Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в лесную школу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пушкарева Елена Владимировна

Конспект разработан для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 64 «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию

«Путешествие в лесную школу»

(старшая группа)

Разработала: Пушкарёва Е.В.

 воспитатель

2020 год

Цель: создание условий для развития коммуникативных качеств личности воспитанников в процессе игровой и познавательной деятельности.


Задачи:
- способствовать развитию общей культуры поведения, бережного отношения к природе;

- создать условия для развития связной речи, мышления, внимания, памяти;
- обеспечить условия в заинтересованности детей к самостоятельному решению задач познавательного и творческого характера;
- создать условия для ознакомления с профессией лесника, ее особенностями.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о лесе, его жителях.  Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображение леса.  Поход в лесопарковую зону города Смоленска «Выходной день вместе с родителями».

Методы и приёмы:

Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, сюжетно-ролевая, дидактическая игра, сюрпризный момент, ситуация выбора, слушание пения птиц и звуков леса, пояснение, указание, поощрени.

Оборудование:

 Воздушный шарик, конверт с письмом, игрушка – заяц, разрезные картинки, презентация слайдов леса, аудиозапись со звуками леса и пение птиц, листья деревьев: большие и маленькие, картинки с изображением деревьев, картинки с изображением частей дерева, картинки с изображением «домиков» животных леса, картинки с изображением животных леса, альбомные листы, акварельные краски, кисточки, стаканчики-непроливайки с водой, цветные карандаши, простые карандаши, ватные палочки, пластилин, доски для лепки, клей ПВА, скорлупа грецких орехов, картинки с изображением лесника и сторожки.

Ход

Педагог выходит в центр ковра и привлекает внимание детей, читая стихотворение:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

(Дети подходят к воспитателю, и делают круг, взявшись за руки).
- Я улыбнусь, вам и вы улыбнётесь, друг другу, чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение.
- Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик. Откуда он мог здесь появиться? Что-то на ниточке шарика привязано. Как вы думаете, что это? Конечно письмо, давайте его прочитаем.

(Педагог читает письмо)
Здравствуйте ребята!
Пишет вам лесник. Из нашего леса совершенно исчезли совы. Возможно, они перелетели в ваш город. Не могли ли вы хорошенько разузнать, не появились ли они в вашем городе? Возможно, что они из-за нехватки пищи перелетели в город поближе к человеческому жилью. Помогите, пожалуйста, вернуть сов обратно к нам в лес.
- Здесь приглашение в гости на лесную поляну, от дедушки лесника.

- Ребята, а вы знаете, кто такой лесник? Где он живет? Как называется его дом, который стоит в лесу?

- Лесник - это человек, который следит за лесом, за деревьями, зверями. Его дом — сторожка. Лесником называют лесного сторожа, он охраняет лес. Этот хозяин должен хорошо знать свой лесной участок. На такое изучение территории уходят многие годы. Поэтому лесник должен быть местным жителем, хорошо знакомым с окрестностями. Хороший лесник знает свою территорию до мельчайших подробностей, и любые изменения не ускользнут из его внимания. Он тотчас определит, где без разрешения пасли скот или пропали деревья, появились признаки надвигающейся болезни леса (например, нашествие гусениц или болезнь животных). Лесник ведет большую работу по предупреждению лесных пожаров. Ведь любой костер, не потушенная спичка, брошенный окурок становятся причиной гибели лесов в огне. Справиться с лесным пожаром очень сложно, иногда невозможно. Поэтому так важна работа по предупреждению пожаров.
Лесник — друг всем животным и растениям леса. (Воспитатель обращает внимание детей на доску).
(На доске картинки, на которых изображён лесник и стожка - дом лесника).
- Ну что, ребята, вы поможете леснику?

- Тогда отправляемся в путешествие!
- А кто же покажет нам дорогу? Вот здесь в письме написано, что покажет дорогу нам старый знакомый лесника. Кто он — нам нужно угадать. Нужно собрать разрезные картинки.

(Дети подходят к столу и собирают разрезные картинки, на картинке изображен заяц).
(Появляется заяц – мягкая игрушка)
- Дорогу нам покажет зайчик. Давайте его попросим.
Заяц, заяц – расскажи,
Заяц-заяц, покажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку.
Заяц: Конечно, покажу.
- Начнем наше путешествие? Но как нам попасть в лес? На чем можно отправиться в путешествие? Давайте поедем на автобусе. При помощи считалки выберем водителя. Но в автобус садится тот, кто назовёт слово – определение настоящего, живого зайца. Какой он?
Дидактическая игра «Подбери слово».
(Дети по очереди называют слова, например: пушистый, белый, быстрый, серый, трусливый, лопоухий и т.д.)
- Молодцы, а если у зайца длинные уши, то он какой?
- А если длинные ноги?
- Быстрые ноги?
- А можно сказать про зайца – длиннохвостый? (обоснованные ответы детей)
- Значит он какой? Короткохвостый или говорят куцый (попросить ребят повторить слово «куцый» и дать ему разъяснение).
- А что заяц ест? Значит он какой?
(Дети садятся в автобус и едут под музыку).
- Вот мы и приехали в лес. Как красиво! Давайте посмотрим, какие красивые деревья на полянке. Прислушайтесь. Что вы слышите? (просмотр презентации, состоящей из слайдов, на которых изображён лес, педагог включает аудиозапись со звуками леса и пением птиц).

- А как себя нужно вести в лесу?

- Правильно - не шуметь, не кричать, не пугать лесных обитателей, не мусорить, не разводить костер, не разорять жилища животных, не ломать веток, не вытаптывать траву, не трогать животных и насекомых, это может быть опасным.
- Ребята, посмотрите на полянке стоят столы и есть доска как у нас в группе. Как вы думаете что это?

- Конечно это лесная школа.

- Ребята, посмотрите, на полянке много опавших листиков. Какие красивые листочки, подойдите и каждый, возьмёт себе по одному. У кого большие листочки садятся за один стол, у кого маленькие за другой. Давайте сядем за столы, а зайчик с нами поиграет в игру.

(Дети рассаживаются за столы)
Дидактическая игра «Назови дерево»
- Какие деревья растут в лесу? (дети отвечают на вопрос и выкладывают на столе картинки).
- Назовите и покажите части дерева (дети называют и показывают картинки).
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
- Молодцы. Мы забрались далеко в лес. И вот мы видим что-то очень интересное и необычное. Что это? (Это чей-то домик) (показ)
- Значит, кто-то в нем живет. Кто? (животное)
- В лесу живут дикие животные или домашние? А чем они отличаются?
- Правильно, дикие животные сами строят себе домики, или занимают чужие, брошенные домики.
(показываю картинки)
- Это логово. Кто в нем живет?
- Это дом медведя. Как он называется?
- А это что? (нора). Кто в ней может жить?
- Как называется домик зайца? Такого названия нет, потому что у зайца нет домика.
(На доске картинки домов животных, и зверей. Нужно определить, кто в каком домике живёт).
- Попробуйте составить предложение со словами «белка» и «дерево».
Физминутка.
Раз подняться, подтянуться,
Два согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка, (раз, два, три)
На четыре три кивка,
Пять - руками помахать, 
Шесть – тихонько сесть.
Игра «Буквы заблудились»
- Помните, к нам прилетел шарик, что было привязано на нитке? Кому мы должны помочь? Что случилось в лесу?
- Давайте с вами ребята поможем леснику. Отгадаем загадку.
- Посмотрите, ребята, здесь что-то написано. Это какое-то слово, но мне его не прочитать. Помогите мне, пожалуйста. Расставьте цифры по порядку от 1 до 4, и прочитаем, что получится, (дети расставляют буквы вместе с цифрой по порядку). Получилось слово «сова».
- Назовите звук, с которого начинается это слово? Назовите слова, которые начинаются на звук [с]? А какой последний звук в этом слове? Назовите слова на звук [a].
- Молодцы ребята, а сейчас в лесной школе мы с вами нарисуем, раскрасим, вылепим сов.

- Подойдите, пожалуйста, к столу и выберете себе понравившуюся картинку.
(Педагог вместе с детьми определяют, какую работу будет выполнять каждый ребёнок (раскрашивать цветными карандашами, красками, ватными палочками или скатывать шарики из пластилина и приклеивать скорлупки орехов).

Дети рассаживаются за столы.

- Для предстоящей работы подготовим свои ручки и пальчики.

Пальчиковая гимнастика О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой

1) Дружно пальчики сгибаем,

    Крепко кулачки сжимаем,

    Раз, два, три, четыре, пять

    Начинаем разгибать.

(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение 3  раза).http://netnado.ru/e-a-nefedova-palechikovaya-gimnastika/4644_html_2b3e42e9.png

2) Только уставать начнём

Сразу пальцы разожмём.

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжём.
(Дети вытягивают руки вперёд, растопыривают пальцы, напрягают их как можно сильнее, а затем расслабляют, опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют четверостишие 3 раза).

3) Наши пальчики сплетём

И соединим ладошки.

А потом как только можем

Крепко-накрепко сожмём.

(Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют 3 раза).

- Вот наши пальчики и мы готовы к работе, приступайте!

Самостоятельная деятельность детей. (Педагог включает запись со звуками леса). Во время выполнения детьми работы педагог советует, подсказывает, поощряет.

 Выставка работ
- Посмотрите, какие красивые совы у вас получились, у всех разные, интересные работы.
- Мы с вами выполнили задание и вернули в лес сов. Это очень полезные птицы они ловят грызунов, спасая посевы. 

- Вы все молодцы!
- Лесник очень рад, что мы помогли ему. Но нам пора в садик, обратно. Лесник нас угостил медом, чтобы мы попили чаю в детском саду. И ещё он нам передал шишки. Как вы думаете для чего? Конечно, мы с вами будем делать поделки.
- Давайте зайчика посадим под ёлку, и попрощаемся с ним. До свидания зайчик, до новых встреч.
- Садимся в автобус, поедем обратно в детский сад. (Дети едут в автобусе под музыку).
- Понравилось вам наше путешествие? Что больше всего вам понравилось? А с какой профессией мы познакомились сегодня? Кто такой лесник? Теперь вы точно знаете, что это нужная и благородная профессия.
- Я думаю, мы сегодня хорошо поработали. Вы – молодцы! Настоящие путешественники. Мне было очень приятно совершить вместе с вами это путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие в лесную школу"

Конспект непосредственной образовательной деятельности на английском языке в подготовительной группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие в лесную школу"

Презентация к конспекту непосредственной образовательной деятельности на английском языке "Путешествие в лесную школу"...

Конспект совместной деятельности взрослого с детьми «Лесная школа»

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Лесная школа» (ручной труд с использованием здоровьесберегающей технологии «пальчиковая гимнастика»)....

конспект нетрадиционного комплексного занятия на тему: "Лесная школа". Вторая младшая группа.

КОНСПЕКТ  нетрадиционного комплексного занятия     на тему : « Лесная школа»....

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в лесную школу».

Современный метод, которым пользуются не только учителя начальной школы, но и педагоги подготовительных групп детских образовательных учреждений (ДОУ), является звуковым аналитико-синтаксическим. Это ...

Конспект познавательно-развлекательного мероприятия «Лесная школа здоровья»

laquo;Лесная школа здоровья» Тема познавательно-развлекательного мероприятия: «Лесная школа здоровья». Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие&raqu...