Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Река Обь-жемчужина Сибири»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Прусова Ирина Васильевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya._ob-zhemchuzhina.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Прусова И.В.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

«Река Обь-жемчужина Сибири»

Интегрируемые области: познавательное развитие, социально-коммуникативное,  речевое, физическое развитие.

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.

Вид игровой ситуации: ситуация оценки.

Форма проведения: заочная экскурсия.

Цель: Воспитывать чувство гордости и любви за свою малую Родину.

Задачи:  1. Сформировать представление о реке Обь, о рыбах,  обитающих в Оби. Устанавливать причинно-следственные связи различного характера, использовать для обобщения предметно-схематичную модель. Познакомить с одной из легенд  о реке Обь.

2. Развивать связную речь и диалогическую, активизация словаря: бирюзовая, слияние, легенда, водохранилище… Развитие слухоречевой памяти, фонематического восприятия  и правильного физиологического дыхания. Закреплять  умение ориентироваться в пространстве, двигаться в определенном темпе, ритме.

3.Развивать воображение.

4. Умение сотрудничать в микрогруппах (сравнивать, анализировать, делать выводы),  воспитание дружеских взаимоотношений.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: проектор, презентация, аудиозапись «песни реки», карта Сибири, предметно-схематичные модели, магнитофон, картинки с изображением рыб.

Предварительная работа: рассматривание картин и иллюстраций с  изображением рек, беседа о реках нашего региона, о правилах поведения на природе, о рыбах речных и морских, разучивание стихотворения Е. Николаевой «Ручеек».

Ход игровой ситуации

1.Вводная часть: Загадывание загадки

 « Бежит, журчит, волнуется,

Все на нее любуются!

Никак не остановится,

Назад не поворотится» (река)

Воспитатель: Назовите реки Новосибирской области (Бердь, Койнихи, Обь…..)

Какая река самая большая? (Обь) Найдите ее на карте и проследите ее путь   (работа по карте).

Рассказ воспитателя о реке: Обь образуется на Алтае при слиянии двух рек Бии и Катуни, впадает в Карское море.

«Жемчужина моей родной России,

Тебе я в пояс низко поклонюсь.

Ты родилась и разливаешься в Сибири,

Питая красотой и силой Землю и святую Русь!» (Светлана Жачук)

В Сибири существует множество легенд о реке. Одну из них я хочу вам рассказать.

Состязание Бии и Катуни.

Существует легенда о том, как Катунь состязалась с Бией в беге, кто скорее добежит до Оби. У Бии дорожка была по  ровной и гладкой долине, и она прибежала первой. Труднее было Катуни: горные хребты и мощные скалы  вздымались на ее пути, хотя Катунь  и одолела препятствия, но задержалась в пути. Когда, пеня свои бурные волны, она добежала до Оби, Бия была уже здесь. Раздосадованная неудачей, Катунь с  яростью бросилась на Бию и перерезала ее своей белой лентой!

Беседа по вопросам:

  • Кто победил в состязании? Почему?
  • Обиделась Катунь на Бию или нет?

Место слияния Бии и Катуни выглядит очень живописно. Две реки  несут свои воды, сходясь в более мощную струю-реку Обь. Обе реки имеют разный цвет. Катунь зеленоватый или бирюзовый, а Бия беловато-серый, только

 через несколько километров вода приобретает одинаковый цвет. (Рассказ сопровождается показом презентации)

2. Основная часть (развитие игровой ситуации)

Воспитатель: Дети я предлагаю совершить воображаемое путешествие к реке Обь. Для этого превратимся в ручеек, который впадает в реку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем колдовать.

Повертелись, покружились,

В ручеек мы превратились!

Упражнение «Ручеек»: Дети берутся за руки и цепочкой идут по залу, преодолевая воображаемые препятствия: перебегают через дорогу, забегают за скалу, обегают камень, выбегают из-за горы.

Воспитатель: Наш ручеек прибежал к Оби, а мы опять превратимся в детей (дети повторяют волшебные слова). Вот мы и на берегу Оби.  Представьте, что сейчас лето! Что вы видите? (ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам послушать веселую «песню» реки. (Аудиозапись)

Упражнение для развития физиологического дыхания.

Воспитатель: Давайте подышим  речным воздухом. (Вдох через нос, пауза; под счет «раз», «два», «три» выдох через рот). (1-2 минуты)

Дидактическая игра «Придумай слова» (подбор прилагательных) Словесная дуэль между микрогруппами.

Какая бывает река? (чистая, быстрая, прозрачная, бурная, широкая, бирюзовая, судоходная,  красивая…..)

Дидактическая игра «Полезная река» (работа по микрогруппам)

  • Выбрать схематичные модели о пользе реки и каждая микрогруппа рассказывает. ( Река дает воду, поливает, дает пищу, электроэнергию, по реке ходят теплоходы, сплавляют лес….)                                          

Проговаривание  чистоговорки:

Да-да-да - холодная вода.

Де-де-де - не сиди в воде.

Ды-ды-ды - выйди из воды.

Ду-ду-ду - я домой иду.

Динамическая пауза

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот так славно освежились.

Вышли на берег крутой и отправились домой.

Беседа о рыбах

  • Кто обитает в реке? (рыбы)
  • Какие рыбы живут в реках? (Речные: щука, судак, налим, окунь, лещ, сазан, карась…)
  • Что происходит зимой с рыбами?

Игра: «Какая рыба лишняя» (убрать морских рыб и  рыб, которые не водятся в Оби)

Вывод: Вода-это жизнь, нет воды -  нет жизни. Не зря в народе есть пословица «Мать-водица, всему царица».  Жизнь не только для человека, но и для растений, для насекомых и животных.

Заседание научного совета (работа по микрогруппам)

  • На заседании научного совета каждая команда выработает меры по охране реки. (По берегам реки установить знаки,  запрещающие мытье машин, установить  очистительные сооружения,  организовать голубые патрули.  Реклама по телевизору,  ролики в интернете с пропагандой)

3.Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше путешествие. Что вы запомнили? Увидели? Почувствовали?

Рефлексия

Давайте пустим по нашей реке кораблики, если понравилось

Путешествие,  то красные;  если не очень, то  фиолетовые.

                                                   

Ребенок читает стихотворение:

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же - наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились

Живем мы с тобою на ней

Так, будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Воспитатель: Дети, а сейчас давайте превратимся в ручеек и отправимся  в группу.

(Дети берутся за руки и преодолевают воображаемые препятствия в обратном порядке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: « Река Аган »

Составила воспитатель Ермакова С.И.  г.Радужный2012 г. Цель:побуждать интерес к природе родного края. Задачи:Систематизировать и закрепить знания детей о природе ХМАО - ЮГРЫ ...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Путешествие на дно реки"

конспект занятия  по ознакомлению с окружающим с использованием элементов экспериментирования в старшей группе....

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие по реке Амур"

В занятии мы отправляемся в путешествие по реке Амур. Сначало идет беседа, потом мы собираем разрезные картинки с достопримечательностями города Комсомольска-на-Амуре. Знакомим детей с коренными жител...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Река времени" (старший дошкольный возраст)

Данный сценарий образовательной деятельности позволит в игровой форме познакомить детей старшего дошкольного возраста с историей г.Канска....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Откуда текут молочные реки?"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Откуда текут молочные реки?"...