Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе «Птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Знакомство с многообразием птиц. Уточнение названия часто встречающихся перелетных птиц, их особенностей, выделение существенных различий. Знакомство детей с понятиями«лететь клином», «косяком», «стайкой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Знакомство с многообразием птиц. 24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЦКМ

в средней группе «Птицы»

Задачи:

1. Дать детям общее представление о многообразии птиц.

2. Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц, их особенности, выделить существенные различия.

3. Познакомить детей с понятием «лететь клином», «косяком», «стайкой».

4. Рассказать детям, почему улетают птицы на юг.

5. Упражнять детей в образовании сложных прилагательных, употреблении глаголов.

6. Воспитывать доброе отношение к птицам.

Оборудование: кукла би-ба-бо «Ворона»; иллюстрации с изображением перелетных и зимующих птиц; презентация про птиц и оборудование для показа презентации.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».

1. Организационный момент.

Друг к другу лицом повернулись,

Дружно улыбнулись,

Руку правую подали,

Руку левую пожали.

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Дети: Все готовы заниматься.

Будем очень мы стараться!

2. Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, у нас опять гостья. Отгадайте, кто она.

Особа всем известная,

Она крикунья местная.

Дети: Ворона.

Воспитатель: Правильно. Ребята, к нам прилетела наша подружка Ворона. Послушайте, пожалуйста, ее.

Ворона:

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы улетели неизвестно куда.

Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад.

Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти.

Ребята, помогите, пожалуйста! Помоги мне найти их, куда они делись? Каррр»

Воспитатель: Ребята, поможем Вороне?

Дети: Да.

Воспитатель:Я думаю, что наши знания и умения нам помогут найти птиц.

Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? 

Дети: Перелетные.

Воспитатель: А птиц, которые остаются с нами? 

Дети: Зимующие.

Воспитатель: В какое время года птиц больше? 

Дети: Летом.

Воспитатель: Почему? 

Дети: И зимующие, и перелетные.

Воспитатель: Как вы думаете, куда улетели птицы, которых ищет ворона?

Дети: На юг.

Воспитатель: В какое время года они возвращаются? 

Дети: Весной.

3. Физкультминутка.

«Птички»

Птички начали спускаться, на поляну все садятся.

Предстоит им долгий путь, надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу, пролететь нам надо много.

Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора.

4. Презентация про птиц.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с перелетными птицами. Давайте я вам немножко подскажу с помощью загадок.

Она летом мошек ловит,
Гнёздышко из глины строит.
Коль летает высоко,
Значит дождик далеко,
Если же летает низко,
Это значит дождик близко.  
(ласточка)

Не ворона, не синица

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку

Раздалось вокруг «ку-ку».    (кукушка)

Кто в саду выводит трели

На рожке и на свирели?

Знать опять среди ветвей

Поселился …                            (соловей)

Всех перелетных птиц                          

черней, 
Чистит пашню от червей, 
Взад-вперед по пашне вскачь, 
А зовётся птица
...                        (грач)

На шесте дворец.

Во дворце певец,

Как зовут его?                             (скворец)

Пробегает по дорожке 
На коротких тонких                          

ножках. 
Часто хвостиком трясёт, 
И под крышею живёт. 
Комары её закуска. 
Это птичка - …
                           (трясогузка)

Воспитатель: Молодцы ребята, всех птичек мы с вами отгадали. Посмотрите, вот эти птицы улетают в теплые края осенью и прилетают к нам обратно на Родину весной. Они совершают перелеты, поэтому их и называют? (перелетными) Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются на Родину, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают их всякими червячками, гусеницами, мухами. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. 

5.Игра:  «Чей детёныш?» (с мячом).

У грача - грачонок и грачата.

У скворца - скворчонок и скворчата.

У журавля - журавленок, журавлята.

У лебедя - лебеденок, лебедята.

У утки - утенок, утята.

У аиста – аистенок, аистята.

У гуся – гусенок, гусята.

6. Пальчиковая гимнастика: «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это - развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

7. Игра: «Будь внимательным»

Воспитатель:Я вам буду называть только птиц, но если я ошибусь, меня надо остановить. Итак, начинаем:
а) Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи-цокотухи….
б) Прилетели птицы: цапли, дятлы, вороны,  макароны…
в) Прилетели к нам воробьи, совы, лебеди, комары…

8. Упражнение:  «Скажи одним словом»

Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

9. Заключение.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

- О каких новых перелетных птицах вы узнали?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) по теме: «Зимующие птицы»

Расширять представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы»....

Конспект занятия – досуга для средней группы «Но, лошадка, но, лошадка, но, лошадка поскачи И ребяток, и ребяток на прогулку повези!» Конспект занятия – досуга для средней группы «Но, лошадка, но, лошадка, но, лошадка поскачи И ребяток, и ребяток на прог

Цель: знакомить детей с малыми фольклорными произведениями (потешками) закрепить знания о знакомых потешках, воспитывать любовь к родному языку через фольклор.Задачи:- создать радостное настроен...

Конспект занятия для детей средней группы с ЗПР «В стране зимующих птиц»

Цель: формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)....

Конспект занятия для детей средней группы с ОНР по теме: "Зимующие птицы"

Коррекционно-развивающее занятие для детей средней группы с ОНР. Обобщает знания детей о приспособлении птиц к зиме. Устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями (стало хо...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе: задачи, материалы, ход занятия....