Проект "Покорми птиц"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Это самое тяжелое время для зимующих птиц. Перед ними встаёт жизненно важный вопрос, как прокормиться: доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм практически недоступен, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

С наступлением холодов в поисках корма синицы, голуби, снегири, воробьи и многие другие пернатые начинают искать корм вблизи жилых домов.

Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_aktsiya.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

               Экологическая акция «Покорми птиц!»

                                                                                                       

                                                                            « Покормите птиц зимой

                                                                             Пусть со всех концов,

                                                                             К вам слетятся, как домой,

                                                                             Стайки на крыльцо.

                                                                             Не богаты их корма

                                                                             Горсть одна нужна,

                                                                             Горсть одна - и не страшна

                                                                             Будет им зима.

                                                                             Сколько гибнет их – не счесть

                                                                             Видеть тяжело.

                                                                             А ведь в нашем сердце есть

                                                                             И для птиц тепло.

                                                                             Разве можно забывать:

                                                                             Улететь могли,

                                                                             А остались зимовать

                                                                             Заодно с людьми.

                                                                             Приучите птиц в мороз

                                                                             К своему окну,

                                                                             Чтоб без песен не пришлось

                                                                             нам встречать весну.»

                                                 АКЦИЯ

.

Тип акции: познавательно-практико- исследовательская.

Срок проведение акции: ноябрь.

Участники акции: дети дошкольного возраста (5-7 лет), родители воспитанников, воспитатели группы.

Актуальность акции:

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Это самое тяжелое время для зимующих птиц. Перед ними встаёт жизненно важный вопрос, как прокормиться: доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм практически недоступен, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

С наступлением холодов в поисках корма синицы, голуби, снегири, воробьи и многие другие пернатые начинают искать корм вблизи жилых домов.

Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».

Поэтому мы с детьми и их родителями ежегодно проводим акцию Покормите  птиц зимой”.

Ее целью является изготовление кормушек детьми совместно с родителями, их размещение на территории детского сада, организация дежурств в «птичьей столовой».

Родители и дети ответственно относятся к серьезному и нужному делу – изготовлению кормушек. Они их изготавливают из бросового и природного материала.

Дети  и их родители  приносят разнообразный  корм  для  птиц: пшено, гречку, семена подсолнечника,  семена  тыквы, печенье,  сухари, и др.

 Цель: Помочь зимующим в нашем городе птицам пережить холодный период.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
  • Расширить представление детей и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.
  • Научить детей правильно их подкармливать.
  • Вовлечение детей и родителей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Этапы реализации акции:

I этап – подготовительный: 

  • Составление плана мероприятий с детьми.
  • Обсуждение цели и задач акции с родителями.
  • Постановка проблемы перед детьми, вхождение их в игровую ситуацию.

II этап – основной (практический) 

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
  • Заготовка корма для птиц.
  • Изготовление кормушек в совместной деятельности родителей и детей.
  • Развешивание кормушек на участке ДОУ, ГБОУ СОШ №1, детском городском парке.
  • Подкормка и наблюдение за птицами.
  • Вовлечение в акцию жителей города.

III этап-заключительный

  • Обработка результатов по реализации акции.
  • Организация птичьих столовых в микрорайоне.
  • Презентация акции (освещение опыта работы на городском уровне).

Ожидаемые результаты реализации акции:

  • Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
  • Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц).
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • У детей и взрослых сформируется определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.

Приложение 1

Постановка проблемы перед детьми, вхождение их в игровую ситуацию.

Цель: Вызвать у детей желание подкармливать птиц зимой.

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, что на участке детского сада, во дворах около жилых домов стало больше птиц. Почему?

Дети объясняют причину.

Воспитатель подводит итог: “С наступлением холодов корма становится все меньше для птиц, спрятались насекомые, дует холодный ветер, снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в нашей помощи”.

Приложение 2

План мероприятий с детьми

№ п/п

Содержание работы

Участники

1

Экскурсия в парк.

Цель: выяснить какие птицы зимуют в городе. Учить различать их. Формировать наблюдательность, заботливое отношение к птицам.

Воспитатели, дети.

2

Беседы:

  • Что ты знаешь о птицах”;
  •  “Птицы зимой”;
  • “Почему нужно подкармливать птиц”.

Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.

Воспитатели, дети.

3

Чтение книг: 

  • Н.Сладкова “Волшебная палочка”, “Кусок хлеба”.
  • В.Бианки “Сумасшедшая птица”, “Кто сыт, тому голод не страшен”, “Разведчики”.
  • С.Маршак “Где обедал воробей”.

Г. Скребицкий и В. Чаплина “Зимние гости”, “Чем дятел зимой питается”.

Воспитатели, дети.

4

Чтение и разучивание стихотворения А. Яшина “Покормите птиц зимой!”

Цель: развивать память, речь, учить читать стихотворение выразительно.

Воспитатели, дети.

5

Сбор корма для птиц.

Изготовление кормушек.

Цель: вызвать у детей желание накормить птиц, привлечь к совместной деятельности родителей

Воспитатели, родители, дети.

6

Развешивание кормушек.

Цель: развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Воспитатели, дети.

7

Наблюдение за птицами у кормушки.

Цель: учить детей заботиться о птицах, закрепить название птиц, правило кормления.

Воспитатели, дети.

8

Составление рассказа по серии картинок “Друзья птиц”.

Цель: Продолжать учить детей связно и образно рассказывать по серии картинок.

Воспитатели, дети.

9

Продуктивная деятельность:

  • Рисование “Снегири на рябине”,
  • Лепка “Синички на кормушке”,
  • Аппликация “Снегири на дереве”,
  • Конструирование оригами “Снегири на ветках”.

Цель: учить детей выражать свое отношение к птицам через творчество, развивать мелкую моторику.

Воспитатели, дети.

10

Игра-диалог: “Чем питаются зимующие птицы”

Цельзакрепить знания детей о рационе питания птиц зимой, развивать речь, мышление.

Воспитатели, дети.

11

“Вечер - загадок о птицах”

Цель: развитие логического мышления, памяти, речи.

Воспитатели, дети.

12

Дидактические игры:

  •  “Покормите птиц”,
  • “Собери картинку”.

Цель: дать знания о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.

Воспитатели, дети.

13

Подвижные игры:

  • “Совушка”.
  • “Коршун и наседка”.
  • “Перелет птиц”.

Цель: Развивать основные виды движений. Умение творчески использовать свой двигательный опыт.

Воспитатели, дети.

14

Агитация жителей микрорайона: развешивание объявлений, раздача листовок.

Цель: Привлечение жителей микрорайона к кормлению птиц.

Воспитатели, дети.

15

Итоговое занятие: “Покормите птиц зимой”

Цель: закрепить и обобщить полученные знания о жизни птиц зимой.

Воспитатели, дети.

Вывод акции :

Дети не просто участвуют в развешивании кормушек на деревьях. Время, проведенное на природе, становится  для них маленьким праздником: ребята кормят  пернатых, рассказывают  стихи и разгадывают загадки о птицах. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в «Птичьей столовой», чистят и подправляют кормушки, пополняют их собранным кормом. А птицы и рады, со всех сторон слетаются, им такой прием очень нравится. Наблюдая за птицами, дети заметили, что, пополняя кормушки в одном и том же месте и в одно и тоже время, птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов. Каждый день мы добавляли в кормушки разный корм. Первыми заметили кормушки воробьи и поползни. Сначала они с опаской подлетали к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Прилетали и синички. Иногда прилетают сороки и вороны. Частыми гостями являются голуби. Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички по 2-3, сороки и вороны поодиночке. В ветреные дни птицы не прилетают. Кормушки за время наблюдений посетили несколько видов птиц. Это воробьи, синицы, голуби, сороки. Результатом хорошей подкормки является то, что стайки птиц в ожидании корма держатся на участке детского сада, ждут его. А для того, чтобы дети знали, как называется тот или иной посетитель кормушки, чем он любит полакомиться, мы изучали книги с изображением птиц и советами, просмотрели ряд презентаций о зимующих птицах, проводились познавательные занятия, беседы. Ежедневная подкормка птиц на участке создает хорошие условия для систематических наблюдений за ними. Цикл наблюдений может складываться по-разному в зависимости от поведения конкретных птиц (одни кормятся, другие только наблюдают за остальными).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....