«Белоствольная берёза – cимвол Родины моей»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Основной целью занятия является воспитание нравственно-патриотических чувств ребенка через восприятие красоты природы родного края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belostvolnaya_bereza_-_simvol_rodiny_moey.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №8 «Белочка»

                                   

       

                                     

«Белоствольная берёза –

Символ Родины моей»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи

в старшей группе детей с ТНР

образовательные области:

познавательное развитие, речевое развитие,

 социально-коммуникативное развитие,

художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Выполнила:

воспитатель

высшей кв. категории

Федорова Л.Ю.

г.Красноармейск

2021 г.

Цель занятия:

Приобщение детей к традиционной отечественной культуре, воспитание любви к Родине, формирование бережного отношения к природе.

Задачи:

Обучающие:

  • обогащать представления детей о березе, как символе России;
  • уточнить знания детей о строении березы, ее использовании в хозяйственных целях, в медицине, в быту;
  • закрепить представление детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве.

Развивающие:

      развитие словаря:

  • учить образовывать однокоренные слова: береза – березняк, березовый, подберезовик;
  • упражнять в подборе определений к заданному слову «березка»: красивая, нежная, тонкая. кудрявая, стройная и т.д.

     формирование грамматического строя речи:

  • упражнять в построении предложений разных типов;

обогащение и активизация словаря: символ России, белоствольная, береста. чечевички.

Воспитательные:

  • воспитывать чуткое и бережное отношение к родной природе, восхищение ее красотой;
  • воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений;
  • воспитывать у детей любовь к стране, в которой мы живем.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материал к занятию: лэпбук «Люблю березку русскую»,  музыкальное оформление, игрушка Домовенок Кузька, корзинка, уголь натуральный для рисования, береста, мультимедийное оборудование, карточки для игры «Угадай дерево по листу», макет березы, набор картинок  для игры «Кто живет в березовой роще», дегтярное мыло, березовые почки, угольные таблетки, шкатулка из бересты, трещотка, ложки деревянные, микрофон, веточка березы.

Предварительная работа: рассматривание деревьев во время прогулок на участке, беседы о пользе деревьев (березы), разучивание стихотворений, песен, загадок, пословиц, поговорок о березе, рассматривание иллюстраций с изображениями березы, репродукций картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К. Юнона «Мартовское солнце», И. Грабаря «Февральская лазурь», И. Шишкина «Лесная глушь», рисование, лепка, аппликация. 

Ход занятия.

1 часть. Введение в тему.

Звучит первый куплет песни «Березы», музыка И. Матвиенко, слова М. Андреева.

Воспитатель:

Давным-давно подарила Матушка-Земля людям разные деревья. Не могли люди справиться с бедами без мудрости. И вырастила она дуб. Он, как могучий мудрый исполин, стал возвышаться над землей и помогать строить дома, корабли, кормить животных и птиц. Но не хватало людям доброты: болеть они стали. И Матушка-Земля вырастила липу — доброе дерево. Ее похожие на сердечки листочки стали учить людей доброте. Вдохнешь медовый липовый аромат, и на душе легче. Но не хватало людям щедрости, не умели они делиться. И вырастила Матушка-Земля рябинку — щедрое дерево. Ярко-красные гроздья своих ягод она дарит лесным жителям и радует людей своей красотой. Но раньше других деревьев вырастила Матушка-Земля для людей березку, чтобы чистыми были их сердца, чтобы любовались ее белоснежной корой, гибкими веточками, шелковистыми резными листочками.

— Тысячи деревьев, тысячи сокровищ… Шумит лес разными голосами и всем дарит свои сокровища.

2 часть. Основная.

Стук в дверь. Входит домовенок Кузя, здоровается с детьми.

Воспитатель. Кузя ты чем-то расстроен?

Кузя. Мне мой друг Нафаня загадал загадку, а я ее не смог отгадать.

Воспитатель. Не расстраивайся, Кузя, мы с ребятами поможем тебе ее отгадать.

Кузя. Не заботясь о погоде,

            В сарафане белом ходит,

            И в один из теплых дней

            Май сережки дарит ей.

Дети. Береза

Кузя. Как береза? Почему береза?

Воспитатель. Кузенька, если ты хочешь все знать об этом чудесном деревце, оставайся у нас, мы как раз сегодня будем говорить про него.

Белоствольная береза —

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей. 

- У каждого есть Родина. А знаете, что означает это слово? (Ответы детей)

- Правильно, это место, где родился и вырос человек. Его страна, город, село и даже дом.

- Как называется страна, в которой мы живем? (Ответы детей)

- Сегодня мы с вами поговорим о русской березке. Береза – символ красоты русской природы, символ России. Ребята символ – это отличительный знак. Символом может стать любой предмет.

Кузя. А почему береза является символом России?

Воспитатель. Почему же именно березка является символом нашей Родины? А разве можно представить любой уголок нашей родины без этого милого дерева? Ее можно встретить и в лесу, и в городе, и в деревне, и возле дома, и возле нашего детского сада. Где бы она ни росла, всюду она приносит людям радость и свет. В старину древние славяне считали березу священным деревом, олицетворяющим свет. чистоту, женственность. Ее называли деревом счастья, Богиней, Берегиней.

Воспитатель. Ни в какой другой стране нет таких красавиц белоствольных берез. О березке сложено много стихов, песен, сказок. Белый цвет присутствует на государственном флаге России.

Флаг России

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

(В. Степанов)

Кузя. Ребята, а кто знает, как называется лес, в котором много берез? Правильно, березняк, березовая роща. А какие грибы растут под березами? Точно, подберезовики! А мне непонятно чем же береза отличается от других деревьев?

Дети объясняют: у березы белый ствол с черными отметинами – чечевичками, с их помощью дерево дышит, листочки похожие на сердечки. весной у березы распускаются сережки, ветви длинные похожие на косы. 

Воспитатель. Ребята, а давайте с вами поиграем!

Дидактическая игра «Укрась словом березку»

(подбор прилагательных к слову «береза»)

Воспитатель: Береза — очень нарядное красивое дерево, ее все очень любят. Вам нравится березка? Давайте украсим словами березу. Какая она?

Предполагаемые ответы детей: русская, родная, белоствольная, красивая, кудрявая, стройная, тонкая, пушистая, ненаглядная, милая, белокурая, хрупкая, нежная и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько красивых слов вы придумали о березе. А как можно ласково назвать березу? (Березка, березонька…) 

Кузя. Очень красивое дерево, около моего дома такое растет.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Ветер по лесу летал,

(Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

(Спокойно укладываем ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

Дидактическая игра «Угадай дерево по листу».

На столах у детей карточки с изображением листочков, они называют с какого дерева лист.

Воспитатель. Какие добрые, красивые чувства рождает в душе русская березка, как хороша она в любое время года. Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, осенью или зимой?

(Показ иллюстраций)

Русской березе одинаково к лицу и серебристый зимний узор и сотканный из золотых нитей осенний наряд. А как удивительно хороша береза в нежной зелени весны! И как переливается на летнем солнце ее

изумрудная листва! Вот почему нет для нас более любимого и прекрасного дерева на земле.

Воспитатель.  

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную

А. Прокофьев

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

С. Есенин

Физкультминутка «Березы»

Руки подняли и покачали —

Это березы в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем —

Крылья сложили назад.

После физкультминутки воспитатель приглашает детей в кабинет для просмотра презентации «Что дает человеку береза»

  • Верхний слой коры березы – береста, в древности на ней писали, из нее изготавливали посуду, шкатулки, корзинки, лапти;
  • Березовая древесина используется для изготовления игрушек и музыкальных инструментов: ложки, трещотки, балалайки;
  • Из березовых веточек вяжут веники для бани;
  • Березовыми дровами топят печь;
  • Из листьев березы и почек делают лекарства;
  • Весной береза поит людей, зверей и птиц березовым соком;
  • В медицине используют почки березы, листья, из древесины получают активированный уголь, деготь;

Воспитатель. Вот какое доброе, чудесное дерево — береза: освещает, согревает, лечит, исцеляет. В старину о березе так и говорили:

Первое дело — мир освещать!

Второе дело — тепло отдавать!

Третье дело — больных исцелять!

Четвертое дело — чистоту соблюдать! 

3 часть. Заключительная. Рефлексия.

Кузя. Ребята, я придумал интересную игру. Сейчас я у вас буду брать интервью на тему «Что вы знаете о березе?»

Кузя с микрофоном подходит к детям

Дети:

- Берёза – символ России.

- У берёзы – белый, стройный ствол; верхний слой коры называется береста. В старину бересту использовали вместо бумаги.

- На коре березы есть черные отметины – чечевички, с помощью них дерево дышит.

- У берёзы тонкие и гибкие ветви, которые при сильном ветре переплетаются как девичьи косички.

- В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.

- Берёза может лечить людей.

- Берёза даёт берёзовый сок.

- О берёзе пишут стихи и песни, картины.

- В народе берёзу называют «берегиня».

Воспитатель. Нужно бережно относиться к природе. Народная пословица гласит «Сломать березу - секунда, а вырастить - года.»

Кузя. Ребята, я сегодня пришел к вам в гости не с пустыми руками, я принес вам бересту и уголек. Вы можете попробовать написать на ней слова, как в старину писали наши предки.

Кузька прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная организованная образовательная деятельность в старшей группе (компенсирующей направленности) по приобщению детей к культурным традициям русского народа «Белоствольная берёза – символ Родины моей»

В рамках инновационной деятельности «Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций» совместно с учителем-логопедом в соответствии с лексической темой проводим интегрированные занят...

Проект "Белоствольная береза - символ Родины моей"

Результатом проекта явилось сформированность у детей представлений о жизни, развитии  и свойствах березы, активному вовлечению детей в экспериментально-исследовательскую, художественно-продуктивн...

Сценарий итогового праздника по проекту "Белоствольная березка - символ Родины моей"

Результатом проекта явилось сформированность у детей представлений о жизни, развитии  и свойствах березы, активному вовлечению детей в экспериментально-исследовательскую, художественно-продуктивн...

Конспект развлечения старшая группа "Белоствольная березка - символ Родины моей"

Конспект развлечения "Белоствольная березка - символ Родины моей" старшая группа...

Открытое занятие в подготовительной группе по теме: «Белоствольная берёза — символ Родины моей»

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе по образовательным областям «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «му...

Интегрированное занятие по нетрадиционной технике рисования (батик): "Белоствольная берёза-символ Родины моей"

Познакомить детей с обычаями русского народа, связанными с берёзой. Приобщать детей к русской народной культуре.Познакомить с картинами русских художников; воспитывать чувство прекрасного; продолжать ...

Проект «Белоствольная береза- символ Родины моей»

Повысить у детей знания о березе, усвоить нормы правильного обращения с ней, узнать о пользе дерева для здоровья и использования древесины в промышленных целях....