Конспект интерактивной игры "Путешествие в Чувашию"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Расширение представлений о жизни и быте чувашского народа, обычаях и традициях

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ интерактивной игры

на тему «Приглашение в Чувашию »

в подготовительной к школе группе.

                                                                  Составила: Мухаметшина К.И 

                                                       

Цель: Расширение представлений о жизни и быте чувашского народа, обычаях и традициях.

Задачи:

- образовательные – продолжать знакомить детей с чувашским народом их традициями и бытом.

- развивающие

– развивать познавательные процессы и речь;

 - обогащать  словарный запас детей следующими словами и выражениями: Республика Чувашия, чувашский народ, многонациональная страна,  национальный костюм, масмак, орнамент;

-воспитательные – воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес, желание составлять узоры по мотивам народного искусства.

Предварительная работа:  чтение чувашских сказок «Лиса и дятел», «Капелька», легенды «Три Солнца», рассматривание национальных народных костюмов, рассматривание вышивок, чтение поговорок, чувашских слов, беседы о быте людей разных национальностей, разучивание  подвижной игры «Ручейки», рассматривание различных оберегов: куклы - закрутки, орнамента.

Материалы и оборудование: воздушный шар, конверт с письмом, карта, карточки с заданиями, заготовки картонных брусочков, заготовки для аппликации. клей – карандаш, д/и «Найди пару» (Машар-туп), пазлы (посуда) кукла в чувашском национальном костюме, угощение для детей.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.

В группу залетает воздушный шар, а к ниточке привязан конверт с письмом. Воспитатель обращает внимание детей на происходящее.

Воспитатель: Посмотрите, какое волшебство, к нам прилетел воздушный шар! А на нём привязан конверт! Хотите его открыть и посмотреть, что там?

Дети вскрывают конверт и находят куклу в национальном костюме и письмо.

Воспитатель: Какая интересная куколка в необычном наряде! Интересно кто она и откуда?

А тут ещё и письмо. Хотите я вам его прочитаю?

Читаю письмо: «Здравствуйте дорогие ребята! Я жительница  красивого города - это столица нашей  республики. Хочу пригласить вас к нам в гости и познакомить с нашей культурой, традициями, бытом. Приезжайте я вас жду! Маршрут будет сложным, но увлекательным. После выполнения каждого задания на  станциях, вы будете получать часть символа. Но, какого, вы это узнаете, когда пройдете последнюю станцию. Высылаю вам карту, по которой вам нужно продвигаться.

Желаю удачи!»

В письме говорилось про задания, которые нужно выполнять на  разных станциях. Нам нужно их выполнить, чтобы попасть в эту республику.

Воспитатель: Для того, чтобы узнать куда нам держать путь, мы должны выполнить первое задание.

1.Первая станция и первое задание «Отгадай слово по первым буквам»

     

http://ordergear.ru/img/products/28376-chasy-nastennye-rimwood-ot-umbra.jpg

https://blog.tovarika.ru/wp-content/uploads/2018/11/ut14.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/208277/market_c1JWwZGBq4ksgYGnZqyQyQ/orig

https://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/250421/market_n2n0jEChWnhHnxUPfWtNSg/orig

http://fullhot.ru/13714-1-home_default/%D0%A8%D0%B0%D0%BF%D0%BA%D0%B0-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.jpg

http://www.pngall.com/wp-content/uploads/2017/01/Sewing-Needle-Free-PNG-Image.png

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/197794/f95bff47-f2a6-45e8-b2ba-32e08cd6407f/s1200?webp=false

ч

у

в

а

ш

и

я

Воспитатель: Скажите ребята, куда же мы отправляемся в путешествие.

Деи: Чувашию.

В-ль: Ребята , а вы знаете кто живет в чувашсой республике , как называют этот народ?

Педагог подсказывает в случае затруднения.

Воспитатель: на каком языке разговаривают ( на чувашском)

В/ль:Мы узнали куда нас приглашают и получаем первую часть символа

Вторая станция: «Бабушкин сундук». В этом сундуке находятся  картинки с  изображением чувашской одежды. Я буду показывать, а вы будете называть что это такое. (В сундуке находятся: платок, чувашское платье, рубаха мальчика, фартук, масмак).

А это «масмак» - вышитая головная повязка. Предлагаю послушать легенду. Девушка, по имени Масмак вместе с матерью пошла за водой к речке. После грозового дождя стояла тихая и ясная погода. «Мама, посмотри, да это же радуга!» - обрадовалась девушка. И действительно, над речкой красовалась радуга. Красный, желтый, синий, зеленый цвета радуги обрадовали девушку. Когда они пришли домой, девушка попросила белый холст и стала вышивать. Через три недели только закончила свою вышивку Масмак.

"Мамочка, это тебе"- с такими словами она повязала вышитый ею кусочек ткани на голову матери. " Дочь, да это же радуга"- обрадовалась мать.

Вышивка, выполненная девушкой Масмак, удивляла и прохожих. С этого дня вышитую головную повязку стали в народе называть " масмак".

А вот и следующий символ.

А теперь мы переходим на следующую станцию.

Третья станция: «Мастерилка»

На этой станции нас встречают новые друзья - мальчик Сетнер и девочка Селемпи.

Давайте посмотрим на  наряд мальчика. Какие это узоры? (Ответы детей Рубаха, белого цвета обшита красными атласными лентами и вышивками.) Ребята, мы с вами изготовим белые рубашки, которая называется «кепе» с красными и желтыми узорами.

А на голове у чувашских девушек головная повязка «Масмак». "Масмак" - это женская налобная и головная повязка с вышитыми на ней чувашскими узорами, которая защищала девушку от всего плохого.  ( красная полоска , желтые ромбики и      желтые узкие полоски )

Девочки украсят головную повязку, а мальчики рубаху. На столе находятся готовые узоры, и вы этими узорами можете украшать свои наряды. (Дети приступают к работе)

Какие красивые повязки и рубахи получились! (Выставка повязок).

Воспитатель: Ну что ж мы получаем третью часть   символа.                

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-219040-1415814179.jpgЧетвертая станция «Подумай-к».                                                                                    В/ль: Отправляемся дальше .Смотрим на карту, как называется следующая станция ?

Дети:  «Подумай-ка»

В/ль: На этой станции нас ждет игра  «Найди пару» (Машар-туп)  Ваша задача найти правильный орнамент для картинки, либо к орнаменту подбирать подходящую

Сначала посмотрим, из чего состоят чувашские орнаменты.

Назовите узоры, которые вы здесь видите? (дети перечисляют- геометрические узоры,  похожие на треугольники, квадраты, ромбики, полоски, кружочки)

Воспитатель: Какие  цвета орнамента преобладает больше на  костюмах? Дети: Красный и желтый.

В/ль: Красный цвет почти у всех народов связан с красивым и  прекрасным. А теперь приступаем к игре: ваша задача найти правильный орнамент для картинки, либо к орнаменту подбирать подходящую .После выполнения задания, дети получают очередной  символ.

В/ль: смотрим на карту - следующая станция ребята, какая?

Дети «Строительная»

Пятая станция «Строительная»

В/ль: Приступим к следующему заданию. Чтобы получить следующую часть символа, нам необходимо  поднять сруб.

 А вы знаете, что такое сруб?

Послушайте и узнаете. Чувашский народ издревле любил трудиться: строил дом, выращивал хлеб, пас скот. Самую трудную работу люди делали сообща и называли ее "Ниме".

Повторите, как называли чуваши совместный труд?

 Когда мужчины трудились, женщины готовили еду. Давайте и мы с вами поучаствуем в чувашской традиции "Ниме".

У нас такое задание - нужно поднять сруб. (Дети вместе с воспитателем собирают сруб из картонных  брусочков).                        

Воспитатель: Получаем еще одну часть пазла,   и идем дальше.

Наша карта указывает на следующую станцию «Гончарная»

А здесь нас ждет    коробочка, посмотрим, что же там (собрать пазлы - посуда)

Воспитатель: Чтобы получить следующую часть, нам нужно сложить пазлы и рассказать о том, что у вас получилось. Дети складывают пазлы посуды и рассказывают об этой посуде.

В/ль: А какой же посудой пользовались раньше чуваши?

Ответы детей.

Рассказ воспитателя: Совершенно верно-чувашские гончары изготовляли разнообразную посуду: горшки, корчаги (чÿлмек, куршак), кувшины для молока (мăйлă чÿлмек), плошки (çу плашки), миски (тăм чашăк), жаровни, рукомойники (кăмкан).

Они были самых разных форм.

Мы получаем еще один символ и отправляемся на последнюю станцию.

Станция седьмая «Физкультурная»

Игра «Выполни задание» (Физкультминутка)

Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Выполни задание» и познакомить вас с некоторыми чувашскими  словами. Я буду говорить слова на чувашском, а вы выполнять действия по значению этого слова:

Ала супар – хлопают в ладоши;

Ала секлер – поднимают руки вверх;

Весер – движения определяющие полет птиц;

Ишер – плавательные движения;

Ларар – приседания;

Тарар - встают

Сикер – прыжки на двух ногах;

Чупар – бег на месте юрлар, весер, ташлар,

Воспитатель: Вот мы с вами и выполнили все задания и собрали все части символа. А теперь собираем все части и узнаем символ  Чувашии. Дети собирают части пазла,  и рассказывают что это флаг Чувашии. А вот и наши новые друзья нас встречают в столице Чувашии Чебоксарах.

В/ль: Расскажем нашим новым друзьям, что нового  и интересного мы узнали про республику Чувашию. Как помогла нам карта, которую нам отправила наша новая подруга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интерактивной игры

Использование метода интерактивной игры для развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья....

Конспект интерактивного занятия с родителями и детьми по развитию речевого дыхания.

В конспекте  занятия по развитию правильного дыхания представлен один из способов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью привлечения близких к осуществлению коррекционного воздейств...

Конспект интерактивной игры "Внимание огонь"

Игра проводилась, как открытое мероприятие для педагогов района.Конспект представлен в помощь воспитателям в работе по  ОБЖ...

Конспект интерактивной познавательной игры воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста по развитию элементарных математических представлений "Прогулка в лес".

Интерактивная игра направлена на развитие познавательной деятельности малышей. Интеграция в группе детей 3-4 лет состоит в использовании обследования при классификации и группировке предметов по велич...

Конспект интерактивного занятия для средней группы "Космос"

Конспект предусматривает ознакомление детей с Космосом, первым человеком, полетевшим в космос, значением Космоса в жизни человека....

конспект развлечения "Наш край - Чувашия"

конспект развлечения для детей старшей группы...

Конспект развлечения «Наш край – Чувашия!» (для детей старшей группы)

Цель: ознакомление детей с особенностями чувашской национальной культуры....