Фенологический проект "Клён"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Крюкова Ольга Александровна

Мир вокруг нас стремительно меняется. Перед учеными и практиками  стоит задача осуществления эколого-валеологического образования, начиная с дошкольного возраста. Экологическое воспитание занимает особое место в развитии ребенка. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Высокий потенциал умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности ребенка дошкольного возраста помогают активно познавать окружающий мир. Все это реализуется через  речевое общение, наблюдение, экспериментирование, восприятие художественно- литературных произведений и т. д.

Дети с речевыми нарушениями в наибольшей степени нуждаются в наглядном представлении предметов и явлениях окружающей природы в разное время года, как ведут себя представители животного мира, какие предметно- следственные связи существуют в природных явлениях.

Проектная деятельность позволяет объединить все процессы изучения окружающего мира и систематизировать восприятие информации. Проект позволяет  объединить  теорию и практику, заключает в себе не только постановку умственной задачи, но и практическое ее выполнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_klen.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

Проект «Клён»

для  детей подготовительной группы

 

                                                   Выполнила:

Крюкова Ольга Александровна

                                                                         ГБДОУ детский сад № 39                        

Санкт-Петербург

2021

Пояснительная записка

Мир вокруг нас стремительно меняется. Перед учеными и практиками  стоит задача осуществления эколого-валеологического образования, начиная с дошкольного возраста. Экологическое воспитание занимает особое место в развитии ребенка. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Высокий потенциал умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности ребенка дошкольного возраста помогают активно познавать окружающий мир. Все это реализуется через  речевое общение, наблюдение, экспериментирование, восприятие художественно- литературных произведений и т. д.

Дети с речевыми нарушениями в наибольшей степени нуждаются в наглядном представлении предметов и явлениях окружающей природы в разное время года, как ведут себя представители животного мира, какие предметно- следственные связи существуют в природных явлениях.

Проектная деятельность позволяет объединить все процессы изучения окружающего мира и систематизировать восприятие информации. Проект позволяет  объединить  теорию и практику, заключает в себе не только постановку умственной задачи, но и практическое ее выполнение.

Проектная деятельность позволяет, опираясь на собственный опыт, направить ребенка на процесс взаимодействия с окружающим миром, освоение окружающей среды. Это  один из немногих методов, позволяющих вывести педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир.

Кроме того, проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Личное восприятие окружающего мира помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший  природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.

Актуальность проекта

Проект «Клён» позволяет   расширить знания  о характерных особенностях  деревьев, ярко демонстрирует природные изменения, связанные со сменой времени года  и способствует творческому и речевому развитию ребёнка. Тематика проекта находит отражение во всех видах совместной деятельности: в игровой, познавательной;  в мероприятиях по нравственному, трудовому, физическому воспитанию и т.д.

Участие детей в проекте «Клён» позволит максимально обогатить знания и представления о деревьях, о дереве в окружающем мире, об осени, ее характерных признаках, воспитать уважение и любовь к окружающему миру, бережное отношение к нему, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.

Постановка проблемы

Самый доступный для изучения объект -это дерево. Они окружают нас постоянно. Мы можем наблюдать за ярко выраженными сезонными  изменениями круглогодично. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания и  часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.

Дошкольники имеют ограниченное представление взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами. Они не воспринимают значимость деревьев  в нашей жизни, что состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

Цель проекта

Выяснить представления детей о дереве клён, провести наблюдение за изменениями жизни дерева в разные сезоны года и поддерживая естественный интерес ребенка к природе, сформировать эстетическое восприятие окружающего мира, а также формировать экологическую грамотность детей. 

Задачи проекта

Образовательные:

  • формировать у детей представление о деревьях;
  • формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

  • развивать умственные операции сравнения и обобщения;
  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать   новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
  • приобретать детьми опыт исследовательской   деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;   
  • воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Паспорт проекта

Тип проекта: проектно – исследовательский

Вид проекта: групповой

Сроки реализации: долгосрочный

Участники проектной деятельности: воспитатели, учитель-логопед, воспитанники подготовительной группы

Ожидаемые результаты

  • сформирование знаний  у старших дошкольников о дереве «Клён» в разное время года;
  • сформировать  знание о строении дерева «Клен»;
  • развитие у ребёнка фантазии, эмоциональности; активизация словарного запаса;
  • получение удовольствия от выполненной работы в коллективе детей;
  •  совместной творческой поисковой практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;

Предварительная работа

  1. Определение проблемы, цели, задач проекта
  2. Изучение методической литературы
  3. Пополнение развивающей среды (иллюстрации, картинки, художественная литература, альбомы, дидактические игры)
  4. Создание картотек: по теме «Клен», «Времена года», «Экология»
  5. Создание папки –передвижки «Времена года», «Экология»
  6. Подбор художественной литературы.
  7. Подбор пособий для работы с детьми.
  8. Выбор основных мероприятий.
  9. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
  10. Составление перспективного плана работы с детьми 

Методы и формы работы 

Методы исследования: наблюдения во время прогулок, исследования на прогулках, рисование и лепка, игра, беседа, знакомство с литературными произведениями.

Этапы выполнения проекта

Сроки реализации

01.09.2021-31.09.2021

Продукт проекта

  • сформирование знаний  у старших дошкольников о дереве «Клён» в разное время года;
  • сформировать  знание о строении дерева «Клен»;
  • развитие у ребёнка фантазии, эмоциональности; активизация словарного запаса;
  • получение удовольствия от выполненной работы в коллективе детей;
  •  совместной творческой поисковой практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;

Итоговое мероприятие

Викторина: «Кленовые вопросы»

Этапы работы

В совместной деятельности

В самостоятельной деятельности

Создание развивающей среды

1 этап.

Подготовительный.

Введение в проблему.

Знакомство с понятием фенология.

Значение фенологии в жизни человека.

Знакомство с «Клёном»

Дети наблюдают за клёном на территории детского сада.

Создание картотек: по теме «Клен», «Времена года», «Экология»

Подбор художественной литературы

2 этап.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Проведение занятий с использованием различных методов по образовательным областям.

Отображение знаний в творческих работах.

Подбор пособий и демонстрационного материала, материала для работы и проведения опытно-экспериментальной деятельности

3 этап.

Подготовка проведения итогового мероприятия.

Выявление знаний детей по теме: «Клён»

Применение полученных знаний о природе.

Составление план-конспекта по проведению викторины

4 этап.

Проведение итогового мероприятия.

Викторина: «Кленовые вопросы»

Реализация темы «Клён» через все виды деятельности

Виды детской деятельности по ФГОС ДО

Физическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Речевое развитие

Игровая

Игровое упражнение

«Дует, дует ветер, дует задувает. 

«Найди такой же лист».

Сюжетно – ролевая игра «Семья на прогулке»

Дидактические игры: «Последовательность событий»

«Найди отличия»

 «Во что превратиться семечка?»

«Собери листок» «Найди лишнее»

Игра – перевоплощение «Если бы ты был листочком…».

Словесные игры

«Какой, какая, какое?»

«Закончи предложение»

«Близкие слова»

Коммуникативная

Пальчиковые игры

«Клен»

«Деревья»

Беседы

«Кому нужны деревья»

НОД

просмотр презентаций

Рассматривание репродукций картин

Б.Кустодиев

«Осень в провинции. Чаепитие»,

И.Остроухов

«Золотая осень»,

Ф.Васильев

«Болото в лесу. Осень»,

И.Левитан

«Осенний день. Сокольники»

НОД: составление рассказов…

Познавательно – исследовательская

Физкультминутка

НОД: исследовательская деятельность

НОД: ФЭМП

Рисование : игры – путешествия.

Зарисовка внешнего вида, листочков

Квест – игра

Чтение научной литературы

Восприятие художественной литературы

Игра - импровизация

Загадывание загадок про клён

разгадывание кроссвордов

Чтение:

В. Д. Берестов «Клён ты мой опавший»

Сергей Есенин «Клён»

Рассматривание иллюстраций в книгах о деревьях

Клён в разное время года,

НОД

Трудовая

Вырезание

Коллективный труд по уборке территории участка

Работа на экологической тропе

Заготовка и сушка листьев, растений для аппликации, гербария.

Изготовление из разных материалов

Беседа

Конструирование

Выкладывание из счетных палочек

Настольная игра «Разрезные картинки»

Конструктивные игры

 «Соедини по точкам»

«Дорисуй вторую половину»

Оригами

«Кленовый лист»

Составление коллажа

Изобразительная

обводки, трафареты

Творческая мастерская

НОД рисование (гуашь, использование тычка)

«Золотой клён»,

«Осенний букет»

(штампинг )

НОД (лепка/аппликация)

«Отражение в воде»

(пейзаж с использованием природного материала)

НОД рисование

Музыкальная

музыкально – ритмическая игра

«Листопад»

Пение

слушание звукозаписи звуков природы

«Шум ветра»

«Шелест листьев»

НОД музыкальное развитие

музыкально –дидактическая игра

Двигательная

НОД физическая культура

подвижные игры

«Принеси кленовый лист»

«Летит листок»

Подвижные игры

«Найди и принеси красный (жёлтый, зелёный) лист»,

Сбор разноцветных листьев.

игра – импровизация

Пальчиковая игра

Итоги

Реализация данного проекта оказала благотворное влияние на всех её участников. Развились творческие способности детей. В результате работы над проектом повысился уровень осведомлённости детей об окружающем мире. Закрепились знания детей о сезонных изменениях в природе, о разнообразии окружающего мира, о взаимодействии в природе, об экологии. Развился кругозор детей, наблюдательность, любознательность. Так же проект способствовал развитию грамматической связной речи, обогатился словарь дошкольников, и повысился интерес к занятиям. В ходе проекта прививалась любовь к природе и бережное отношение к ней. Был достигнут положительный эмоциональный отклик у детей при отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности.

Список  использованной литературы:

1.Веракса Н.Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: подготовительная группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 144с.

3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 128 с.

4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Подготовительная группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 112 с.

5. О клене

6. О растениях

7. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология. Фенологические и экологические рассказы и загадки.

Можно использовать во всех видах деятельности....

Формирование элементарных фенологических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Формирование элементарных фенологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Наглядные пособия. Техника создания фенологического дерева....

Статья «Детский фенологический журнал, как инновационная форма работы по естественнонаучному образованию дошкольников»

В данной статье  рассказывается , о том, как воспитатели ДОУ со своими воспитанниками проводят наблюдения за фенообъектами и феноявлениями....

Фенологическая характеристика языковой интуиции.

В данной статье рассматриваются этапы и предпосылки возникновения языковой интуиции, связь развития языковой интуиции ребенка с его интеллектуальным развитием. Статья написана на основании изучения тр...

Дневник фенологических наблюдений

Дневник фенологических наблюденийДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Фенологическое наблюдение "Птицы рядом с нами"

Фенологическое наблюдение за горихвосткой с детьми подготовительной к школе группы...