конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Путешествие на дно реки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

конспект занятия  по ознакомлению с окружающим с использованием элементов экспериментирования в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_wordaaa.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие на дно реки»

Цель: выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни именно в водной среде; формировать умение узнавать рыб по отдельным частям, выделять признаки различия и сходства между ними; развивать наблюдательно – познавательный интерес в процессе экспериментирования; развивать способности детей устанавливать причинно – следственные связи; побуждать детей делать выводы; воспитывать экологическую культуру и сознательность детей.

Словарная работа: упражнения в словообразовании: рыба живет в море – морская, в реке – речная, в озере – озерная.

Билингвальный компонент : рыба – балык, река – озен, озеро – кол, море – тениз, океан – мухит, щука – шортан, сом – жайын, ёрш – таутан, окунь – алабуга.

      Этапы деятельности

            Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно - побудительный

-Ребята, подойдите ко мне, поздоровайтесь с гостями.

Приглашает детей в круг радости.

«К тебе я обращаюсь друг,

вставай скорее с нами в круг.

почувствуй радость и тепло,

как нам с друзьями хорошо.»

- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие. Вы готовы?

Тогда удачи!

     «На ноге стоит одной

     Крутит, вертит головой.

     Нам показывает страны,

     Горы, реки, океаны.»

- Как вы думаете, что это?

- Верно, это глобус.

- А что такое глобус?

- Какую форму имеет глобус?

- Что обозначают на глобусе синим цветом?

- А остальные цвета?

- Водоемы. Давайте посмотрим, где они на глобусе.(вызывает несколько детей поочередно)

- Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что большую часть на земле занимает вода.

- Какие водоемы вы знаете?

- Правильно.

-Как на казахском языке река?

-Как на казахском языке озеро?

-Как на казахском языке море?

-Как на казахском языке океан?

- Для многих животных вода – это дом.

Сегодня мы поговорим об обитателях рек.

- А для этого мы должны погрузиться на дно реки. Как мы можем это сделать?

- Верно. И мы с вами отправимся на дно река на подводной лодке.

- Итак, отправляемся:

Войти в подлодку,

Задраить люки,

Включить мотор,

Пристегнуть ремни.

Внимание!

Погружение!

- Посмотрите, что мы видим в иллюминаторе?

(показ слайдов «Дно реки»)

- Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки о рыбах, которые живут в нашей реке.

1. ухвачу – ка! Проглочу – ка!

    Щелкает зубами…

-Сколько частей в слове щука?

- Как щука на каз.яз?

2. Он в самом омуте живет

    Хозяин глубины.

    Имеет длинные усы,

    А глазки чуть видны.

-Сколько частей в слове сом?

- Как сом на каз.яз?

3.Он колючий, но не ёж,

    А речная рыба…

-Сколько частей в слове ёрш?

- Как ёрш на каз.яз?

4. Сидят рыбаки

    Стерегут поплавки.

     Рыбак Корней

     Поймал трех …

-Сколько частей в слове окунь?

- Как окунь на каз.яз?

- Молодцы!

- Ребята, а если рыба живет в море, то она какая?

- А если в реке?

- А если в озере?

- Молодцы!

- Скажите, что общего у всех рыб?

-Кто покажет мне их?

- Рыба имеет обтекаемую форму. Такая форма тела помогает рыбам быстро двигаться в воде.

Здороваются

Встают в круг

и произносят слова.

Да

Глобус

Это модель нашей земли.

Форму шара.

Вода

Сушу, гору, леса…

Показывают на глобусе.

Соглашаются

Реки, озера, моря, океаны.

Озен

Кол

Тениз

Мухит

Можно нырнуть с аквалангом, спуститься на батискафе, спуститься на подводной лодке.

Радуются.

 

Выполняют действия.

Смотрят

Щука

2

Шортан

Сом

1

Жайын

Ёрш

1

Таутан

Окуней

2

Алабуга

Морская

Речная

Озерная

Туловище, голова, плавники, хвост.

Показывают

Организационно - поисковый

- Итак, ребята рыбам очень удобно жить в воде.

- Давайте посмотрим, что еще помогает рыбам двигаться и жить в воде. Для этого пройдем в нашу лабораторию.

- Что такое лаборатория?

- Совершенно верно.

- Мы сейчас наденем халаты и станем такими учеными.

Опыт № 1.

Две емкости с водой для игрушек.

В первой – игрушка лежит неподвижно

Во второй – завести игрушку.

- Посмотрите, что у нас происходит?

- Что помогает рыбам двигаться?

- Для чего рыбам нужны хвост и плавники?

 

(предлагает выставить схему на мольберт)

- Ребята, рыба живое существо, а значит она не только двигается, но и дышит.

- Чем дышат люди?

- Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим, как все живые существа воздухом или может быть водой?

Опыт № 2.

В прозрачную емкость с холодной водой опустить кусок  пластилина.

- Возьмите лупы, посмотрим, что на кусочке пластилина?

- Какие они?

- Можно потрогать пластилин кончиком пальца, посмотрите, как пузырьки воздуха поднимаются  вверх.

(предлагает выставить схему)

- Оказывается рыба, как и все живые существа дышит воздухом растворенным в воде.

- Делать ученые открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха.

Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считаете, ученые?

- Давайте выйдем из – за своих лабораторных столов и пойдем на ковер.

Физминутка « Все ли нравится тебе?»

- Вот мы с вами отдохнули, а теперь поиграем в игру «Тонет – не тонет»

(предметы, которые тонут и не тонут, емкость с водой)

- Вы знаете, что тяжелые предметы в воде тонут. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?

- Оказывается в теле у рыбы, есть специальный пузырь, который помогает ей не тонуть.

 Опыт № 3.

В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно и положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.

- Что наблюдаем?

- Почему он не всплывает?

- Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет тонуть рыбе. Она легко может опуститься на дно и подняться на верх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.

(предлагает выставить схему)

 - Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.

- Но человек может помешать рыбам, как?

- Что может загрязнить реки?

Опыт № 4.

В емкость с водой капнуть масло растительное.

- Что наблюдаем?

- Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.

- Что происходит с живыми организмами?

(предлагает выставить схему)

Это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.

Одевают халаты.

Наблюдают

В 1-м случае рыба неподвижна

Во 2 –м она двигается.

Хвост и плавники.

Вывод: хвост и плавники рыба использует как мотор и руль, ими она отталкивается от воды.

Воздухом

Смотрят

Налипли пузырьки воздуха

Очень маленькие

Трогают, наблюдают

Вывод: в воде есть воздух.

Соглашаются

Выполняют действия.

Называют предметы, которые тонут и не тонут.

Плотный утонул

Вывод: шарик надутый не тонет, его поддерживает воздух.

Загрязняя реки

Ответы

Масло покрыло поверхность воды

Вывод: масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.

Они погибают.

Рефлексивно - корригирующий

- Сегодня вы были настоящими учеными, работающими в лаборатории на подводной лодке. Молодцы!

-Что же мы узнали сегодня?

-Молодцы!

- А сейчас я предлагаю вам взять маленьких рыбок и поместить их в аквариум, но в какой аквариум вы их поместите решать вам. Есть аквариум с частой водой и есть с грязной водой.

*рыбы могут плавать с помощью плавников и хвоста.

*в воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.

* у рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть.

*нужно защищать природу, в том числе и водоемы.

Размещают рыбок на свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: « Река Аган »

Составила воспитатель Ермакова С.И.  г.Радужный2012 г. Цель:побуждать интерес к природе родного края. Задачи:Систематизировать и закрепить знания детей о природе ХМАО - ЮГРЫ ...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие по реке Амур"

В занятии мы отправляемся в путешествие по реке Амур. Сначало идет беседа, потом мы собираем разрезные картинки с достопримечательностями города Комсомольска-на-Амуре. Знакомим детей с коренными жител...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Река времени" (старший дошкольный возраст)

Данный сценарий образовательной деятельности позволит в игровой форме познакомить детей старшего дошкольного возраста с историей г.Канска....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Откуда текут молочные реки?"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Откуда текут молочные реки?"...

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками Донского края: «Ой, ты, Дон, Дон наш батюшка!»

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками Донского края:«Ой, ты, Дон, Дон наш батюшка!»...

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края: «Реки нашего города».

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края:«Реки нашего города»....