей, утром свесилась ……../сосулька/

Посмотрите на крышу нашего садика, обратите внимание на какой стороне больше сосулек?  Как вы думаете почему? С одной стороны больше, а с другой меньше? Правильно. Стало на улице теплее,  и с этой стороны пригревает,  солнышко больше, чем на другой стороне, поэтому и сосулек меньше. Мы с вами знаем,  сосульки, это замершая вода и когда пригревает солнышко, то от тепла они тают. Оттаяв сосульки падают вниз и разбиваются. Поэтому во время капели и таяния сосулек лучше под крышами не находится, очень опасно.

Стихотворение И.Демьянов

Под самым карнизом, над самым оконцем

Забрались в сосульки весеннее солнце.

Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…

И тают сосульки- веселые льдинки.

Дидактическая игра «Где звенит капель?» Цель- развивать слух, умение ориентироваться в пространстве. Дети наблюдая за капелью, определяют, используя слова «слева», «справа»

Трудовая деятельность.-уборка участка» Цель- формировать у детей сознательное отношение к порядку, стремление поддерживать порядок на участке.. Формировать соответствующие трудовые умения, поощрять инициативу детей.

Подвижная игра. «Зайцы и волк» Цель-формировать у детей навыки двигательной активности, с учетом безопасности жизнедеятельности детей, учить бегать не наталкиваясь друг на друга, развивать ловкость, смелость, находчивость, упражнять в прыжках. Ход игры-Ребенок «волк» сидит на скамейке, дети «зайцы». Проговариваются воспитателем слова: Зайцы скачут-скок, скок, скок, на заснеженный лужок. Прыгают и слушают, не идет ли волк. «Волк» рычит, догоняет  «зайцев.»

………………………………………………………………………………………………

Прогулка 7. «Где ночует ветерок?» сюжетная прогулка

Цель- продолжить знакомить детей с природными явлениями на  примере ветра, познакомить с правилами безопасности в ветреную погоду правила безопасности, развивать наблюдательность, расширять кругозор, поисково-исследовательскую деятельность.

Ход наблюдения

Воспитатель надевает накидку сделанную из полиэтилена  -ветерок.

 Загадка- Без рук , без ног, а ворота открывает./ветер./

Здравствуйте ребята, я Ветер, бываю разным и теплым, и холодным, и сильным, и слабым/ при помощи вертушек определяют силу и направление ветра /дети выполняют под музыку различные движения с ветром/

Ветер-Знаете ли вы правила безопасности? Что надо делать когда ветер будет сильным? Дети- Надо укрыться в безопасном месте, на улицу не выходить.

Ветер читает стихотворения  Ю.Жаркий.

Где ночует ветерок? У развилки у дорог,

На высокой         на сосне, часто падая во сне.

Дует снежный верерок, дует прямо на восток,

…Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,

А вокруг не шевелиться ни травинка, ни листок-

Разбудить они бояться  задремавший ветерок.

 Исследовательская деятельность- Намочить салфетки из ткани и развесить одни на солнышке,  другие в тень. Вечером посмотреть какие высохли быстрее и почему.

Трудовая деятельность - Собрать выносные игрушки. Цель- формировать ответственное отношение к порученному делу,  распределять и выполнять работу вместе со сверстниками Намочить салфетки и развесить на веревочке.

Подвижная игра  «Солнце и ветер» формировать у детей навыки двигательной активности ,развивать внимание, смекалку, наполнить о технике безопасности во время игры. Ход игры- воспитатель показывает «Солнышко» дети бегают, выселяться, прыгают, приседают. По сигналу «Ветер» прячутся в домик или приседают на скамейки.

……………………………………………………………………………………………..

Прогулка 8. «Что изменилось?» /экскурсия по территории детского сада/ 

Цель- продолжить знаком детей с явлениями  природы ранней весны, учить находить изменения, развивать наблюдательность, любознательность, расширять кругозор, исследовательская деятельность. Сегодня мы совершим экскурсию по территории детского сада, рассмотрим территорию, и во время прогулки будем  находить ,какие изменения произошли с приходом весны, постараемся сравнить с тем, что было зимой. Мы с вами к какому дереву подошли?/Береза/

Стихотворение Е.Кузьмин.

На березке птичий дом, с крышей, с маленьким крыльцом.

Только в доме нет окна, да и дверь всего одна.

На березе птичий дом, прилетайте мы вас ждем!

Исследовательская деятельность-Помочь детям соединить ручейки. Выяснить, что образовалось?/образовался большой ручеек./ Сравнить какие ручейки текут быстрее.

Трудовая деятельность -Сбор игрушек Цель-Учить детей наводить порядок на своем участке, собирать и очищать игрушки. Повышать самостоятельность, планирование совместной деятельности.

