Удивительная вода
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа)

Павленко Эльвира Альбертовна

Открытое занятие по теме "Удивительная вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnaya_voda.docx100.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                ГБОУ Школа 1560 «Лидер».

Дошкольный корпус «Сказка»

                                 

Конспект интегрированного занятия  по экологии в старшей группе «Звездочка»

                                  «Удивительная вода»

Цели:

 Формировать  основную  целостность  мировидения у ребёнка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента;

развивать  наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать  познавательный  интерес у  детей в процессе экспериментирования, установить  причинно – следственную зависимость, умение делать выводы;

развивать  внимание, зрительную, слуховую чувствительность.

Уточнить нахождение воды в окружающем мире, ее значение для всего живого.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Планируемые результаты: навык в экспериментально – опытной  деятельности (установление причинно – следственные связи)

Материал:  таз с водой; кувшин с водой, прозрачные стаканчики для воды;

Иллюстрации к сказкам, картинки  с изображением животных, реки, ручья; магнитофон с записями  музыки дождя

Предварительная работа: Наблюдение за облаками, снегом, льдом. Чтение художественных произведений о воде. Дидактическая игра «Кому нужна вода»

Время проведения: 30 минут

                                            Ход  НОД

Воспитатель:

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды — жить нельзя нам без…

Дети: Воды.

                                             (Проходим мимо цветов)

Воспитатель: Без чего не могут жить растения?

Дети: без воды

Воспитатель: Как вы думаете, почему они не могут жить без воды?

Дети: Потому что они засохнут, завянут и погибнут – им нужна вода

Воспитатель: Как нужно ухаживать за растениями?

Дети: Их нужно удобрять, рыхлить, поливать, опрыскивать.

Воспитатель: Цветочки просят воды,  давайте  им поможем,  а то у них земелька совсем сухая.

Дети: Поливают цветы

Воспитатель: Цветочки вас поблагодарили, а мы с вами отправляемся дальше

Подходим к столу, где стоят  игрушки

Воспитатель:  А здесь нужна вода? Зачем?

Дети: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду

Воспитатель: Правильно ребята. Ребята, как мы еще  используем воду?

Дети: Воду пьют все на свете. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает ток. И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города, дороги.

Воспитатель:  А еще ребята  вода – самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров. Раньше люди видели в ней первооснову всего существенного на Земле, ей поклонялись, как божеству, дарующему жизнь, ее боялись, как неведомую и опасную силу, ей приписывали магические свойства. С давних времен вода служила для защиты от врагов.

Люди не редко селились не на суше, а на воде, в постройках, возведенных на сваях, вбитых в дно реки или озера. Такой дом был надежно защищен от зверей и врагов. Воспитатель:

Казалось бы, на Земле много воды, проблем не будет. Но большая часть воды сосредоточена в морях и океанах и содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению. На долю пресных вод приходиться малая часть. Потому воду нужно беречь. Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ни бумаги для книг, ни ткань для одежды, ни конфеты – ничего не сделать без воды! Вот она какая, вода!

Воспитатель: Отгадайте загадку:

 - Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним - прочь бегут!

Дети: Дождь

Показывает  иллюстрацию где идет дождь.

Воспитатель: Ребята, когда идет дождь, мы с вами не гуляем на улице. Как вы думаете, нужен ли дождь на земле и почему?

Дети: Дождь нужен всему живому. Если не будет дождя, то высохнут реки и озера, погибнут деревья, птицы.

Воспитатель: Раньше люди собирали дождевую воду и использовали её для питья, хозяйственных нужд. Сейчас дождевую воду используют мало, а под дождь стараются не попасть. Потому что некоторые фабрики и заводы выбрасывают вредные, ядовитые вещества в воздух и в реки, загрязняя все вокруг.

Воспитатель:  Вы знаете, а водичка еще  может быть волшебной. Может быть живой, а может быть и мертвой. Как вы думаете почему?

Дети: Мертвая вода – это грязная вода, не пригодная к употреблению. От этой воды погибает все живое. А живая вода – это чистая  прозрачная без всяких ядовитых и вредных веществ вода

Да, без воды все живое на земле погибнет.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас поиграть в игру «Мама тучка»

Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя).Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке(разбегаются и рассаживаются на стульчиках).

 Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Сегодня мы с вами будем учеными-лаборантами

 Что делают в лаборатории?

 ( делают опыты, развивают науку и технику)

- Каким должен быть сотрудник лаборатории? (умным, сообразительным, внимательным, много знать)

Вот сейчас мы и проверим, все ли готовы работать в лаборатории.

 Воспитатель: Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это?

Дети: Вода.

Воспитатель: что можно сказать о воде, за которой мы будем наблюдать?  

Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

Воспитатель: Значит она какая?

 Дети: Жидкая.

Воспитатель: А в каком ещё состоянии может быть вода?

 Дети: В твёрдом, лёд.

Опыт «Вода не имеет формы»

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, имеет ли вода форму?

Дети:  Ответы детей. 

Воспитатель: А теперь проверим наши предположения.
-А теперь проверим, имеет ли
форму вода.

Воспитатель:

    У нас с вами вода находиться в большом стакане. Давайте посмотрим, сможет ли вода перелиться в маленькую посуду. Посмотрите, здесь воды было мало, а теперь она стала переливаться через край. А теперь давайте перельем воду в форму.

-Как вы думаете имеет ли вода форму? (нет)

Вывод:

Вода принимает форму той посуды, в которую её наливают.

