Проект "ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ!
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Смольникова Инна Владимировна

Проект долгосрочный, рассчитанный на взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью повысить экологическую культуру старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация Иркутская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад обшеразвивающего вида № 40»

муниципального образования города Братска

_______________________________________________________________________________

665717,Иркутская область, г. Братск, ул. Подбельского 10 Б, Телефон, факс (3953)

41-00-65

Принято на основании                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

Приказа № 125  от от 22.11.2018г.                                                  Заведующий МБДОУ «ДСОВ№40»

                                                                                                                 ________________Е.Н.Попова

                                                                                                         

Проект

детей старшего дошкольного возраста

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

Автор-составитель:

   Смольникова И.В.

2018, Братск

Содержание :

  1. Пояснительная записка:

1.1. Актуальность

1.2. Идея проекта

1.3. Новизна проекта.

1.4. Тип проекта.

1.5. Сроки реализации проекта.

1.6. Адресация проекта. Участники проекта.

  1. Целеполагание

2.1. Цель проекта.

2.3. Задачи проекта.

  1. Ожидаемые результаты проекта.

4.Стратегия реализации проектной идеи: 

    4.1. Организационно  -  подготовительный этап.

  1. 2. Основной этап (деятельный - реализация проекта).

    4.3. Третий этап – заключительный.

 Список литературы

  1. Пояснительная записка

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры,  носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.

Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.

  1. Актуальность

Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества  выход из сложившейся ситуации.

Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему цен-ностей взаимоотношениях с природой:

- осознание ребёнком себя как части природы;

- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему     миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;

- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и перво-начальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту;                                                   

 -  формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

  1. Идея проекта.

2017 год объявлен годом защиты экологии в России, в связи с этим в нашем детском саду был разработан долгосрочный проект, посвященный  этой дате, для реализации  проектной деятельности  педагогами был подобран методический материал и создана разнообразная эколого - развивающая среда,  являющаяся носителем экологической культуры, обеспечивающая непосредственный контакт ребенка с объектами природы и «живое» общение с ней.

  1. Новизна.

Новизна проекта заключается в том, что он нацелен  на работу как педагогов,  детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты), выстроенной согласно датам Международного  экологического  календаря. Данный проект интегрирован в разработанный годовой план мероприятий, посвящённых году Экологии в России (2017г.).  Новизна экологического проекта заключается в использовании ИКТ,  обеспечивающих эффективность воспитательного процесса,  личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую положительные результаты.

  1. Тип проекта

 – познавательно – исследовательский,  практико – ориентировочный, долгосрочный.

1.5. Сроки реализации проекта.

По времени: долгосрочный

Сроки реализации: декабрь 2018  – май  2019 год.

1.6. Адресация проекта.

Проект адресован  на совместную работу педагогов МБДОУ «ДСОВ № 40» с   детьми и их родителями, а также сотрудниками МАУ ДО «ЭБЦ» г.Братска по экологическому воспитанию.

Участники проекта: педагоги,  дети, родители   МБДОУ «ДСОВ № 40» , сотрудники МАУ ДО «ЭБЦ» г.Братска

2. Целеполагание.

2.1. Цель:

- формирования экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте, как начальный этап формирования личности человека.

  2.2.Задачи проекта.

- образовательные: формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении  исследовательскими методами познания природы;

- развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы,   понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что невозможно создать;

- воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально - положительного отношения к окружающему  миру, умения видеть его красоту и неповторимость.

  1. Ожидаемые результаты проекта.
  2. У детей сформируются:

- экологические знания, экологическая культура;

- сознание важности природоохранных мероприятий;

- навыки правильного поведения в природной среде;

- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;

- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание   отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой  деятельности.

У родителей:

- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;

- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране  природы;

- гармонизируются детско-педагогические отношения;

- повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов:

- повышение профессионализма;

 - внедрение новых методов и технологий  в работе с детьми и родителями по   экологическому воспитанию.

4.Стратегия реализации проектной идеи.   

1 этап. Организационно-подготовительный.

2 этап. Основной. Реализация проекта.

3 этап. Обобщающий

    4.1. Организационно  -  подготовительный этап.

  1. Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  2. Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
  5. Составление плана реализации проекта. 
  6. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
  7. Поиск различных средств достижения целей;
  8. Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
  9. Создание дидактического и методического материала
  1. 2. Основной этап (деятельный - реализация проекта).

Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и  включает в себя:

  1. Работу с детьми.
  2. Работу с родителями.
  1. Работа с детьми:
  • непосредственно - образовательная деятельность;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
  • самостоятельная деятельность детей.

Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.

  • Тематические НОД экологической направленности.
  • Познавательно - исследовательская деятельность.
  • Чтение художественной литературы по проектной тематике .
  • Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов;
  • Наблюдение за объектами живой и неживой природы
  • Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
  • Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
  • Сочинение экологических сказок. Познавательные викторины

Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:

Игровая деятельность экологического содержания:

- сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры;

- развивающие игры;

- Экологические интеллектуальные игры                            

 - театрализованные игры. .интеллектуальные игры: КВН, викторина «Что, где, когда»

Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:

ход за растениями и посадками в группе;

- создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;

- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)

Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.

Продуктивная деятельность:        

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • прикладная деятельность;
  • конструктивно - модельная деятельность.

Музыкально – досуговая  деятельность,  экологические праздники.

Физкультурно - оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:

- спортивные, подвижные  игры;

спортивные досуги, праздники экологического содержания

Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых:

 природоохранных акции на тему:

- «Гостеприимная кормушка» (изготовление кормушек, подкормка птиц)

- «Огород круглый год»

- «Цветник на подоконнике»

- «Сохрани подснежник»

- «Чей дом лучше» (изготовление скворечников)

-  «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» (месячник по благоустройству территории детского сада).

- «Подарим книжке вторую жизнь – сохраним дерево»

- «Костёр в лесу опасен»

- «Спасем елочку».

Выставок творческих работ на тему:

- «Сохраним подснежник»

- «Прилетайте, птицы!»

- «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!»

- «Цветущий май»

- «Краски осени»

  1. Работа с родителями:

- проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»,

- семинар для родителей на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;

- анкетирование;

- оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;

- оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания;

 - информирование родителей через создание природоохранных памяток, буклетов;

- Участие в выставке поделок «Природа и творчество», в фотовыставках на тему: «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» «Цветущий май» «Краски осени»;

привлечение к участию в природоохранных акциях;

- проведение праздников, развлечений;

привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.

Перспективный план по внедрению проектной деятельности, выстроенной согласно датам Междуна-родного  экологического  календаря и посвящённый году экологии в России.

КАЛЕНДАРЬ

Вид  деятельности

группы

ДЕКАБРЬ

11 декабря Международный день гор

Проект «Удивительный мир камней»- старший возраст

29 декабря Международный день биологического разнообразия

Проект - «Путешествие снеговика» - старший возраст

 ЯНВАРЬ

 

11 января День заповедников и национальных парков

Проект - «Красная книга»  - старший возраст.

Гр.№9

 

 

ФЕВРАЛЬ

19 февраля Всемирный день защиты морских млекопитающих

Проект – «Что мы знаем о нерпе?» - средний, старший возраст

Гр.№11

МАРТ

1 марта Всемирный день кошек

Проект – «Семейство кошачьих» - ст. возраст

Гр.№4

21 марта Всемирный день леса

Проект – «Берегите лес» - старший возраст.

Проект -  «Деревья и кустарники весной» - ст. возраст

 

Гр.№8

 

Гр.№2

 

22 марта Всемирный день Воды

Проект -  «Вода – это жизнь!» (ст., подготовит.гр)

Проект  -  «Голубая капелька» (ст.гр..)

Гр.№ 4

Гр.№1

АПРЕЛЬ

1 апреля Международный день птиц

Проект  - «Пернатые друзья» - старший возраст.

Гр.№8

 

22 апреля День Земли

Проект  - «Мы все в ответе за нашу планету» - подг.гр.

 

Гр.№3

МАЙ

3мая - День солнца

Проект - «Пусть всегда будет солнце» - младший возраст.

 

Гр.№5

15 мая -  Международный день климата

Проект -  «Природные явления» 

 

Гр.№3

 

4.3. Третий этап – заключительный.

- Презентация проекта.

- Итоговые мероприятия по мини – проектам в группах.

- Посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почётного значка.

- Создание выставки методического и творческого материала.

- Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.

 Список литературы:

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет Старшая группа ; в 2ч - О.А. Воронкевич – СПб : Детство – пресс, 2002
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, подготовительная группа – Волгоград: Учитель, 2012
  3. Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 – 7 лет. Л.Г. Обухова, А.В. Кочерина, А.В. Обухова – Москва 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...