Подвижная игра «Зевака» Цель-развить внимание, упражняться в бросании и ловле мяча. Ход игры- Дети встают в круги начинают перебрасывать мяч, называя имя того, кто должен ловить. Тот, кто уронит мяч, встает в круг и выполняет задание детей с мячом.

……………………………………………………………………………………………………..

Прогулка 9. Знакомимся с перелётными птицами.  Цель-расширить представления детей о зимующих м перелетных птицах, воспитывать любовь к пернатым.

Ход наблюдения.  Давайте вспомним какие птицы осенью улетели в теплые края/ласточки, скворцы/. А какие птицы остались зимовать?/ворона, воробей, голубь, синичка/.С приходом весны и теплыми днями птичкам стало тепло. некоторые птицы возвращаются из теплых стран обратно в наши края. И первым прилетают грачи, скворцы. Но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть: ни травинок, ни червячков, ни мошек. Поэтому мы продолжаем  подкармливать птиц. Давайте вспомним строение тела птиц /перечисляют/.А теперь давайте  послушаем голоса птиц. Проблемная ситуация. Что делать птицам, которым не хватило жилья, где они будут жить?/ответы детей./Может нам построить скворечник?

Стихотворение Г.Ладонщиков.

Возвращаются скворцы-наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся.

Носят, носят в домики птицы по соломинке.

Загадки-Чик-чирик! К зернышку прыг, клюй, не робей, кто это?/воробей/

Он прилегает каждый год, где домик его ждет, чужие песни петь умеет, а все же голос свой имеет/скворец/.

 Трудовая деятельность на развитие мелкой моторики-предложить детям покрошить хлеб для птиц и покормить.

Подвижная игра. «Птички, раз! Птички, два!» Научить детей  выполнять движения, счету. Сколько у птички лапок, глаз, крыльев? Ход игры- Птички, раз!/выставляют вперед одну ногу/. Птички, два !/ выдвигают другую ногу./ Скок ,скок ,скок!/скачут на обеих ногах/ Птички, раз! /поднимают одну руку/. Птички, два!/поднимают другую руку/.Хлоп! Хлоп! Хлоп!/хлопают в ладоши/ ,Птички, раз! /закрывают рукой один глаз/ Птички, два!/закрывают рукой другой глаз/. Все улетели! /открывают глаза, бегают, чирикают, машут крыльями/.

…………………………………………………………………………………………………

Прогулка 10. «Друзья природы»/беседа/ Цель-продолжать знакомить с природными явлениями ранней весны, познакомить с правилами экологической культура, развивать наблюдательность, любознательность, воспитывать любовь к родному краю.

Ход наблюдения –Обратите внимание на погоду. Давайте отметим состояние погоды. Какая погода?/солнечная, пасмурная, дождливая, ветреная/. На улице солнышко, с каждым днем греет все больше и больше, дни становятся теплее и длиннее. Природа оживает. За зиму некоторые молодые деревья погибли, и им нужна замена. Скоро начнется посадка деревьев. Люди, которые ухаживают за деревьями, животными как называются?/любители природы. /Правильно. Они охраняют природу, заботятся о парках, высаживают деревья и кустарники ,цветы на газонах и клумбах. Они охраняют природу чтобы люди не ломали ветки, не мусорили, соблюдали правила природы  и тогда в нашем городе будет красиво и зелено. Кто повторить какие правила  надо соблюдать?-Не сорить. Не ломать деревья, кусты Сажать цветы, деревья. Беречь растения и животных. Помогать растениям и животным. /Правильно./Молодцы! 

Трудовая деятельность- убрать и почистить кормушки, так как птицы уже сами могут добывать корм.

Игра-хоровод «Колпачок» Цель -формировать навыки двигательной активности, учить сочетать слова с движением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование наблюдений в природе по сезонам с умственно отсталыми детьми (старший дошкольный возраст)

В разработке дано перспективное планирование наблюдений в природе на год.По каждому сезону дается примерный перечень наблюдаемых объектов, цель наблюдения....

Перспективное планирование наблюдений с детьми 6-7 лет

Эти наблюдения я разработала с детьми детского сада присмотра и оздоровления....

Методические рекомендации по планированию наблюдений.

Наблюдения за сезонными явлениями природы на прогулке...

Перспективное планирование наблюдений в природе летом.

Планирование наблюдений с детьми в природе во время летнего выезда на загородную дачу....

Планирование наблюдений с детьми второй младшей группы (весна).

Планирование наблюдений с детьми второй младшей группы (весна)....

Перспективное планирование наблюдений и экспериментальной деятельности на прогулке

Приобщение детей к окружающему миру.Развитие умения замечать красоту времен года, экспериментировать с различными материалами на прогулке....