Опыт «Вода не имеет запаха»

Воспитатель:  Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей). Давайте понюхаем еѐ. Она пахнет?

Дети: Нет не пахнет.

Воспитатель: Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой?

Дети: Вода изменила запах, пахнет чесноком.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт « вода не имеет вкуса»

Воспитатель:  Давайте попробуем её на вкус.

Дети: Вода не имеет вкуса

 Воспитатель: А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт « Вода не имеет цвета»

Воспитатель: Ребята, что произойдет с водой , если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).

Воспитатель: Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим  пуговицы? (ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Воспитатель: У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.

Слушайте первую загадку:

Белый камень в воде тает.

(Сахар).

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Воспитатель: Теперь вторая загадка.

В воде родиться,

Воды боится.

(Соль).

Убираем салфетку со второго блюдца.

Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.

Желтое, а не солнце,

Льется, а не вода,

На сковороде — пенится,

Брызгается и шипит.

(Масло).

 Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды.

Дети: Потому что они в ней исчезают.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмем  две баночки с водой. В одну положим  ложечку сахарного песка и размешаем его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?

Затем, в другую баночку положим  соль. Размешаем  её. Соль исчезла. Почему?

Дети: Соль  растворилась в воде.

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль?

Давайте  добавим  в баночку с водой несколько капель масла.

Воспитатель: Ребята, а что произошло с маслом в воде.

 (спросить 3 — 4 человека)

Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились

Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Опыт «Очистка воды».

Воспитатель: Посмотрите еще раз на стакан, где смешана вода и масло. Можно ли пить такую воду? И что нужно сделать, чтобы вода была пригодна для питья?

Дети:  Очистить.

Воспитатель: С помощью чего можно очистить воду?

Посмотрите как можно сделать самый простой фильтр для воды.  Салфетка сворачивается в рупор и устанавливается в чистый стакан.  (Можно использовать  в качестве дополнения вату, уложенную в рупор из салфетки).

Дети сами пробуют сделать фильтр из салфетки.

Теперь необходимо воду пропустить через фильтр.

Что получилось? Очистилась ли вода от масла?  Куда делось масло?

(Вода стала чистой, масло осталось на салфетке).

Вывод: воду можно очистить при помощи фильтра.

Воспитатель:

А теперь мы узнаем, в каком состоянии может быть вода.

1. жидкое

Мы уже установили, что вода может легко вмещаться в разную посуду.

-что мы делали? (переливали)

-значит, какая вода, если она льется? (жидкая)

2. парообразное

Посмотрите, у меня в кастрюле кипяток. Сейчас я открою крышку, и подержу над кипятком зеркало.

-посмотрите, что появилось на зеркале? (капли воды)

Значит, вода, испаряясь, поднимается. Пар не может выйти и остается на зеркале в виде капель воды.

Вода может быть в виде пара - имеет парообразное состояние.

3. лед- твердый

Посмотрите, что это? (лед)

- как образуется лед?

- что будет, если лед растает?

Значит, вода может быть твердой, в виде льда.

Воспитатель: Молодцы, быстро справились. Сейчас мы идем дальше.(подходим к фланелеграфу с картинками сказок)

 В сказках вода играет важную роль – она убивает и оживляет, предсказывает будущее и укрывает, превращает человека в животное. назовите эти сказки?

Дети: «Конек- горбунок», «Гуси- лебеди», «Иван -Царевич и серый волк»,

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему веленью»,  «Федорино горе», «Мойдодыр»  К.И.Чуковского)

( показ иллюстраций)

Воспитатель: Молодцы ребята. Вот такое славное путешествие в царство Водяного у нас получилось, и так много интересного о воде мы с вами узнали.

   Воспитатель: Вода это одно из самых удивительных веществ на планете. Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему?

А что случится, если пропадет вода?

 Как нужно беречь воду?

Дети, а где самая вкусная вода? (В роднике).

( Детей угощают родниковой водой  и желают здоровья.

Воспитатель:

 Молодцы! Вы сегодня были замечательными учеными – лаборантами. Много узнали.

Узнали, что вода имеет свойства (какие, спросить у детей), узнали о состояниях воды (каких, спросить у детей). Так же вы знаете, как надо беречь воду.

                                    C:\Users\Админ\Downloads\2ЭА.jpg     C:\Users\Админ\Downloads\52.jpg

                                                                                   

                                                                                                                           Воспитатель:  Павленко Э.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по экспериментированию с детьми старшей группы «Эта удивительная вода»

В данном конспекте представлен очень интересный и увлекательный материал по эксперементированию. В игровой форме дети знакомятся со свойствами воды, ее нахождении в природе, агрегатных состояний воды....

Познавательно - исследовательский проект "Удивительная вода"

Знакомство младших дошкольниковсо свойствами воды. Развитие социально - эмоциональной сферы детей....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности«Удивительная вода» ( старшая группа)

Конспект  по опытно-экспепементальной деятельности "Живая вода" для детей старшей группы...

«Эта удивительная вода»

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе детского сада по теме: «Эта удивительная вода»...

Конспект НОД "Эта удивительная вода"

Создание условий для формирования представлений о свойствах воды....

Удивительная вода

Программное содержание1. Познакомить детей опытным путем со свойствами воды и разными состояниями (твердая, жидкая, газообразная);2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека;3. В...

"Удивительная вода"

Обогащение, расширение и систематизация представлений детей дошкольного возраста о воде;  развитие творческой личности, стремящейся к исследованиям окружающего мира....