Картотека наблюдений за березой
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Мартынова Анна Ильинична

Станция экологической тропы "Русская береза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy_russkaya_berezka_3.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека наблюдений за березой на экологической тропе детского сада.

1. Рассматривание березы.

Цель: продолжать знакомить с характерными особенностями берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Ход наблюдения

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Воспитатель обращает внимание детей на березы, растущие на участке. Отмечает первые приметы осени – пожелтели листья на березах и почти уже облетели. Дети вспоминают, какого цвета были листья у березы летом. Теперь же преобладает ярко-желтый цвет листьев. И на этом золотом фоне резче выделяются стволы деревьев. Наши предки называли сентябрь – листопадник. Как вы думаете, почему сентябрю дали такое название? Воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой березы. Обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».

Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Стоит Алена — платок зеленый,

Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза).

Воспитатель предлагает ответить детям на вопросы.

♦ Как нам узнать березу среди других деревьев?

♦ Какого цвета ствол у березы?

♦ Какие части березы вы еще знаете?

♦ Какого цвета ветки? ♦ Зачем корень дереву?

♦ Какого цвета на ней листья?

♦ Каких листьев больше зеленых или желтых?

♦ Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета?

♦ Где листьев больше на дереве или под ним?

Дидактическая игра Родственные слова»

Цель: развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.

Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.

Клен. Кленовый, кленок и т. д.

2.Наблюдение «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»

Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах. Которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

Ход наблюдения:

Ребята, рассмотрите нашу красавицу березу, место где она растет, условия в которых выросло такое большое дерево.

-Дерево может жить без света? (Ответы детей)

 Свет, как художник. Окрашивает листья в зелёный цвет. Солнечный свет греет и светит и дерево растет навстречу солнцу и свету, как и все растения, дерево пробуждается и одевает свой наряд весной, когда начинает ярче светить солнце и согревает землю своими лучами.

-Берёза растёт на открытом или затенённом месте? (Ответы детей)

Береза может расти и в тени, в роще берез, а может и на открытом месте, тогда оно вырастает широким, с развесистой кроной.

-Дерево может жить без тепла? (Ответы детей)

От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях. Зимой, без тепла дерево погружается в оцепенение, сон, процессы в нем замедляются, останавливается сокодвижение. Если не будет тепла, то дерево не проснется, не расцветет и не покроется листьями и не будет расти.

Исследовательская деятельность

Рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).

3. Наблюдение за листьями березы. Сбор листьев для гербария.

Цель: Расширять представление о дереве; формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев, упражнять в назывании признаков осени.

Ход наблюдения: Расположить детей полукругом вдалеке от дерева, показать и дать возможность полюбоваться красотой осеннего дерева. Подвести поближе и провести обследование. Что это? Посмотрите внимательно на дерево и найдите ствол, а Сережа покажет его рукой. Какой ствол по толщине? Алеша, обхвати руками ствол дерева (если не может, то дети помогают ему, взявшись руками). Ствол толстый, широкий, круглый (или тонкий, узкий). Ира, потрогай кору дерева. Какая она на ощупь (шершавая или гладкая)? Предложить надавить на ствол: твердый или мягкий? Ствол высокий или короткий? На чем растут листья у дерева (на ветках)? Ветки длинные или короткие? Рассмотреть листья. Какого они цвета (зеленые, желтые)? Большие они или маленькие? Спрячь, Алеша, листочек в ладошках. Видно? Маленький, его не видно в ладошках. Точно так же спрятать большой лист, чтобы дети поняли, что есть разные листья (большие, средние, маленькие). Вывод сделать вместе с детьми.

Наступила осень, пожелтел наш сад,

Листья на березе золотом горят.

Не слыхать веселых песен соловья,

Улетели птицы в теплые края.

Воспитатель берет в руки красивый лист, помахивая им над головой, начинает кружиться. Дети находят себе листики и кружатся с ними в руках. Предложить детям рассмотреть листья и сравнить (по размеру, форме, цвету).

Варианты забав с листьями:  прошуршать листьями; устроить осенний салют; лист-лодочка плавает в воде (луже); поискать, что или кто прячется под листьями; украсить листьями участок, группу, свой шкафчик, самого себя; носить и перекладывать листья с места на место; возить листик за веревочку по луже.

4. Наблюдение за березой и сосной зимой.

