Познавательно-исследовательский проект в средней группе на тему: «Северный олень»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

      Север — это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом и только в течение 1—2 месяцев тает снег. На Крайнем Севере, там, где вечная мерзлота и очень короткое лето, живет олень. Его называют северным. Олень привык к очень холодной с лютыми морозами зиме. Его спасает от холода теплая шерсть. Северный олень красивый и стройный с большими раскидистыми рогами. Это домашнее животное для местных жителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_severnyy_olen_plan_kratkiy.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 12 «Рябинушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Познавательно-исследовательский

проект в средней группе

на тему: «Северный олень»

Составила: воспитатель

Ермолаева Т.Ф.

2021 г.

Содержание

Пояснение

Тема проекта

«Северный олень»

Тип проекта

Педагогический

Вид

Групповой,  познавательно-исследовательский, творческий, игровой, краткосрочный

Образовательная область

Познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Организатор

Воспитатель

Участники проекта

Дети средней группы «Солнышко», воспитатель, родители.

Группа

Средняя группа «Солнышко»

Сроки реализации

Одна неделя

Актуальность разработки проекта

Север — это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом и только в течение 1—2 месяцев тает снег. На Крайнем Севере, там, где вечная мерзлота и очень короткое лето, живет Олень. Его называют северным. Олень привык к очень холодной с лютыми морозами зиме. Его спасает от холода теплая шерсть. Северный олень красивый и стройный с большими раскидистыми рогами. Это домашнее животное для местных жителей.

Цель проекта

Создать условия для формирования познавательного интереса к жизни животных Севера.

Задачи проекта

  • Познакомить детей с северным оленем, формировать представление о жизни северных оленей в тундре;
  • Учить понимать зависимость между внешним видом, средой обитания и образом жизни животного;
  • Дать представление детям о значимости северного оленя для человека;
  • Закрепить знания о животном мире Севера;
  • Формировать представления о сезонных изменениях в тундре;
  • Познакомить с природным явлением «полярное сияние» или «северное сияние»;
  • Обогатить словарный запас («оленевод», «яранга», «чум», «пурга», «тундра», «нары», «копыта», «шест», «ягель», «лишайник», «грива», «олениха»);
  • Формировать умения делать элементарные выводы и умозаключения;
  • Развивать любознательность,  познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение…) при совместной и индивидуальной деятельности;
  • Активизировать словарный запас дошкольников;
  • Развить  навыки связной речи, навыки самостоятельной творческой деятельности;
  • Развивать мелкую моторику рук; Обогащать сенсорный опыт детей;
  • Вовлечь родителей в жизнь группы.
  • Воспитывать у детей доброе отношение и любовь к животным.

Ожидаемые результаты

  • Повышение познавательной активности детей;
  • Проявление интереса к природным явлениям;
  • Создание выставки детских работ: «Олени на Севере».
  • Заучивание коротких стихов про северного оленя.
  • Показ мультфильмов и познавательного видео про северного оленя.
  • Проведение развлечения «Привет из дальнего Севера».

Форма реализации

  • Дидактические,  коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
  • работа с родителями.

Используемые  виды деятельности

  • Познавательно-исследовательский;
  • Игровой;
  • Чтение художественной литературы;
  • Продуктивный;
  • Труд;
  • Коммуникативный;
  • Двигательный;
  • Музыкально-художественный.

Продукт проектной деятельности

  • Выставка детских работ «Олени на Севере».
  • Изготовление альбома «Олени».

•   Развлечение «Привет нам из дальнего Севера»

Содержание проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатель:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  с/р игр с детьми.

Подбор мультфильмов, познавательного видео, музыкальных игр, связанных  с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Совместное с детьми изготовление поделок по теме «Олени на Севере»

2 этап. Практический

Образовательные области.

Задачи

Виды детской деятельности.

Познавательное развитие

Продолжать расширять знания детей  о зиме, её признаках и явлениях. Познакомить детей с  природным явлением Севера – «полярным сиянием», с жизнью северного оленя в условиях данного сезона. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление  о внешнем виде северного оленя, его повадках, пище и местом обитания.

 Закрепить обобщающее понятие «животные Севера», рассказать детям об особенностях места обитания животных в тундре.

Закрепить умение описывать оленя, согласно схеме. Закрепить правила поведения в холодное время года. Воспитывать бережное отношение к животным.

Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.

  • Рассматривание альбомов: «Животные Севера», «Явления природы», «Дикие животные».
  •  Беседы: «Кто такой северный олень?», «Что ест северный олень?», «Животный и растительный мир осеннего леса», «Где живут северные олени?», «Тундра», «Животный и растительный мир тундры», «Оленеводы», «Северный олень – домашнее животное людей Севера», «Семья оленей», «Северный олень зимой», «Животные Севера».
  •  Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада.
  •  Загадывание загадок о северном олене, животных Севера.
  • Экспериментирование 

«Шерсть и вода», «Свойства снега». 

  •  Дидактические игры 

«Отгадайте, кто это?», «Назови семью», «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Это правда или нет?», «Какой? Какая?», «Подбери словечко», «Узнай зверя по описанию», «Назови ласково», «Один - много», «Измени слова по образцу», «Наоборот», «Четвертый лишний», «Чей это хвост?», «Сложи картинку», «Скажи одним словом», «Что делает?», «Составь предложение»,  «Кто у кого?», «Придумай слова», «Чья, чей, чьи?», «Измени слова по вопросам», «Сосчитай до пяти», «Кто около?»

