Проект "Зеленая аптека"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Александрова Анастасия Михайловна

Детско-взрослый проект, посвящён  недостаточной осведомленности детей о том, как растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_proektu_2.docx25.62 КБ
Файл aleksandrova_a.m._mbdou_no53.pptx1.95 МБ
Файл zelenaya_apteka_2.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект посвящен довольно актуальной проблеме – недостаточной осведомленности детей о том, как растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека.  В связи с этим возникает идея организовать на территории ДОУ уголок природы с лекарственными травами Красноярского края- «Зеленая аптека».

Целью проекта является создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений и формирование у дошкольников представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека. Поэтому были сформулированы следующие задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к природному наследию Красноярского края.
  • Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах.
  • Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
  • Закрепление навыков поисково-исследовательской деятельности в процессе наблюдения и ухода за лекарственными растениями.

Проект был реализован с помощью трех этапов:

На первом этапе были поставлены цель и задачи проекта, осуществлен подбор методической и художественной литературы по теме, совместно с родителями был разработан план разбивки уголка природы с лекарственными растениями «Зеленая аптека».

На втором этапе воспитанники познакомились с художественной литературой, вместе с родителями составили сказки и рассказы о лекарственных растениях, также с детьми были проведены опыты и эксперименты с растениями, семенами и почвой. Для ребят были организованы экскурсии. Полученные детьми знания нашли свое отражение в изо-деятельности.

Родители получили консультацию на тему «Лекарственные растения Красноярского края» и посетили вместе с детьми мастер-класс по изготовлению куклы «Кубышка – травница» наполненной лекарственными травами. Также на территории ДОУ с помощью родителей был организован уголок природы с лекарственными травами «Зеленая аптека».

На заключительном этапе проект был презентован родителям и педагогам ДОУ. А уголок природы начал функционировать как место проведения экскурсий для дошкольников и младших школьников, где место экскурсовода заняли воспитанники принимавшие участие в проекте. Хочется добавить, что идея проекта была принята и включена в экологический проект творческой группы ДОУ «Экологическая тропа «В гостях у Радужницы» и уголок природы «Зеленая аптека» стал одной из видовых точек экологической тропы.

Уголок природы был организован благодаря помощи родителей, администрации ДОУ, социальных партнеров и спонсоров.

В период работы над проектом дети обогатили свой словарный запас, начали ориентироваться в названиях лекарственных растений ближайшего окружения. Я считаю, основная цель проекта достигнута, главные задачи решены Но работа по экологическому воспитанию детей продолжается, все их открытия в мире природы еще впереди.

В ходе разработки и реализации проекта мною были пополнены знания в области лекарственных растений нашего края, приобретен богатейший опыт работы с родителями. Еще считаю большим достижением мое участие в рамках экологического проекта «Экологическая тропа «В гостях у Радужницы», который в 2017 году по итогам конкурса ландшафтных проектов «Гео-декор» прошел в третий этап и принял участие в краевом ежегодном смотре-конкурсе ландшафтных проектов территорий образовательных учреждений Красноярского края «Гео-декор».

Благодаря помощи родителей, социальных партнеров и поддержке со стороны администрации ДОУ мне не удалось столкнуться с проблемами, малейшая незадача решалась в кратчайшие сроки. За это им всем хочется сказать большое спасибо.

 Я считаю, что по другому и быть не должно. Ведь заботиться о здоровье наших детей, воспитывать их и заниматься их образованием мы должны вместе, плечом к плечу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Зеленая аптека» Автор: А.М. Александрова, воспитатель МБДОУ № 53 г. Канска

Слайд 2

Педагогическая проблема Из-за недостаточной осведомленности воспитанников группы о том, как растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, возникает идея организовать на территории МБДОУ аптекарский огород с лекарственными травами Красноярского края – «Зеленая аптека». Подорожник Куда и зачем Прикладывать?

Слайд 3

Задачи: - Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию Красноярского края; - Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах; - Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках и поделках; - Развивать познавательный интерес детей через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по уходу за лекарственными растениями . Цель: создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений и формирование у дошкольников представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Слайд 4

Организационный этап Постановка цели и задач проекта. Вовлечение детей в обсуждение проблемы. Подбор методической и художественной литературы. Определение тематики бесед. Выбор объектов для экскурсии. Разбивка уголка природы с лекарственными растениями «Зеленая аптека» на территории ДОУ.

