Проект на тему: «Волшебная соль»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Курако Елена Александровна

В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. 

Более восемь тысяч лет люди используют соль в пищу.  Вот и мы решили узнать как и где можно использовать соль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sol_.docx727.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение лицей

Дошкольное отделение «Колокольчик»

Проект

информационно – творческий,

краткосрочный (одна неделя).

Тип проекта: познавательно – исследовательский,

для детей средней группы (4-5 лет).

на тему: «Волшебная соль»

https://mirinteresen.net/uploads/posts/2018-03/1522222815_1-1.jpeg

Подготовила и провела: воспитатель

первой квалификационной категории

Курако Елена Александровна

категория участников

(воспитатель, родители, дети)

г. о. Электрогорск 2021 г.

Проект на тему: «Волшебная соль»

для детей средней группы.

Вид проекта: информационно – творческий.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность проекта:  краткосрочный (одна неделя)  

Участники проекта: дети средней группы,  родители воспитанников, воспитатели.

Содержательная часть:

  1. Введение

Актуальность реализации проекта.

В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю.

 Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих продуктов удаётся обойтись, а без соли – нет.  Более восемь тысяч лет люди используют соль в пищу.

Дети по своей натуре – исследователи.  Чем больше открытий совершает ребенок, тем больше вопросов у него возникает. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку найти ответы на эти вопросы, поддержать и развить интерес к исследованиям. Вот и мы решили всё узнать о соли, так как часто ее используем, а ничего о ней не знаем.

Проблема: Как и где можно использовать соль.

Цель проекта:  

Формирование представления о соли, её свойств и качеств.

Задачи проекта:

  • Познавательное развитие - Систематизировать знания детей о соли. Формировать представление, что соль интересный материал для опытов, наблюдений и творчества. На основе исследовательской деятельности дать детям возможность выявить основные свойства соли (белого цвета, без запаха, растворяется в воде, может окрашиваться, солёная вода помогает предметам удерживаться на поверхности).
  • Речевое развитие - Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь детей, побуждать использовать в речи сложные предложения. Активизация слов: сыпучая, растворяется, кристаллическая, пресная.
  • Социально - коммуникативное развитие - Развивать познавательный интерес детей, внимания, памяти, анализа. Формировать умение вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником, воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
  • Художественно - этетическое развитие - Создавать условия для развития: изобразительных навыков (рисование); эстетического вкуса, начала экологической культуры; глазомера и мышления.
  • Физическое развитие - Создавать условия для развития физических качеств (координацию движения, ориентировку в пространстве, двигательную активность) через подвижные игры, физкультминутки, трудовую деятельность.

Гипотеза: соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

Методы и приемы:

  • Игровая деятельность;
  • Наблюдения;
  • Опытно - экспериментальная деятельность;
  • Исследовательская деятельность;
  • Творческая деятельность.

Объект исследования: соль.

Предполагаемый результат:

  • Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах.
  • Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка;
  • Развитие познавательного интереса к окружающему миру; коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества, познавательно – исследовательских навыков.

Практическая значимость.

В результате реализации проекта возможно шире использовать в работе новые эффективные методы и приемы: экспериментирование, создание проблемных ситуаций, моделирование и другое. А так же ненавязчиво вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

  1. Основная часть выполнения проекта:

Теоретическое исследование

  • Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о  соли.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Подбор методической, познавательной, художественной литературы, интернет - ресурсов в рамках проекта.
  • Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе.

Основной этап:

  • Беседы: «Что такое соль?», «Сто мы знаем о соли?»
  • Соль в народном творчестве: пословицы и поговорки, загадки про соль.  Сказки: русская народная сказка «Соль» «Соль и снеговик», словацкая сказка «Сказка о соли».
  • Просмотр мультфильма:  «Как казаки соль добывали».
  • Дидактические игры: «Сладкое – соленое», «Солим огурцы», «Варим борщ», «Продолжи предложение».
  • Опытно – экспериментальная деятельность:
  • Инструкция по безопасности и защиты при проведении опытов.
  • Опыт №1

Дети берут в руки стаканчики с солью и подносят их к носу. Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).

Вывод: Соль не имеет запаха.

  • Опыт 2.

Дети насыпьте немного соли в тарелочки. Что вы сделали: насыпали или налили? (насыпали).

Вывод: значит соль, какая? Сыпучая, рассыпчатая.

  • Опыт 3.

Возьмите щепоточку соли и потрите между пальцами. Вы что-то услышали. Правильно, хруст. А как вы думаете, почему соль хрустит? Сейчас мы это будем выяснять, но для начала протрите руки салфеткой.

  • Опыт №4 «Из чего состоит соль».

Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)

Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.

  • Опыт № 5 «Соль хрустит».

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

  • Опыт№ 6.

Продолжим изучать свойства соли. Возьмите пипетку и наберите воды. Капните немного воды на соль. Что произошло? (соль впитала воду)

Вывод: большое количество соли впитывает небольшое количество воды.

  • Опыт № 7 «Соль растворяется в воде».

Перед детьми стоят три стакана: один с водой, второй с молоком, третий с пепси-колой. В каждый стакан положить по одной чайной ложке соли и посмотреть, растворится ли соль. И если растворится, то где быстрее?

Вывод: соль растворяется во всех перечисленных жидкостях. В пепси-коле соль растворилась быстрее, образовав пену.

  • Опыт № 8 «Соль растворима».

Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.

Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

  • Опыт №9 «Плавающая картошка и яйцо».

Для опыта взяли 2 сырых яйца (картошки) и две кружки (стакана) с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца (картошку), там где была солёная вода, яйцо (картошка) всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо (картошка) оказалось примерно посередине кружки.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (эффект «Мёртвого моря»).

  • Опыт № 10  «Незамерзающая вода».

Для проведения опыта понадобится: 2 контейнера, вода, соль, морозильная камера.

В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холодильник. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла.

Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.

  • Опыт № 11 «Покраска соли с помощью восковых мелков».

Понадобится поднос для работы с солью, картон, соль, разноцветные мелки для рисования на асфальте.

Надо просто водить мелками по соли в разных направлениях, пока соль не станет одного цвета с мелком.

Вывод: Любую соль, как крупную, так и мелкую можно покрасить в любой цвет без вредных красителей и без вреда для здоровья. Соль окрашивается в нежные цвета.

  • Физкультминутка «Дни недели»
  • Пальчиковые упражнения с солью.

Цель: развитие мелкой моторики. Комплекс таких упражнений и игр с солью направлен на укрепление мышечного тонуса руки с помощью механического воздействия кристаллов соли, подготовку руки дошкольника к письму, профилактику заболевания органов дыхания, развитие внимание, воображения, усидчивости.

  • «Паучок» - погружение в соль только подушечки пальцев, сопровождается стихотворением: «Сидит на ветке паучок, расставил лапки и молчок».
  • «Солим суп» - захватить солью щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы: «Мы сегодня повара, суп солить давно пора».
  • «Ловим рыбку» - в емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, пробки от пластиковых бутылок и т.д.
  • «Художники»  - указательным пальцем на соленой поверхности дети рисуют самостоятельно.
  • Художественно-продуктивная деятельность:
  • Рисование солью: «Разноцветные узоры», «Снегири».
  • «Акварель плюс соль».

Можно познакомить детей с техникой рисования «акварель плюс соль». Предложить нарисовать радугу и сразу же хорошенько посолить весь лист. Что же происходит с рисунком? При попадании на непросохший слой краски, соль собирает воду и отталкивает пигмент.

Благодаря этой способности вокруг кристалликов соли образуются светлые пятнышки неопределенной формы. В зависимости от величины крупинок

соли, пятнышки можно получить разной величины.

  • Работа с родителями: 
  • Оформить папки – передвижки: «Соль-друг, соль-враг», «Полезные советы».
  • Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
  • Рекомендации: «Проведите простые опыты с детьми дома»
  • Памятка: «Удивительные истории о соли».
  1. Заключительный этап:
  • Выявление уровня знаний детей на тему проекта.
  • Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.
  • Обработка и оформление результатов проекта.

Вывод: Благодаря исследовательской деятельности в ходе проекта, выяснили:

  • Соль является интересным материалом для проведения опытов и творчества.
  • Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей.
  • Сформировались начальные навыки экспериментирования.
  • Научились рисовать солью.
  •  У родителей повысился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

Теперь мы знаем, что самая простая соль - творит чудеса!

Список литературы:

  1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007.
  3. Воробей И. С ознакомление с окружающим через познавательно – практическую деятельность в группе «Фантазёры» Мозырь ООО ИД «Белый Ветер»,2004.
  4. Интернет ресурсы.

Фотоотчет:

«Опыты с солью»

   

       

Рисование солью: «Разноцветные узоры»

     

Лаборатория


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- исследовательский проект на тему "Волшебная соль"

Каждый день мы употребляем в пищу соль, имеем представление о ее пользе и вреде, но не знаем о ее «волшебных» свойствах, и о том, где и как ее можно использовать в творческой деятельности....

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Волшебная соль»

Когда мне было  предложенно провести открытое занятие  для молодых педагогов , я выбрала эксперементирование. Всем почему то не всегда хочется показывать этот вид деятельности, но я загорело...

Фотоотчёт познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Волшебная соль" часть 1

Фотоотчёт познавательно – исследовательской  деятельности в старшей группе  на тему: "Волшебная соль" часть 1...

Познавательно- исследовательский проект на тему "Волшебная соль"

Каждый день мы употребляем в пищу соль, имеем представление о ее пользе и вреде, но не знаем о ее «волшебных» свойствах, и о том, где и как ее можно использовать в творческой деятельности....

Тема « Волшебная соль»

познакомить детей со свойствами и применением соли....

проект для старшей группы На тему: «Волшебная соль».

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №38 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области.    Инфо...

Познавательно - исследовательский проект для детей группы общеразвивающей направленности (6-7 лет) на тему: «Волшебная соль»

Каждый день мы сталкиваемся с самыми обычными и в то же время удивительными по своим свойствам  веществ. К таким веществам относится самая обыкновенная соль, та, что у нас на столах. Соль - одно ...