Цель:

 Познакомить детей с сезонными изменениями, происходящими с живой природой. Закрепить знания о деревьях: сосне, березе. Показать особенности хвойных и лиственных деревьев. Учить сравнивать предметы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход   наблюдения:

 Подвести детей к березе.

Улицей гуляет Дедушка Мороз,

Иней рассыпает по ветвям берез.

Полюбоваться вместе с детьми березой. Что есть у деревьев?(Ствол, ветки.) Рассмотреть ее ствол. (Белый, с черными полосками, похож на сарафан.) Рассказать, что в зимнее время береза находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками. Подвести детей к сосне. Отметить, что сосна зеленая, а береза без листьев. На каком дереве больше снега?(На сосне.)

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

Исследовательская деятельность:

Рассмотреть ветки деревьев, найти на них почки. Рассмотреть почки через увеличительное стекло, сравнить их по размеру.

5. Наблюдение за березой весною.

Цель: Закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений в природе;  закрепить умение находить и называть у дерева ствол, ветки, листья, корни; упражнять в различении деревьев по плодам и листьям; вызывать радостные чувства; воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру.                                                                                              

Ход наблюдения:

Тонкая березка, ростом невеличка,                                                             Словно у подростка, у нее косички!                                                         Деревце на славу за год подросло!                                                                            До чего ж кудряво, до чего бело!

«Береза белоствольная проснулась после зимнего сна. Ствол у березы будто светится: радуется солнышку. Ветерок шевелит веточки березовые. Как будто тормошит ее: «Просыпайся скорее, весна пришла!»

Есть ли сегодня ветер? Как вы догадались? Одинаковые ли березки в ветреную и спокойную погоду? (Ответы детей)

У задумчивой березки

На ветвях висят сережки.

Ты, березка, не грусти,

Почки в листья распусти.

Исследовательская деятельность: Сравнить, где земля теплее на открытом участке, или в тени, под деревьями.

Трудовая деятельность: Собрать сломанные веточки и поставить в воду в группе. Понаблюдать, что с ними произойдет.

6.«Наблюдение за березой на экологической тропе» с Лесовичком.

Цель: ознакомление с особенностями природы в весеннее время посредством

познавательно-исследовательской деятельности, формирование первичных

экологических представлений у детей.

Задачи: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе;

показать объекты экологической тропы весной; дать элементарные

представления о взаимосвязи человека и природы; познакомить с весенними

первоцветами (гости леса, объяснить, что первоцветы - редкие растения,

занесены в Красную книгу; развивать эстетические чувства; формировать

экологическое сознание детей; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришёл наш друг Лесовичок.  Лесовичок

приглашает всех на экскурсию. Сегодня мы пройдем по экологической тропе

нашего детского сада.

Дети выходят на улицу.

Лесовичок: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Мы уже встречались осенью и зимой. Кто мне скажет, какое сейчас время года? Как вы догадались, что сейчас весна? (Ответы детей)

Воспитатель (обобщает ответы детей). Весной с каждым днём становится

теплее, ярко светит солнце, весело щебечут птицы, на деревьях набухли почки, из которых вот-вот распустятся листочки, появилась зеленая травка.

Лесовичок: Дети, скажите, как называется это дерево? (Указывает на березу.) Это-береза. У березы белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам одну тайну — через эти черточки береза дышит, а называются они -

«чечевички»!

Воспитатель. Спасибо, Лесовичок, мы не знали, что это «чечевички». Дети, как

называются черные черточки на березе? Повторите: чечевички.

Лесовичок: Посмотрите, ребята, а около земли, внизу, какой ствол у березы?

(Ответы детей.)

Ствол внизу более темный, а кора шершавая. От ствола вверх

тянутся толстые сучья. Тонкие веточки красиво склоняются к земле. А что есть на веточках? Почки на берёзе набухли, некоторые уже начали раскрываться. Скоро появятся маленькие клейкие зелененькие листочки. А ещё у берёзки на веточках есть длинные сережки. Ребята, подойдите поближе к дереву, чтоб лучше их рассмотреть. Словно девушка берёзка в серёжках.

Воспитатель. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена и

разлетаются по ветру. Дети, давайте поиграем. Представьте себе, что вы -

маленькие семена березы. Подул ветер, и семена полетели в воздухе. (Дети

кружатся.) Ветер стих, семена тихо опустились на землю. (Дети приседают.)

Лесовичок,. Ребята, березы очень любят солнышко. Они растут обычно в тех

местах, где много солнечного света.

Воспитатель. Березка - один из символов нашей страны России. Она украшает наши леса, города и сёла. Это очень красивое дерево. Про березку написано много песен, стихотворений и загадок. Ребята, давайте расскажем Лесовичоку стихотворение А. Прокофьева «Березка».

Дети рассказывают стихотворение:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В светлом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То юную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками.

Под ветром низко клонится

И гнется, да не ломится! (А. Прокофьев)

Лесовичок: В лесу береза приносит много пользы животным и другим растениям.

А вы знаете, как люди используют березу? (Ответы детей)

Воспитатель (обобщает ответы детей). Люди, у которых в домах есть печи,

заготавливают березовые дрова. Из берёзовой коры, бересты, делают красивые

изделия (туески, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду.

Лесовичок: Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Птицы устраивают гнезда в ветвях березы, а внизу под березой можно найти грибы с красными шляпками. Кто знает, как они называются? (Ответы детей)

Правильно, они так и называются — подберезовики. Много пользы приносит

нам береза. В детском саду деревья украшают участки, защищают всех от

ветра, в жаркую летнюю пору дарят прохладную тень. Дети, как вы думаете,

нужно ли беречь деревья? Что значит беречь деревья? (Ответы детей)

Воспитатель (обобщает ответы детей). Березкой нужно любоваться, поливать

ее, не топтать землю около корня и не ломать веточки. Тогда березка будет

долго радовать нас своей красотой.
Воспитатель и дети благодарят Лесовичка за интересные рассказы о природе.

Лесовичок:Вы мне очень понравились, я ещё приду к вам в гости и еще многое интересного расскажу вам о природе. А сейчас я хочу угостить вас березовым соком. Этот сок я собрал в лесу. Он очень вкусный и полезный. Березовый сок можно набирать только ранней весной, когда на веточках берёзы ещё не набухли почки. Делать это нужно умело, чтоб не нанести вреда дереву.

Воспитатель и дети благодарят Лесовичка за подарок.

Лесовичок: Ребята нарисуйте картинку о том, что вам особенно запомнилось и понравилось в нашем путешествии. До свидания! До новых встреч!

7. Наблюдение за березой летом.

Цель:Уточнить и обогатить знания детей о березе;

углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы;

познакомить о значимости березы для людей в наши дни и в древности;

воспитывать любовь и бережного отношения к живой природе.

Словарная работа: березовая роща, береста, чага, деготь березовая лучина.

Ход наблюдения:

Загадка.

Воспитатель: - О каком дереве говорится в загадке?

Русская красавица,

Стоит на поляне.

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

(Берёзка)

- Как вы узнали (Растет в России, ствол белый, зеленая крона) .

Береза – это куст или дерево? (дерево)

Как выглядит береза? По каким внешним признакам можно узнать это дерево?

(Ствол белый, ветки свисающие, гибкие, листья маленькие, треугольной

формы). Где растет (В лесах, в городах, в деревнях нашей России) .

Береза — самое красивое дерево наших лесов. Хороша она в смешанном лесу,

где ее белый ствол и ажурная листва выделяются на фоне темнохвойных

деревьев. Но особенно красив лес, состоящий из одних берез – березовая роща

В ясную погоду их кружевные кроны пронизаны солнечным светом. Цвет

березовой коры не случаен: белизна предохраняет стволы и ветви от

обжигающего действия весеннего солнца. В любой день белые стволы

остаются прохладными на ощупь.

Познавательно – экспериментальная деятельность: Нагревание на солнце

кусочков ткани белого и черного цвета.

Воспитатель: - Проверим, какая ткань сильнее нагреется. А вы как думайте?

(темные предметы нагреваются гораздо сильнее светлых: они поглощают

больше энергии). Поэтому в жаркую погоду надо носить светлую одежду,

чтобы не было солнечного удара, перегревания.

Береза светолюбивое растение, иссушает влажную почву. Размножается

семенами, порослью от пня.

Растет быстро, с берёзами хорошо уживаются молодые ели.

Береза насчитывает собой 20 видов.

В Европейской части нашей страны встречаются два вида:

— береза бородавчатая (повислая);

— береза пушистая. Это стройное дерево высотой до 20—25 м.

Жить береза может долго, иногда до 300 лет, но сейчас вряд ли встретишь

березу такого возраста. Дело в том, что они подвержены многим заболеваниям и теперь редко живут более 100—150 лет. Одна из причина этому — сбор сока ранней весной. Сбор берёзового сока истощает дерево, к тому же через раны на коре в живые ткани могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы, дерево может заболеть и в конце концов погибнуть. В связи с этим после сбора сока рекомендуется повреждения на коре замазывать варом или глиной. При повреждении коры дерева, соседним упавшим деревом, или сильным морозом, при котором ствол может лопнуть, происходит заражение коры дерева паразитным грибом и на стволе березы вырастает нарост. Это нарост на березе или берёзовый гриб называют чагой.

Чага применяется для лечения некоторых болезней желудка и кишечника, как общеукрепляющее средство, но со временем дерево погибает.

8. Наблюдение за березой. Береза во взаимосвязи со всем живым.

Цель: уточнить и обогатить знания детей о березе;

углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы;

познакомить о значимости березы для людей в наши дни и в древности;

воспитывать любовь и бережного отношения к живой природе.

Словарная работа: березовая роща, береста, чага, деготь березовая лучина.

Ход наблюдения:

Жить береза может долго, иногда до 300 лет, но сейчас вряд ли встретишь

березу такого возраста. Дело в том, что они подвержены многим заболеваниями теперь редко живут более 100—150 лет. Одна из причина этому — сбор сока ранней весной. Сбор берёзового сока истощает дерево, к тому же через раны на коре в живые ткани могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы, дерево может заболеть и в конце концов погибнуть. В связи с этим после сбора сока рекомендуется повреждения на коре замазывать варом или глиной. При повреждении коры дерева, соседним упавшим деревом, или сильным морозом, при котором ствол может лопнуть, происходит заражение коры дерева паразитным грибом и на стволе березы вырастает нарост. Это нарост на березе или берёзовый гриб называют чагой.

Чага применяется для лечения некоторых болезней желудка и кишечника, как общеукрепляющее средство, но со временем дерево погибает.

Вопросы к детям:

Что вырастает на березе? (Чага) Под березой (Подберезовик)

Что дает береза птицам (тень, питание, дом)

Что дает береза животным (дупло на дереве, нора под деревом)

Что дает береза насекомым (укрытие от врагов, питание)

Что дает береза людям? За что ценят березу в России?

Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на Троицу. Считалось, что запах

берёзы излечивает и помогает от сглаза, а берёзовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь[26].

Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти.

Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских

изб — она горит ярко и почти без копоти.

Берёзовые веники заготавливаются как корм для домашнего скота, на зимний

период. Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и

профилактических целях в русской бане.

Берёза используется при заготовке дров, дает больше тепла.

На постройки берёза мало годится, так как скоро загнивает благодаря

развитию грибка.

Используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких

резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия.

При сухой перегонке белой коры образуется дёготь. (Нагревание без доступа

кислорода). Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии,

преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. В

старину им смазывали ступицы тележных колёс для уменьшения трения.

Верхний слой коры берёзы имеет собственное название — берёста, или

береста (допустимы оба варианта написания и произношения).

Благодаря присутствию смолистых веществ берёста отличается чрезвычайной прочностью. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти, служила материалом для письма (берестяная грамота).

Народности Севера и Дальнего Востока использовали берёсту для

изготовления лодок и сооружения жилищ — чумов.

9. Наблюдение за березой «Символ России».

Цель: воспитывать патриотические чувства на основе расширения представлений о березе;

Знакомим детей с символом России – березой, с ее характерными признаками. Воспитываем экологическое мировоззрение, заботу о деревьях.

Почему березу называют русской красавицей, является символом России?

С давних времен береза считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой березы? А русский лес без светлой березовой рощи? А русскую баню без березового веника?

Береза стала символом России благодаря поэту С. А. Есенину. В его

стихотворениях береза напоминает о родном доме, с малой родиной, с русской деревней, по которой скучает человек находящийся вдали от России.

Чтение стихотворения С. Есенина «Береза».

Какое стихотворение С. Есенина мы с вами знаем (Береза)

Кто помнит и может нам рассказать?

Выслушивание 2-3 чтецов. Совместное чтение стихотворения с детьми.

Поощрение детей за выразительное чтение и за знание.

Где бы ни росла береза – всюду

она приносит людям радость и свет.

Береза – символ России, нашей Родины.

И быть ей на наших просторах вечно,

потому что вечен наш народ, и вечна

наша родная земля.

Хороводная игра «Во поле береза стояла»

А мы с вами ребята, встанем дружно в хоровод, как любили наши бабушки и

дедушки и споем русскую народную песню.

Подвижная игра «1, 2, 3 к дереву беги»

Цель: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать

двигательную активность, воспитывать интерес к подвижным играм.

Ход игры:

По команде воспитателя: «Раз, два, три — к березе беги», ребенок бежит к

березе и встает рядом с ним. На сигнал: «Раз, два, три — ко мне беги! » —

возвращается к воспитателю. Так же называются другие деревья, которые

растут на участке (ель, лиственница, осина)

Игра малой подвижности «Хорошо – плохо»

Цель: Закрепить знания детей о значимости березы. Учить выделять хорошие

и плохие стороны дерева. Развивать мышление, внимание, память.

Воспитывать интерес к окружающей природе.

10. Наблюдение «Удивительная березка»

Цель: расширение знаний о березе, изучение строения дерева, знакомство с обитателями дерева, его взаимосвязями.

Ход наблюдения:

Какое дерево способно вырасти первым на месте лесного пожара?

Красота березы в стройном стволе, в тонких ветвях, в нарядных сережках, что весной, еще раньше листьев, появляются на ее ветвях. Сережки – это цветы березы. Удивителен ствол березы. Это единственное дерево, в коре которого есть белое красящее вещество – бетулин. Жизнь березы те так продолжительна всего 100-150 лет.

В народе говорят так: «У березы 4 дела: первое дело – мир освещать; второе дело – крик утешать; третье дело – больных исцелять; четвертое дело – чистоту соблюдать». Мир освещался березовой лучиной – главным источником света вечерами в крестьянских избах. Крик, то есть скрип телег, «утишался» путем смазывания колес березовым дегтем. Чистота соблюдалась в бане с помощью березовых веников. А об исцелении больных речь пойдет особо. Береза – целительница запасла лекарственные вещества и в почках, и в листьях, и в коре, и в древесине. Даже из паразитического гриба чаги делают лекарственные препараты.. Березовые почки возвращают красоту – ликвидируют пигментные пятна, угри, повышают эластичность кожи. Отвар листьев березы укрепляет волосы и способствует их росту. А березовый сок – это целая аптека: микроэлементы, сахар, белки, кислоты, дубильные вещества, витамины. Березовый сок укрепляет организм, помогает при заболеваниях легких.

Нельзя забывать и о бересте, ведь именно на ней писали письма наши далекие предки. И в наше время из бересты делают чудесную берестяную посуду и украшения.

Дятел

В течение дня дятел постоянно ищет пищу. Располагаясь в нижней части ствола, дятел по спирали поднимается вверх. Внимательно проверив ствол и крупные ветви на высоте до 12-16 м, птица отправляется на другое дерево. Отыскав под корой насекомых, дятел приступает к работе. Мощными ударами клюва он ломает кору или делает небольшое отверстие. Липким языком он достает личинок и насекомых (муравьев, короедов, усачей, долгоносиков, листоедов). Язык дятла обычно несколько больше длины его туловища. Своё гнездо делает в трухлявом дереве.

Деревья разного возраста и разной толщиной ствола. Учим детей замечать изменения, происходящие с деревом в течении каждого времени года. Предлагаем высказать свое мнение: почему дерево засохло? Чем оно отличается от живого? Дети исследуют кору, ветви. Есть ли на дереве насекомые? Как можно помочь деревьям на территории детского сада оставаться как можно дольше живыми?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка на детской площадке "наблюдение за березой"

Прогулка на детском участке " Наблюдение за березой"Цель: формировать представление о березе; уметь назвать деревья, растущие в нашем поселке; обогащение знаний детей о деревьях и раскрытии связи межд...

Наблюдения за березой в средней и подготовительной группах

Представлены наблюдения за деревом "береза" в средней и подготовительной к школе группе по сезонам; и все возможные проводимые эксперементы по теме....

Наблюдение за березой весной.

Прогулка в средней группе...

наблюдение за березой

ознакомление с окружающим...

Конспект наблюдения за природой на прогулке со второй младшей группой «Наблюдение за березой в зимнее время»

В данном материале изложен порядок наблюдения за природой в процессе прогулки согласно режимным мероприятиям в ДОО. В результате данного наблюдения мы продолжаем знакомство детей с деревьями, произрас...

Конспект наблюдения "Наблюдение за березой"

Конспект наблюдения за явлениями живой природы в старшей группе «Наблюдение за берёзой зимой»Цель: Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой.Задачи:Образовательные:-Расширять...