Социально –коммуникативное развитие

Развивать стремление импровизировать  несложные сюжеты произведений; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. 

  • Сюжетно-ролевые игры: «В лесу», «В тундре», «Оленевод», «Айболит».

Речевое развитие

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во

время рассматривания картин; формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; расширение предметного словаря; развитие слухового и зрительного внимания.

  • Творческое рассказывание детей по темам «Как выглядит северный олень?», «Что ест северный олень зимой?», «Значение северного оленя для человека». Рассматривание сюжетных иллюстраций «Северные олени», составление описательных рассказов.
  • Дидактические игры: «Чей хвост?», «Наоборот», «Что делает?», «Про кого можно сказать», «Скажи какой?».
  • Составление описательных и сравнительных рассказов о северном и лесном олене, о северном олене и лошади.
  • Чтение художественной литературы. 

     Загадки про северного оленя.

  • Чтение и заучивание стихотворений о северном олене: «Новогодний олень» С.Набойченко, «Возят груз большой…» А.Мармазов, «Олень – ветвистые рога» Е.Бачурин, «Северный олень» Л.Пугачева, «Посланцы севера» В.Хромова, «Уйду за тридевять земель» Н.Новицкая, «Олененок» В.Храбров, «В тундре» А.Фрейфельд, «Северный олень» Ф.Сирени, «Северный олень» С.Лесенков.
  • Чтение произведений:  

Сказка «Северный олень», «Как олененок друга нашел», чукотская сказка «Олень и морской бычок», М.Шкурина «Мечта олененка», Н.Лосева «Сказка про оленя», «Сказка о гордом олене».

Художественно-эстетическое развитие

 Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки. Учить изображать тундру, полярное сияние. Подбирать цвета заснеженного поля, ночного неба с проблесками северного сияния. Передавать в изображении фактуру шерсти северного оленя (кусочки серой и белой пряжи). Продолжать знакомить с частями тела животного, с особенностями внешнего вида северного оленя (голова вытянутая, на голове длинные рога, овальные уши, большие глаза, овальное туловище, четыре длинные, тонкие, прямые ноги с копытами, короткий хвост). Учить вырезать из прямоугольников овалы; собирать животное из частей, передавая позу, движения; составлять композицию. Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемого животного (серый с белой «гривой»); развивать умение ритмично наносить точки с помощью ватных палочек, изображая снегопад; развивать эстетическое восприятие. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.   Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

  • Драматизация сказки: «Как олененок друга нашел», «Оленята».
  • Рисование: «Тундра. Северное сияние».
  • Аппликация: «Олени на Севере», «Оленевод».
  • Лепка: «Сани Деда Мороза».
  • Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Храбрый олененок»; познавательного видео про северных оленей.

Физическое развитие

Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развивать умение бегать в разных направлениях. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику.

  • Подвижные игры: 

«Олени и пастухи», «Ловля оленей», «Оленьи упряжки», «Ловкий оленевод», «Важенки и оленята», «На новое стойбище», «Отбивка оленей».

  • Физкультминутки:

«Северный олень».

  • Пальчиковые игры: «Кто на Севере живет?», «Животные Севера», «Семья животных».

 

Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему «Олени на Севере»;

- разучивание стихотворений о северном олене.

3-й этап. Заключительный.

•        Поощрение участников выставки «Олени на Севере».

•        Подведение итогов проекта.

Дети знают и называют:

- северного оленя, его внешний вид, место обитания, пищу;

- отличительные признаки северного и лесного оленя;

- как добывает себе пищу зимой;

- приметы и явления зимой на Севере;

- дети стали более самостоятельны;

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творческой деятельности у детей.

-  Оформление выставки детских работ «Олени на Севере»;

-  Тематическое занятие «Привет нам из дальнего Севера».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие с детьми среднего дошкольного возраста "Здравствуй, северный олень!"

интегрированное занятие с детьми среднего дошкольного возраста по разделу ознакомение с окружающим на тему "Здравствуй, северный олень!"...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему «Северный олень»

Конспект занятия по рисованию  в старшей группе на тему: «Северный олень»...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Северный олень».

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Северный олень».подготовила воспитатель Устинова Я.А.Цели: Закреплять умение рисовать эскиз простым ...

Проект «Зимний участок ДОУ» в средней группе на тему: «Тундра. В гостях у северного оленя»

https://1drv.ms/w/s!AgVmMQR6NPymglCaPaqLBcsyQgiJ?e=1f7QfDСовместно с родителями был обустроен зимний участок средней группы «Солнышко» на тему «Тундра. В гостях у северного оленя&raq...

Конспект занятия по робототехнике в подготовительной группе по теме: «СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ» конструктор LEGO Education WeDo 2.0

Цель: Развитие способностей детей к наглядному моделированию, создание и запуск рабочей модели – северного оленя, продолжать формировать интерес к окружающему миру; продолжать развивать творческ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему “Северный олень” для детей старшей группы

Цель: формирование навыков пересказа текста с опорой на мнемотаблицу.Задачи: продолжать совершенствовать навык детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту, опираясь на  м...

НОД в подготовительной группе по лепке на Тему: "Северный олень"

Лепка «Северный олень»Подготовительная группаЗадачи:·         Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивны...