Тема: Экскурсия в музей Арктики и Антарктики. Возраст: 6-7 лет.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ионцева Наталья Владимировна

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: формирование представлений о природных условиях и животном мире Арктики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smirnova_2.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экскурсия в музей Арктики и Антарктики.

Возраст: 6-7 лет.

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: формирование представлений о природных условиях и животном мире Арктики.

Задачи:

  • формирование представлений о приполярных областях Земли в процессе поисково-исследовательской деятельности (географическое положение, климатические особенности, растительный и животный мир); умение решать проблемные ситуации (определять по месту обитания животных Арктики и других природных зон);
  • развитие познавательной активности, мыслительных операций (обобщение, анализ, сравнение); умения устанавливать причинно-следственные связи; проявлять самостоятельность при принятии решений;
  • содействие воспитанию эмоциональной отзывчивости, интереса к посещению музеев; конструктивных способов взаимодействия с детьми и взрослыми.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Формы реализации детских видов деятельности: игра «Распредели по месту обитания», виртуальная экскурсия, решение проблемной ситуации, физкультурная минутка,

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты Земля;
  • чтение книг об Арктике;
  • игры «Кто где живет?», «Зоологическое лото»;
  • создание макетов на тему «Арктика».

Оборудование: географическая карта, глобус; видео- и аудио- сопровождение;  презентация (слайд-шоу по теме «Арктика»).

Примерное содержание непрерывной образовательной деятельности

Основные этапы

Действия, деятельность педагога и детей

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Создание благоприятного психологического климата

Воспитатель приветствует детей, предлагает подарить друг другу улыбки.

Постановка проблемы 

Воспитатель организует беседу:

Какое сейчас время года?

Какой главный признак весны?

Что мы видим сейчас за окном? (Снег, т.к. уже неделю идет снегопад).

Как вы думаете, что будет с выпавшим снегом? (Будет лежать всю зиму, а весной растает).

А вы знаете, что где-то круглый год – зимой и летом –

Океан укрыт от света толстым белым слоем льда?

Там стоит ужасный холод, пароходы там не ходят,

Лишь большие ледоколы добираются туда.

О чем вы узнали из этого стихотворения-загадки?

Знаете ли вы, где на нашей планете круглый год лежит снег?

Возможно у детей возникнет затруднение или дошкольники дадут частично правильный ответ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Актуализация представлений детей об Арктике и Антарктике

Воспитатель организует работу:

Кто может показать эти места на глобусе или на географической карте? (Двое детей показываю зоны Арктики и Антарктиды на глобусе и на географической карте).

Обратили ли вы внимание, каким цветом на карте обозначены места, показанные …, …? (Белым цветом)

Как вы думаете, это случайный выбор цвета? Почему?

Следовательно, что означает белый цвет? (цвет снега, льда, холода).

Вы правы, белым цветом обозначены на глобусе (и на карте) две противоположные полярные области Земли – самая северная и самая южная – Арктика и Антарктида. Это самые холодные места на планете Земля. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, метут метели.

Сделаем вывод: почему выбран белый цвет для обозначения Арктики (Антарктиды)?

Проблемная ситуация. Виртуальная экскурсия

Ребята, я очень люблю путешествовать, была в разных местах России, а вот в Арктике побывать не довелось. Скажите, а кто-нибудь из вас путешествовал по Арктике? (Нет)

Как вы думаете, мы сможем туда в ближайшее время попасть? (Да, нет, не знаю)

А каким образом это можно осуществить? (купить путевку, отправиться в круиз)

К сожалению, путевка в эти страны трудно купить, как же нам больше узнать об Арктике? (посмотреть фильм или программу по ТВ или в Интернет, почитать книги/ энциклопедии или поговорить с путешественником/ полярником).

Я хочу предложить вам еще один очень удивительный и интересный способ узнать побольше об Арктике. Правда, придется приехать в один из городов России. Посмотрите на слайд – узнаете ли Вы этот город? (Санкт-Петербург).

Знаете ли вы, что в Санкт-Петербурге более 200 музеев, среди которых есть и музей «Арктики и Антарктики». Вы бывали в нем? Разрешите мне провести для вас небольшую виртуальную экскурсию по этому музею? Согласны? (Да)

Что значит виртуальную?

Музею Арктики и Антарктики скоро исполнится 80 лет. В музее есть разные выставки: Природа Арктики, История освоения северного морского пути. На этой выставке собраны экспонаты, рассказывающие о том, как 400 лет путешественники, ученые и военные покоряли и исследовали эти опасные и суровые края. Они настоящие герои нашей Родины: географ Отто Юльевич Шмидт, контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин, полярный мореплаватель Семен Иванович Челюскин, летчик Валерий Павлович Чкалов.

Просмотр мультфильма (фрагмент)

Воспитатель предлагает посмотреть фрагмент мультфильма.

Беседа

Воспитатель организует беседу:

Что нового вы узнали из мультфильма?

Как вы думаете, на каком транспорте можно попасть в Арктику? (На ледоколе)

А могут ли в Арктике постоянно жить люди? (Да, это коренные народы: коряки, чукчи, эвенки, ханты и другие; на полярных станциях живут и работают ученые-полярники).

Кто такие полярники? (Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом).

Что они делают в Арктике? (наблюдают за погодой, жизнью животных и передают свои наблюдения на большую землю)

Россия – это первая страна, которая создала в Арктике полярные станции. Что, благодаря организованным наблюдениям, мы сейчас знаем? (Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Холоднее места не сыщешь во всем мире. Студеный ветер наносит все новые горы снега. Под собственной тяжестью снежные сугробы утрамбовываются и превращаются в лед. И так из века в век.)

Вы правы, в Арктике очень холодно. Ее омывает Северный Ледовитый океан, и он почти весь скован толстым, крепким льдом. Здесь на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются от льда и снега. Растопить лед такое солнце не может. Зимой здесь круглые сутки темно – ночь. Полярная ночь.

Что мы узнали о растительном мире Арктики? (Он очень беден, почти ничего не растёт.)

Почему? (В Арктике очень холодно, растениям не хватает света и тепла).

Вы прав, растительный мир Арктики очень скуден – здесь обитают преимущественно лишайники и мхи, а есть места, где вообще ничего не растет.

Как вы думаете, а какими качествами должны обладать люди, решившие отправиться работать на такой холодный материк?

Посмотрите на слайд. Кто из вас, ребята, назовет эти качества? (умные, сильные, смелые, внимательные, наблюдательные, спортивные, выносливые – настоящие герои, готовые бороться с любыми трудностями, т.д.).

Физкультурная минутка 

Вы правы, полярники – люди смелые, сильные и очень дружные. А вы дружные? Предлагаю проверить…

Беседа

Воспитатель организует беседу:

Как вы думаете, какую одежду носят ученые-полярники? (Утепленные верхнюю одежду, унты, рукавицы, маскировочные накидки).

Какие инструменты нужны им для работы? (Бинокли, фотоаппараты, видеокамеры, планшеты, блокноты, ручки и карандаши, книги).

Полярники – это люди разных профессий: метеорологи – те, которые наблюдают за погодой, врачи – которые исследуют выносливость человека в суровых условиях, моряки на ледоколах, помогают кораблям пройти через льды Северного Ледовитого океана, летчики – доставляющие важные грузы. Среди ученых есть ученые-зоологи. Знакомо ли вам это слово? Как вы думаете, чем они занимаются? (наблюдают за жизнью животных). Есть ли им работа в таком суровом месте?

Игра «Распредели по месту обитания»

Вы правы, несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, в Арктике есть обитатели, которые больше нигде не встречаются.

Приглашаю Вас посетить выставку животных Арктики и поверить, знаете ли вы ее обитателей.

Задача: предложенные изображения животных  распределить на две группы: животных Арктики и жарких стран.

Изображения каких животных Арктики вам встретились? (Белый медведь, тюлень, морж, северный олень, песец, полярная сова, белуха, нарвал)

Есть ли изображения животных, которые вызвали у вас сомнения? Покажите их.

Кто может помочь товарищам: что это за животное?

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Нарвал – это млекопитающее, вес которого достигает до 1,5 тонны, из которых, больше половины веса, это жир. Длина взрослого животного составляет 4,5 метра и 1,5 метра – у детеныша. У нарвалов есть рог длинной 2-3 метра, этот рог еще называют бивнем. Он позволяет нарвалу определять температуру воды. Питаются карвалы кальмарами, осьминогами, рыбой. Они занесены в Красную книгу.

Белые медведи – самые крупные животные на Земле. Они хорошие пловцы, могут часами находится в ледяной воде. Между пальцев у них есть перепонки, на каждой лапе есть 5 длинных когтей, для того чтобы не скользить по льду. У медведя теплый густой мех, белый мех делает его незаметным на снегу. Он умеет строить берлогу из снега, питается рыбой, тюленями.

Морж обитает в морях Северного Ледовитого океана. Длина его тела достигает 4-5 метров. Весит он тонну и даже может достигать двух тонн, жира у моржа может быть до 300 кг. Кожа у животного толстая, крепкая. Усы – густые, жесткие, а на морде – два клыка. При помощи этих клыков морж защищается от врагов, нападает даже на белого медведя, а также пропахивает дно, вытаскивая ракушки, осьминогов, кальмаров, то есть небольших животных, которые живут в морской воде.

Практическая работа (работа на индивидуальных листах)

Свои наблюдения полярники-зоологи заносят в специальные тетради – дневники.

Предлагаю вам тоже зафиксировать свои знания о белых медведях.

Рассмотрите страницу. Как вы думаете, что нам предстоит делать? (Необходимо подобрать картинки с любимой едой животных: белого медведя, моржа и тюленя). – Проверим, как справились с заданием – но, проверим не у себя, а у своего товарища. Разделитесь на пары, проверьте.

Какой вывод сделаем?

Практическая работа (составление афиши-рекламы)

Наша экскурсия подходит к концу, у меня от нее очень замечательные впечатления остались. А у вас?

А хотелось бы вам с папами и мамами, бабушками и дедушками побывать в настоящем музее Арктики и Антарктики? Что для этого нужно сделать? (Приехать в город Санкт-Петербург)

Предлагаю вам сделать для ваших родителей афишу о выставках этого замечательного музея.

Из данных фотографий некоторых экспонатов музея выберите одну из самых главных, разместите ее на афишу

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия

Воспитатель организует беседу:

Как называется музей?

Какие люди живут в Арктике?

Кто из обитателей Арктики вам больше всего понравился?

Почему крокодил не сможет жить в Арктике?

Что для тебя было трудным?

Какое у тебя настроение после экскурсии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Экскурсия в музей ложки.»

  Вызвать интерес у детей к истории возникновения деревянной ложки, понимание того, что ложки были придуманы человеком и сделаны его руками, когда появилась потребность в этих предметах и ...

Непосредственно организованная деятельность с детьми старшей группы на тему "Экскурсия в музей ложки"

Данная встреча позволит вызвать у детей интерес к истории возникновения ложки, продолжить знакомство с народным декоративно-прикладным искусством (Хохлома), воспитать в детях чувство гордости за свою ...

Конспект бинарного занятия педагога-психолога и воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Экскурсия в музей волшебных вещей"

Взаимодействие педагога-психолога с воспитателем в решении следующих задач: - учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания;- закреплять знание правил добро...

Конспект НОД по теме "Экскурсия в музей детского сада"

Конпект интегрированного занятия по окружающему миру и ручному труду с элементами экспериментирования....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Экскурсия в музей ложки.»

Тема: «Экскурсия в музей ложки».     Цель: 1. Вызвать интерес к истории возникновения ложки, понимание того, что ложки были придуманы человеком и сделаны его руками, когда появилас...

Конспект образовательной деятельности Тема: «Экскурсия в музей изобразительных искусств».

Данный материал предназначен для педагогов и педагогов изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе.Конспект составлен в соответствии с новыми требованиями ФГОС.Также приложен Анал...