Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группе «Подвиг трудового народа»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

       Развивающий характер ООД  позволяет способствовать патриотическому воспитанию дошкольников через актуализацию знаний о трудовом подвиге чувашского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» Г.  КОЗЛОВКА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Конспект интегрированного занятия

с  детьми подготовительной к школе группе

«Подвиг трудового народа»

Пояснительная записка.

       Представленный конспект  организованно образовательной деятельности   – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

       Развивающий характер ООД  позволяет способствовать патриотическому воспитанию дошкольников через актуализацию знаний о трудовом подвиге чувашского народа.

      Знакомство с содержанием данной темы должно помочь дошкольникам сделать ещё один шаг вперед  по формированию нравственно  патриотических чувств,  осознания своей принадлежности к историческим судьбам Родины, способствовать формированию личности гражданина.

     Применение ИКТ позволяет обеспечить целостное восприятие, осмысление и  прочувствование  предоставляемого материала.

Тема:  интегрированное занятие для подготовительной к школе группы «Подвиг трудового народа», посвященный трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

 Цель: способствовать патриотическому воспитанию дошкольников через актуализацию знаний о трудовом подвиге чувашского народа в период строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширить знания детей  о строительстве Сурского и Казанского оборонительных рубежей, о значении их возведения в годы войны;

2. Уточнить знания детей об орудиях труда, которые использовались при возведении оборонительных рубежей.

Развивающие:

1. Развивать интерес подрастающего поколения к историческому прошлому Родины, к трудовому подвигу нашего народа в годы Великой Отечественной войны;

2. Повышать мотивацию к познавательной деятельности.

Воспитательные:

1. Формировать чувство гордости за своих земляков;

2. Воспитывать чувство коллективизма.

Место проведения: музыкальный зал.

Оборудование и методические  материалы:

- мультимедийный проектор, ноутбук, презентация;

- слайды о строительстве Сурского рубежа;

 - фонограмма песни «Пусть всегда будет солнце,

-  макеты колосьев,

- варежки, перчатки, валенки, игрушки, шарфы, шапки,

- ножницы, клей,

 - элементы логотипа Года, посвященного подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей;

- ватман.

Методы и приемы: Мотивация, беседа, демонстрация, игра, групповая работа,  анализ деятельности.

Предварительная работа: чтение и заучивание стихов и рассказов о войне,  чтение рассказов о подвигах солдат, просмотр видео и фото военных лет. Рассматривание картин и репродукций на тему войны.

Ход занятия.

      Дети заходят в музыкальный зал и встают в круг.

Звучит  детская песня «Солнечный круг».  На экране 1 слайд.

      Воспитатель: ребята, скажите,    о чем эта песня?  Почему мальчик написал такие слова: «пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!»    (ответы детей)

     Да, вы правильно сказали. В  истории людей были такие времена, когда больше всего страдали дети, теряли мам, не видели мирного неба над головой… Что же это за времена такие?

    Дети:  Это когда была война.     (2 слайд)

Воспитатель: Это была очень страшная война. Фашисты очень хотели захватить нашу страну, поработить наш народ, но у них ничего не получилось. Целых четыре года день за днём, месяц за месяцем, год за годом сражался наш народ с фашистской армией. И, наконец, одержал победу.

Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины и простые люди стали героями. Как вы думаете, что такое «подвиг»?

Дети: Это смелый, отважный, хороший поступок.

Воспитатель: Как называют человека, совершившего подвиг?

Дети: Такого человека называют герой.

Воспитатель: Правильно, герои. Но герои, это не только те люди, которые совершили героические поступки, но и те, которые своим трудом помогали приблизить  Победу.                

     Сегодня мы с Вами совершим путешествие в историю нашей Республики, а точнее мы с Вами поговорим о том, какую роль сыграл наш чувашский народ  в постройке рубежа обороны, предназначенного для задержания гитлеровских войск во время Великой Отечественной Войны.

Посмотрите на экран.   (3 слайд)

      Чтобы защитить Родину от врагов,  в нашей Республике Чувашия,   было организовано строительство оборонительных рубежей.  На случай, если немцы пойдут вглубь нашей страны, им должны были помешать оборонительные рубежи в глубоком тылу на берегах рек. Так появились Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод. Они должны были задержать войска противников.

     Ребята,  а  что такое оборонительный рубеж? (Ответы детей: оборонительный рубеж – длинная укреплённая полоса, на которой могли расположиться войска, чтобы защищать территорию).        (4 слайд)

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть на карте, где располагались эти оборонительные сооружения. (Дети рассматривают линии оборонительных рубежей на карте, педагог помогает).               (5 слайд)

        Со всех районов Чувашии свозили людей  на рытье противотанковых рвов и траншей.  На территории республики на строительство рубежа  поднялись более ста тысяч жителей. Почти все мужчины к тому времени ушли на фронт, поэтому  «на окопы» отправляли всех, кто мог трудиться, – в основном это были,  женщины, старики и даже дети. Люди жили в землянках, бараках, палатках, шалашах. Людям не хватало пищи.                (6 слайд)

Ребята, а вы бы хотели помочь   труженикам тыла?  Давайте  мы соберем для них с поля  колоски пшеницы, чтобы испечь хлеб.          (7 слайд)

Игра «Соберем колоски».  Играют трое детей. На полу лежат макеты – «колосья пшеницы», корзины. По сигналу дети собирают колоски.

     Воспитатель:  Во время работы постоянно не хватало тёплой одежды, особенно быстро изнашивались рукавицы и обувь. Я предлагаю оказать непосильную помощь  строителям Сурского рубежа. Собрать посылку.  

(8 слайд)

Вам необходимо выбрать теплые вещи для тружеников  и собрать их в коробки.  ( Дети выбирают необходимые вещи, сортируют коробки)

 Игра «Собери посылку».      (9 слайд)

     Воспитатель: И за сорок пять дней в очень тяжёлых условиях наш чувашский народ  сделали практически   невозможное: построили триста восемьдесят километров оборонительных конструкций.            

В целях увековечения трудового подвига, мужества, героизма и самоотверженности участников строительства в 1941 году Сурского и Казанского оборонительных рубежей 2021 год в Чувашии объявлен Годом,  посвященный трудовому подвигу строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей. В память о подвиге тружеников тыла в районах строительства рубежей установлены обелиски и памятные знаки.  Жители Чувашии достойно выполнили свой долг на фронте и в тылу, внесли заметный вклад в Победу.          (10 слайд)          

     Ребята, как вы думаете, какие памятными знаками могут обозначать строительство оборонительного рубежа?  С помощью,  каких предметов   люди  капали, долбили, носили  замершую землю?

Дети: лопата, лом, носилки, кирка.

Чтобы всегда помнить о трудовом подвиге нашего народа по строительству Сурского   и Казанского оборонительного рубежа,  предлагаю вам создать коллаж.                                          (11 слайд)

Проходите за столы.

Дети вырезают приготовленные шаблоны лопат, лома, носилок, людей, деревьев, обелиска  и  наклеивают их на заранее приготовленный  ватман, форматом   А 4 , с изображением Сурского рубежа.

(Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь детям).

Итог занятия.                     (12 слайд)

    Воспитатель: Мы живем в мирное время, но помним и не забываем героев, которые погибли, защищая нас. Жители Чувашии достойно выполнили свой долг на фронте и в тылу, внесли заметный вклад в Победу. Для нас те события навсегда останутся примером трудового героизма чувашского народа. Война явилась тяжелым испытанием для нашего народа. Давайте будем радоваться, и беречь наш чудесный мир.

Список литературы:

Дошкольникам о Великой отечественной войне [www документ] – URL https: //vk. com/club144653355.

О. В. Андреев, М. А. Широкова.  День Победы приближали как могли. Чувашия в годы Великой Отечественной войны. – Чебоксары, Чувашское кн. изд-во, 2020.

Сурский и Казанский оборонительные рубежи / А.В. Ерлыгин. — Чебоксары: Новое Время, 2012.

Чувашия в годы Великой Отечественной войны: /ред. - сост. Р. Н. Григорьева; сост. Р. И. Константинова, Р. В. Степанова. — Чебоксары: Госархив печати ЧР, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по правилам дорожного движения и трудовому воспитанию для детей подготовительной группы

Цели:  Знакомство детей с правилами дорожного движения. Задачи: 1.Познакомить  детей с  правилами перехода проезжей части улицы – по пешеходному переходу, по сигналу светофор...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Быт и традиции русского народа"

Под аудиозапись русской народной музыки Хозяйка располагается в горнице и приветствует гостей...

Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Художественный труд с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Куклы народов Поволжья» Работа с бумагой и бросовым материалом

Конспект по образовательной деятельности. Использование детьми бумаги и пустых бутылочек из-под йогурта в своей творческой работе "Куклы народов Поволжья"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Традиции русского народа»

Цель: Обогащение знаний детей об истории и традициях российского государства....

Конспект интегрированного занятия подготовительная к школе группа «Я и моя семья»

Формировать навыки социальной адаптации детей; закрепить временные ориентации, связанные с возрастом человека; упражнять в образовании полных женских и мужских имен; учить рисовать генеалогическое дре...

Конспект НОД для подготовительной к школе группе: "Народы Сибири"

Цель: расширение представлений детей о народах Сибири на примере эстонцев, украинцев.Задачи:познакомить с историей жизни эстонцев,украинцев;формировать у детей желание узнать больше о народах родного ...

Конспект интегрированного занятия (подготовительная к школе группа) «Люблю берёзку русскую»

Конспект  интегрированного занятия  (подготовительная к школе группа)«Люблю берёзку русскую»...