Слайд 5

Основной этап Работа с детьми Работа с родителями

Слайд 6

Заключительный этап Предполагаемый результат Оценка реализации проекта Мои результаты Презентация проекта Создание аптекарского огорода Применение на практике + -



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №53 "РАДУГА"

Проект «Зеленая аптека»

Направление реализации проекта: поисково-исследовательский

        

Автор: А.М. Александрова

           воспитатель МБДОУ № 53

Канск 2018

Описание проекта

Требования к описанию проекта

Содержание проекта

1

Название проекта

«Зеленая аптека»

2

Актуальность проекта

 Приоритетные позиции в дошкольном образовании занимает забота о здоровье ребенка. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья является правильное использование лечебных свойств лекарственных растений. В связи с этим возникла необходимость вызвать интерес у дошкольников к оздоровлению собственного организма с помощью целебных свойств растений.

3

Постановка педагогической проблемы

Из-за недостаточной осведомленности воспитанников группы о том, как растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, возникает идея организовать на территории ДОУ уголок природы с лекарственными травами Красноярского края- «Зеленая аптека».

4

Идея проекта, замысел

Создание на территории ДОУ уголка природы с лекарственными растениями «Зеленая аптека» в доступной для детей форме, которая поможет заложить основы знаний о строении и свойствах лекарственных растений и умение применять их на практике.

5

Цель и задачи проекта

Цель: Создание условий для формирования у дошкольников представлений о роли лекарственных растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к природному наследию Красноярского края.
  • Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах.
  • Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
  • Закрепление навыков поисково-исследовательской деятельности в процессе наблюдения и ухода за лекарственными растениями.

6

Деятельность по реализации проекта

Этапы осуществления проекта.

Организационный:

  1. Постановка цели и задач проекта.
  2. Вовлечение детей в обсуждение проблемы.
  3. Подбор методической и художественной литературы.
  4. Определение тематики бесед.
  5. Выбор объектов для экскурсии.
  6. Разбивка уголка природы с лекарственными растениями «Зеленая аптека» на территории ДОУ.

Основной:

Работа с детьми:

  1. Ознакомление с художественной литературой.
  2. Составление сказок и рассказов о лекарственных растениях.
  3. Игры и беседы по экологии.
  4. Проведение экскурсий.
  5. Экспериментальная деятельность.
  6. ИЗО-деятельность.
  7. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Лекарственные растения Красноярского края» (Приложение).
  2. Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению куклы «Кубышка-травница» наполненной лекарственными травами.  
  3. Привлечение родителей к организации на территории ДОУ уголка природы с лекарственными растениями «Зеленая аптека»

Заключительный:

  1. Презентация результатов проекта педагогическому, родительскому сообществу ДОУ.
  2. Использование созданного на территории ДОУ уголка природы с лекарственными травами «Зеленая аптека», как места проведения экскурсий для дошкольников и младших школьников.

7

Ожидаемый результат

Применение дошкольниками полученных в рамках проекта знаниях о лечебных свойствах лекарственных растений в повседневной жизни. Создание на территории ДОУ уголка природы с лекарственными травами Красноярского края- «Зеленая аптека».

Реализация проекта.

Работа с детьми.

Ознакомление с художественной литературой:

Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

  • Чтение легенд, сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок, примет о лекарственных растениях.
  • В. Бианки “О травах”
  • Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”
  • Б.Заходер этюд “Дождик и зернышко”
  • Н. Павлова «Загадки цветов».

Составление сказок и рассказов о лекарственных растениях:

 Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи.

Игры и беседы по экологии:

Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

  • Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”.
  • Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”,

Экспериментальная деятельность.

  1. “Живые семена”. Цель: познакомить детей с разнообразием семян, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращиванию.
  2. “Семена проснулись”. Цель: дать представление о состоянии семени, готового к посадке; познакомить с ролью и значением корня для растения.
  3. “Узнаем какая земля”. Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая).
  4. “Готовим землю”. Цель: учить подготавливать почву к посеву семян; познакомить с процессом посадки.
  5. “Первые проростки”. Цель: провести наблюдение и познакомить детей с появлением первых листочков (семядолей). Развивать внимание, мышление, умение замечать изменения в природе, умение радоваться результатам своего и чужого труда.
  6. “Вода и растения”. Цель: выявить насколько вода необходима для растений.
  7. “Солнце и растения”. Цель: определить роль солнечного света в жизни растений.
  8. “Человек и растение”. Цель: выяснить насколько растение нуждается в уходе: влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений, о необходимости удобрений для роста растений.

ИЗО-деятельность (создание папки «Наши друзья – лекарственные растения»):

  • Рисование. «Наши друзья – лекарственные растения»

. Цель: развитие графических навыков, образного мышления.

  • Аппликация. Коллективная работа “Полянка одуванчиков”,

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление сенсорных эталонов.

  • Лепка. Коллективная работа “Лекарственных трав хоровод”

Цель: развитие мелкой моторики, воображения.

Физкультурно-оздоровительная деятельность:

Цель: Воспитание потребности вести здоровый образ жизни.

  • Физкультминутка “Цветы”,
  • Подвижная игра “Цветы и дождик”,
  • Упражнение на дыхание “Аромат цветов”, “Одуванчик”,
  • Гимнастика “Цветы-Волшебники”.

Организация экскурсий:

Экскурсия в аптеку расположенную на территории микрорайона Солнечный г. Канска. Цель: Расширение знаний дошкольников об использовании лекарственных растений в медицине.

  • Экскурсия по территории микрорайона Солнечный, г. Канска. Цель: Формирование представлений о лекарственных растениях произрастающих на территории мкр. Солнечный, г. Канска.
  •  Виртуальная экскурсия «Лекарственные растения». Цель: Формирование представлений о лекарственных растениях; о правилах сбора, хранения, применения.

Работа с родителями:

1. Консультация “Лекарственные растения Красноярского края”.

2. Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению куклы “Кубышка-травница”, наполненной лекарственными травами.

3. Привлечение родителей к организации на территории ДОУ уголка природы с лекарственными травами «Зеленая аптека».

Ресурсное обеспечение.

Ресурсы

Кол-во

Источник финансирования/приобретение ресурсов

Доски (для изготовления клумбы) 0,2 х 4

5 шт.

Воспитатель

Спилы с баланов сосны

3 шт.

Спонсорская помощь

Камни для создания дизайна природного уголка

Администрация ДОУ

Семена лекарственных растений:

Родители

Ревень

1 пачка

Ромашка

1 пачка

Укроп

1 пачка

Календула

1 пачка

Земля для посадки растений

Родители

Рассада цветов ириса

20 шт.

Станция Юных натуралистов

Рассада цветов настурции

15 шт.

Художественно-методическая литература

Методический кабинет ДОУ, ГИРЦ, Интернет-ресурсы

Помощь в организации экскурсий

Аптека мкр. Солнечный. Г. Канска, Администрация ДОУ


Выводы по работе над проектом

В период работы над проектом дети обогатили и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 1-2 названия лекарственных растений, то к концу 5-7. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.

В процессе работы над проектом детям прививались такие качества как доброта, экологически грамотное поведение, отзывчивость.

Благодаря конструктивному взаимодействию педагога с семьей обеспечивается целостное развитие личности ребенка. Основные цели проекта достигнуты, главные задачи решены. Но работа по экологическому воспитанию детей только начата, все их открытия в мире природы еще впереди.


Приложение

«Лекарственные растения Красноярского края»

Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди отправлялись.

Около 300лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далёкие времена лечебные травы собирали специальные люди – травники. Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники они себе брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далёкое путешествие по лесам и рекам за целебными травами.

И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах страны заготавливаются сотни тонн сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений.  Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе.  Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Помните об этом!

Пихта сибирская

Используется хвоя, почки, молодые ветви, кора. Хвоя содержит витамин «С», эфирное масло. Живица содержит смолу и эфирное масло. Из молодых побегов добывают пихтовое масло. Его применяют при лечении гриппа, пневмонии, бронхита, кашля, радикулита, полиартрита и миозита. При лечении гриппа, ОРЗ, пневмонии, бронхита рекомендуется втирать пихтовое масло в грудь, воротниковую зону спины 4раза в сутки через 5-6часов. После втирания, больного обёртывают компрессной бумагой и накрывают теплым одеялом. Помимо втираний используются ингаляции 1 раз в день.

Сосна обыкновенная

Используются почки, живица, хвоя. Сосна обладает антисептическим, противовоспалительным, отхаркивающим, потогонным, общеукрепляющим, мочегонным и желчегонным действием.

Рябина

Используются плоды. Благодаря комплексу витаминов, рябина используется как превосходное поливитаминное средство. Она обладает желчегонным, тонизирующим, кровоостанавливающим, легким слабительным и слабым мочегонным действием. Рябина обыкновенная способствует нормализации обмена веществ.

Шиповник

Используются плоды. Шиповник нормализирует обмен веществ, улучшает пищеварение, понижает содержание сахара в крови, повышает сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Черника обыкновенная

Используются плоды и листья. Черника и её препараты применяются при лечении поносов, гастритов, колитов, энтероколитов, язвенной болезни желудка, подагры, ревматизма, сахарного диабета и почечной -  желчно каменной болезней. А также при лечении стоматитов, фарингитов, ларингитов, авитаминоза и малокровия.

Брусника

Используются ягоды и листья. Обладает мочегонным, вяжущим, слабым желчегонным, жаропонижающим, антисептическим и противовоспалительным действием. Способствует снижению сахара в крови.

Ромашка аптечная

Используются цветочные корзинки. Препараты ромашки применяются при лечении ангин, ОРЗ, гастритов, колитов, метеоризма, энтероколитов, поносов. А также при лечении гепатитов, циститов, геморроя, подагры. Рекомендуется при лечении ревматизма, неврозов, истерии, мигрени и атеросклероза и т.д.

Подорожник

Используются листья. Обладает противовоспалительным, отхаркивающим, кровоостанавливающим, антимикробным, ветрогонным, мочегонным и ранозаживляющим действием. А также стимулирует секрецию желудка.

Одуванчик лекарственный

Используются корни и листья. Обладает желчегонным, мочегонным, жаропонижающим, успокаивающим, отхаркивающим, общеукрепляющим и легким слабительным действием. Кроме того, одуванчик улучшает обмен веществ, пищеварение и аппетит. Способствует понижению уровня холестерина и сахара в крови, стимулирует лактацию кормящих матерей.

Аир болотный

Используется корневище аира. Аир применяется как мочегонное, противовоспалительное, желчегонное, отхаркивающее, ветрогонное, антисептическое средство. В народной медицине употребляется при лечении гастритов, колитов, поносов, при гепатите и холецистите. А также – при подагре, рахите, анемии, ревматизме, фурункулах, при изжоге; для укрепления волос и улучшения аппетита.

Багульник болотный

Используется трава. Обладает отхаркивающим, потогонным, противовоспалительным, легким мочегонным, ранозаживляющим, антисептическим, успокаивающим действием. Используется при лечении ОРЗ, ларингитов, трахеитов, бронхитов, пневмонии, бронхиальной астмы, кашля и коклюша.

В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.

ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Путешествие в зеленую аптеку"

Лечение растениями зародилось в глу­бокой древности. Для того чтобы зани­маться этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.Знакомство детей с некоторыми лекар­с...

Сценарий театрализованной сказки "Лесная аптека" для детей 4-7лет

Сценарий стихотворной сказки, доступной для постановки детьми с ограниченными возможностями в возрасте от4 до 7 лет....

Экскурсия в аптеку.

Продолжаем знакомить детей с трудом взрослых. Развиваем речь детей,расширяем словарный запас....

Зеленая Аптека. Фитотерапия

Материал для ширмыФитотерапия — это лечение растениями. Еще лет двести назад  другого нельзя было, и придумать: фармацевтической  промышленности просто не существовало…....

Ролевая игра "Аптека" с математическим содержанием

Цель игры: - практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 10, устное называние разных вариантов составления и разложения числа, - производство устно действий « ...

Зеленая аптека

Несколько советов по укреплению здоровья и красоты с помощью комнатных растений...

Сценарий развлечения "Лесная аптека на службе человека"

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы. Дети  узнают, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека....