Конспект ООД по познавательному развитию на тему «Животный мир нашего края. Дикие животные» в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мугалимова Ирина Вячеславовна

: Расширение и систематизация знаний детей о диких животных наших лесов, об их питании, образе жизн

Пополнить и систематизировать представления детей о жизни диких животных

Развивать  воображение, любознательность, память,  мышление детей.

Воспитывать культуру поведения, бережное отношение к животным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zveri.docx42.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию  на тему 

«Животный мир нашего края. Дикие животные» в подготовительной группе.

 

Цель: Расширение и систематизация знаний детей о диких животных наших лесов, об их питании, образе жизни.

Задачи:

Образовательные.

Пополнить и систематизировать представления детей о жизни диких животных.

Развивающие.

Развивать  воображение, любознательность, память,  мышление детей.

Воспитательные.

Воспитывать культуру поведения, бережное отношение к животным.

Материалы.Картинкидиких животных, дидактические игры, перчаточные куклы, ширма

Ход ООД.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятие к нам пришли гости ,давайте поздороваемся с ними.Покажите, какое у вас настроение.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!

-Ребята кто скажет в какой республике мы живем(Башкирия)

-Правильно в Башкириии.Природа Башкирии красива и разнообразна в нашей. Территория Башкирии раскинулась в Приуралье и на западных склонах Южного Урала. Природа наделила этот край не только разнообразной земной красотой, но и подземными богатствами. Здесь добывают нефть, газ и уголь, цинк, медь и золото, железные руды и каменную соль.  На территории нашей республики много озер и рек.                                – А вы хотите совершить путешествие в лес.(Да)                                                        У меня есть волшебный листочек ,он поможет перенестись нам в лес. Лети ,лети. листок через запад на восток лишь коснешься ты земли быть по моему вели .Вели чтобы мы оказались в лесу.(дети бегут по кругу за воспитателем)Вот мы оказались в осеннем лесу. Как здесь тихо и таинственно ,

Как надо вести себя в гостях? 

Давайте вспомним правила поведения в лесу.(В лесу нельзя кричать, шуметь, разжигать огонь, разорять гнезда и муравейники, мусорить,)

Давайте мы с вами поиграем в игру «Волшебное дерево». Мы будем прикреплять к дереву листочки и говорить какой лес. -Осенний,тихий,красивый,волшебный,сказочный,старый. лиственный, хвойный, смешанный, березовый, сосновый, осиновый, эквалиптовый, бамбуковый, густой, редкий, дремучий, непроходимый, опасный, мрачный, древний, старый, молодой, сухой, погибший, огромный, большой, шумный, тихий, вековой, зимний, заснеженный, осенний, разноцветный, золотой, весенний,  заповедный, ближайший, близлежащий ,болотистый ,  близлежащий,  зачарованный    ,  таёжный  , берёзовый ,  бескрайний   густой   тенистый   бамбуковый   заколдованный ,  чахлый  ,    сумрачный,   нетронутый ,    спасительный ,     неприветливый ,  первобытный  , заросший ,  запретный ,  доисторический  , осенний  , низкорослый ,  сумеречный ,  дубовый ,        редкий  , пригородный  , тёмный ,  зимний     сказочный  ,    безмолвный ,  тёмно-зелёный ,  первозданный ,    безлюдный   придорожный ,  весенний ,  ночной ,  ближний ,  сплошной  , окружающий ,  негостеприимный   угрюмый   молчаливый   сырой   непроглядный   здешний  , кудрявый,   диковинный ,  далёкий,   мрачный   ,грибной,   багряный ,  ухоженный ,  дикий  , бесконечный , глухой  , колдовской   волшебный ,  мёртвый ,  частый  , пугающий   враждебный   ,   многовековой,   мокрый   коралловый   дальний   величественный   живописный ,  запущенный ,  влажный  , нескончаемый .                                                                                                     -А как вы думаете здесь кто-то живет?(Да)

Давайте отгадаем загадки и узнаем кто живет в этом лесу.

«Имеет гнездо на дереве,

Прыгает и летает по сучьям,

А не птица»?

        «Не барашек и не кот

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета».

Дети: Заяц

- Правильно, но как вы, ребята, догадались?

Дети: У зайца летом шубка серенькая, а зимой беленькая.                                              

Он специально маскируется, чтобы хищники его не видели, его враги.

- А какие у зайца враги?

Дети: Лиса, волк.

- Посмотрите, вот заяц 

(Дети находят картинку  с изображением зайца, помещают её на доску)

- Отгадайте вторую загадку.

       «Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой»?

Дети: Медведь.

- Почему вы так решили?

Дети: Медведи зимой спят в берлогах, а весной просыпаются.

- Молодцы, конечно же, это медведь. 

(Дети находят с изображением медведя, помещают её на доску)

Следующая загадка.

      «За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя.

Промелькнула, пробежала – нет ни дыма, ни пожара»?

Дети: Лиса. Она рыжая, поэтому она пробежит – как будто что-то горит.

- Молодцы, как ловко вы угадываете загадки.

Вот она – наша рыжая плутовка

(Дети находят картинку с изображением лисы, помещают её на доску)

Отгадаете ли вы этого зверя?                                                                                                                           «Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят, овец ищет.

Дети: Волк. Потому у волка серый окрас и он хищник. 

(Дети находят картинку с изображением волка, помещают её на доску

-У меня для вас осталась последняя загадка.                                                                                                                          «Имеет гнездо на дереве,

Прыгает и летает по сучьям,

А не птица»?

Дети: Белка. У неё гнездо в дупле. Да и прыгает она очень ловко, как будто летает. (Дети находят картинку с изображением белки, помещают её на доску

- Ребята, так кто же прислал  нам это письмо?

Дети: Лесные звери.

 Кто догадался, о ком будем говорить на занятии?

-Где обитают лесные звери?

Дети: в лесу.

- Как называют животных, которые живут в лесу?

Дети: Дикие.

- Почему этих животных называют дикими?

Дети: они живут в лесу и добывают себе сами корм.

Закройте глаза, а теперь посмотрите на доску. Что изменилось?

Животные расположены по группам. Почему волк и лиса вместе?

По способу питания. Они хищники, плотоядные.

Белка и заяц чем питаются? Они травоядные или растительноядные.

Ёж и медведь почему вместе?

Они всеядные.

Ребята, давайте ещё раз назовём, на какие  виды подразделяются дикие животные в зависимости от способа  питания? (На растительноядных или травоядных, хищных, всеядных).

Почему животных называют растительноядными или травоядными? (Потому что они питаются травой, кореньями деревьев, ветками деревьев). Хищными? (Потому что они питаются мясом). Всеядными?

Рассказ вопитателя о зверях

Белка:Этот зверек называется белка.Окрас у белки оранжевый.Белка живет в дупле.Питается орешками,грибами.Зимой не впадает в спячку.

 (Слайд 8,9)

Заяц: Это животное называется заяц. Зимой заяц белый, а летом серый. Зайцы имеют длинные уши. Шерсть густая. пушистая. Зайцы живут как в лесу ,так и в поле. Питаются зайцы веточками, корой деревьев, травой. Зимой в спячку не впадают.   Слайд11,12,13.)                                                                                                   

Лиса - настоящая красавица. У нее теплая рыжая шубка. Узкая любопытная мордочка. Ушки и лапки у нее черного цвета. Но гордится лиса своим хвостом - большим, пушистым.                                                                                                   Хвост тоже рыжего цвета, а кончик может быть темным или белым. Когда лиса бежит или прыгает, хвост помогает ей сохранить равновесие.                                      Лиса действительно умный, наблюдательный, ловкий и хитрый зверь. Жить рыжая "плутовка" предпочитает не в дремучем лесу, а ближе к опушке. Или там, где есть поля, овраги, мелкие перелески.                                                                            Основная пища у лисы - это мыши.                                                                                                                Охотится лиса и на зайцев, ловит птиц, разоряет их гнезда. Не откажется от жуков и других насекомых. С удовольствием проглотит лягушку, ящерицу или змею.                 Любит лиса полакомиться ягодами, фруктами, некоторыми растениями.

Медведь.(Слайд19)

Статный, большой, мохнатый зверь, которого мы всегда считаем неповоротливым, косолапым и неуклюжим, на самом деле совершенно отличается от наших с вами представлений. Это сильный, смелый и ловкий лесной обитатель, который легко покажет «где раки зимуют», особенно, если пребывает в дурном настроении.

Медведь – это млекопитающее крупных размеров, имеющее густую шерсть, защищающую его кожу. На мощных лапах у него острые когти, которые помогают ему в охоте. Является одним из представителей медвежьих. Ближайшими родственниками являются лиса, волк и собака. Медведь умеет плавать, быстро бегать, преодолевать препятствия и лазить по деревьям. Медведь по своей природе всеяден, любит мясо и рыбу, но он также не прочь полакомиться медом, ягодами, зернами, вкусной травой, корешками и плодами.

Волк(Слайд 21)

 Волк – лесной житель, крупный зверь, внешне похожий на собаку. Относится к семейству псовых. Морда у волка шире, чем у собаки, лоб выпуклее, а хвост обычно опущен.

В зависимости от той географической широты, в которой обитает волк, цвет шерсти животного разнится. Серый «разбойник» живёт в лесу, тундровый имеет почти белый окрас, а степной – рыжеватого цвета.

В зимнюю пору волки сбиваются в стаю. Вожак стаи – непререкаемый авторитет, он самый сильный и опытный волк. Именно он выводит «своих» на охоту. Под покровом ночи, неслышно подкрадываются волки к деревне. Если набредут на стадо овец – загрызут всех. В лесном массиве добыча волков – лоси, косули, кабаны, олени. Могут вся и всех смести на своём пути – съесть зайца, птицу, птичье яйцо.

Игра с мячом  «Назови признаки животного»

- А сейчас мы встанем и поиграем в игру «Назови признаки животного». Я называю животного и кидаю мяч. А вам надо подобрать признаки, сказать какое это животное (по окраске, характеру, питанию) и вернуть мяч мне.

• волк (какой) – серый, зубастый, страшный, хищный…

• медведь (какой) – бурый, косолапый, неуклюжий, всеядный …

• лиса (какая) – хитрая, пушистая, рыжая, хищная…

• ёж (какой) – колючий, маленький, всеядный…

• заяц (какой) – длинноухий, серый, трусливый, травоядный…

• белка (какая) – рыжая, маленькая, быстрая, травоядная…

Кукольный спектакль

«Как звери к зиме готовятся»

Жил-был ма-а-аленький зайчонок. Все лето он гулял, играл с друзьями и веселился. Незаметно наступила осень.

Зайка:

Я весёлый зайка,

Зайка озорной.

Любят все зверята

Поиграть со мной!

Где же все мои друзья?

Заскучал немножко я. (Появляется Белка)

Зайка: Белка! Как хорошо, что я тебя встретил! Мне скучно одному. Пойдём с тобой играть. Я такую игру придумал!..

Белка:

Э-э-э, Зайчишка, ты постой,

Не могу играть с тобой.

Лето красное прошло,

Осень наступает.

Скоро уж зима придет,

Так похолодает!

Голода зверям зимой

Нужно опасаться.

Надо на зиму едой

Срочно запасаться!

Зайка: Да что ты, Белка! До зимы ещё так долго! Пойдём, поиграем, пока тепло и солнышко светит!

Белка:

Извини, Зайчонок,

Некогда играть.

Нужно мне грибочков

На зиму набрать.

Ты смотри, дружище,

Тоже не зевай.

Беги домой

И маме помогай. (Белка уходит)

Зайка: Пойду ещё кого-нибудь поищу.

 Я весёлый зайка,

 Зайка озорной.

Любят все зверята

Поиграть со мной! (Появляется Медведь)

Медведь:

Косолапый и большой,

Сплю в берлоге я зимой.

Люблю шишки, люблю мёд,

И малинку я люблю…

Ля. Ля.

Зайка: Дядя Медведь, здравствуй!

Медведь: Здравствуй Заяц, коли не шутишь.

Зайка: Дядя Медведь, давай вместе играть? Я такую интересную игру придумал…

Медведь: Не-е-ет, Заяц, я тебе не компания. Зима на носу, мне нужно успеть жирком запастись, зима впереди долгая, от мороза в берлоге нос прятать буду. Так что недосуг мне с тобой играть.  (Медведь уходит)

Зайка:

Ничего не понимаю.

И куда все так спешат?

Запасают, запасают

На зимовку всё подряд.

До зимы ещё так долго.

Можно всё ещё успеть.

Лучше буду веселиться,

Танцевать, играть и петь! (Зайка пляшет, появляется ёжик)

Ёжик:

Я маленький ёжик,

Я совсем малыш.

Песенки пою всегда.

Песенки пою всегда.

Зайка: Ёжик! Я так рад тебя видеть! Пойдем на полянку, поиграем. Я такую интересную игру придумал…

Ёжик:

Зайка, Зайка, ай-ай-ай!

Ну какой же ты лентяй!

Звери отдыха не знают

И к зиме всё запасают.

Ну а ты поёшь и пляшешь,

Хвостиком пушистым машешь.

К маме ты скорей беги,

Лучше маме помоги!

Зайка: А знаешь, ёжик? Наверное, ты прав! И Белка права, и Медведь! Я должен пойти и помочь своей маме!

Ёжик:Правильно, Зайка. Беги скорей!

Зайка: До свиданья, Ёжик. Мама-а-а, я бегу тебе помогать!


Физминутка «Жарким солнечным днем»

Дидактическая игра «Собери картинку»

- У вас на столе разрезанная картинка.  Её надо собрать, работая вдвоём.  Кто справляется, берётся за руки и поднимает руки.

Назовите животное, которое изображено на вашей картинке. -А теперь придумайте небольшой рассказ о животном которое вы выложили.(Дети рассказывают про животных.
-А теперь придумайте небольшой рассказ о животном которое вы выложили.(Дети рассказывают про животных)

 Пальчиковая гимнастика «Дикие животные».

На лужок пришли зайчата      (Дети сжимают и разжимают кулачки)

Медвежата, барсучата            (Дети загибают пальцы по одному)

Лягушата и енот

На зелёный на лужок.            (Дети сжимают и разжимают кулачки)

Приходи и ты, дружок!          (Пригласительный жест рукой).

Дидактическая игра «Следопыт»

-А теперь давайте посмотрим на картинки на столе ,на них изображены животные и их следы .Соедините животное и его след.

Сказка про зайчишку (Воспитатель рассказывает сказку дети выкладывают персонажей из бус.)

1.Жил был зайка

2.И однажды он отправился по тропинке в лес.

3.Его путь шел по извилистой торпинке.

4.Потом по мостику.

5.И вот он пришел в лес .

6.Под елкой он встретил белку.

7.Она накормила его грибочками.

ИтогВот и подошло к концу наше занятие. Нам пора возвращаться в группу.

- Какие животные встретились нам? (ответы детей)

- Что между ними общего?

Ответы детей: (это дикие животные, они сами заботятся о своём жилище, сами добывают себе пищу).

- Как нужно вести себя в лесу? В лесу нельзя ломать ветки, вытаптывать и рвать цветы. Брать домой диких животных. Природу надо беречь.

- Какое задание вам больше всего понравилось?

- Покажите, у кого хорошее настроение. Всем спасибо. Занятие окончено.

Игра «Назови по порядку»
Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

На картинки посмотри
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.

(6-7 предметных картинок по теме).


Игра «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы  - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы  - … (лисенок, лисята).
У белки  - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы  - … (волчонок, волчата).
У ежихи  - … (ежонок, ежата).
У зайчихи  - … (зайчонок, зайчата).

 

Игра «Назови семью»

Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).


Игра «Кто, где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.


Игра «Кто что любит?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

 

Игра «Подбери словечко»

Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.

Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).

Игра «Узнай зверя по описанию»

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый.  (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий.  (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая.  (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая.  (Белка.)

 

Игра «Кто как голос подает?»

Цель: познакомить детей, какие  голоса подают дикие животные.

- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает волк - …(воет).
- Что делает лиса - … (тявкает).
- Что делает медведь - … (ревет).
- Что делает белка - … (цокает).


Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. 
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.

Белка – белочка
Лиса – лисичка

Игра «Один - много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.

Белка – белки – много белок
Медведь – медведи – много медведей

 

Игра «Посчитай!»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.

Один медведь – два медведя – пять медведей
Один еж – два ежа – пять ежей
Одна белка – две белки – пять белок

Дидактическая игра «Чей хвост? »
Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.

Ход игры:
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя…. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост? » Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.
И т. д.  Теперь все звери нашли свои хвосты.


Игра «Измени слова по образцу»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы - … (лисий нос).
Лапа лисы - … (лисья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза).
Нора лисы - … (лисья нора).


Игра «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький).
Волк – сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).


Игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.

Белка, собака, лиса, медведь


Итог. Вот и подошло к концу наше занятие.

- Какие животные встретились нам? (ответы детей)

- Что между ними общего?

Ответы детей: (это дикие животные, они сами заботятся о своём жилище, сами добывают себе пищу).

- Как нужно вести себя в лесу? В лесу нельзя ломать ветки, вытаптывать и рвать цветы. Брать домой диких животных. Природу надо беречь.

- Какое задание вам больше всего понравилось?

- Покажите, у кого хорошее настроение. Всем спасибо. Занятие окончено.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дикие животные» в подготовительной группе

Цель: Развитие лексико-грамматической категории языка.Задачи:1.Образование существительных в Р.П. и П.п.2. Образование притяжательных прилагательных.3. Образование существительных, обозначающих детены...

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня "Дикие животные зимой" подготовительная группа

Логопедическое занятие для детей с ОНР 3 уровня в подготовительной группе "Дикие животные зимой"...

Конспект занятия по логопедии "Дикие животные" в подготовительной группе

Занятие для подготовительной группы для детей с нарушением зрения...

«Дикие животные зимой» (подготовительная группа)

Конспект НОД детей подготовительной группы на тему:«Дикие животные зимой»...

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы "Дикие животные - викторина" (подготовительная группа)

Цель: Обобщение знаний детей о диких животных, проживающих на территории Красноярского края.Задачи:- Систематизировать знания детей о диких животных и их детенышах;- Развивать диалогическую речь, зрит...