Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы. «Леса и горы и моря – всё называется – земля!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ   экологической культуры

 

Задачи:

- Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.

- Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.

           - Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 «Золотой ключик» город Таштагол

Конспект занятия по экологическому воспитанию

для детей старшей группы.

Тема занятия:

«Леса и горы и моря – всё называется – земля!»

Составитель: воспитатель Елисеева Марина Ивановна


Таштагол 2021

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ   экологической культуры

Задачи:

- Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.

- Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.

           - Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе. 

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Материалы и оборудование: Банеры обычного дома и «дома-природы», макет земного шара, следы разного размера, игрушка ёжик, листы с экологическими знаками и карточки с природными явлениями на каждого ребёнка, ножницы (на каждого ребёнка, интерактивная доска, загадки, презентация для стихотворения.

Ход занятия

Приветствие: (в зал или группу входят дети старшей группы, их встречает воспитатель в костюме матушки земли)

Здравствуйте ребята какие вы все красивые, вы воспитанники детского сада( Да) А как называется ваш детский сад? (ответы детей)

Да я вижу- вы тут все любознайки, а хотите узнать кто я? (да)

Тогда слушайте загадку - отгадаете и узнаете!

Воспитатель (загадывает загадку):

Её все матушкой зовут, По ней все ножками бегут
Она богаче всех на свете и так красива на рассвете.
Планета голубая, Любимая, родная,

Она твоя, она моя, А называется….
(ответы детей - Земля)

Воспитатель:  Правильно – я матушка Земля, пришла к вам не случайно, хочу о многом рассказать и ваши знания узнать.

Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей.)

Правильно, это макет нашей планеты земля. Она является нашим общий дом.

Ребята  скажите, когда мы ходим  (по снегу, по песку), что мы оставляем после себя?

- Ответы детей (следы)

Верно - подойдите, возьмите по одному следочку и разместите их на нашей планете (дети приклеивают следы с помощью липучек)

Молодцы, а теперь присядьте на стульчики и посмотрите, какие следы вы видите на земле, все ли они одинаковые?

- Ответы детей (большие и маленькие, чистые и грязные)

Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные. Даже если вы их не видите, земля помнит их. Каждый живущий на этой планете, оставляет свой след.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о том, какой же след мы можем оставить на земле.

Вот послушайте:

«Люблю я бегать босиком,
Разбрызгивая лужи,
И оставлять следы потом.
Но солнце землю сушит.
Я на асфальте обведу
Свои следы мелками.
Но ветер тучи принесёт
И смоет их дождями.
А может, краски попросить
И,  извозив сандалии, так на дороге наследить,
Чтоб все об этом знали?
А мне в ответ: Земля твой дом.
Грязь разводить не стоит в нём.»

Воспитатель: Дети, скажите после себя можно оставлять грязь?

- (Ответы детей.)

Правильно и  в своём доме, и в доме природы нельзя развозить грязь.

Земля - общий дом для всех людей.  И каждый человек старается, сделать что–то хорошее для неё, у кого- то получается, у кого-то нет.

Природа сама позаботилась о том, чтобы Земля всегда была в «порядке», призвала на помощь природные явления.

Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления.

- Ответы детей.

Правильно, ветер, дождь, снег, солнце.

 Предлагаю сыграть в игру «Природные явления помощники Земли».

 Для этого нам нужно разделиться на две команды – команда девочек и команда мальчиков, девочки проходят к жёлтому столу и встают полукругом, а мальчики к зелёному столу и тоже становятся полукругом. Обратите внимание, у вас на столах разложены карточки с изображением природных явлений. И так внимание я даю словесное описание природного явления, а вы показываете карточку, на которой изображено это природное явление.

- Приносит прохладу в жаркий день, очищает воздух, пригоняет тучи или раздувает их. (ветер)

 - Над головою словно вата, порой бывают серыми – хмурыми и дождём проливаются, а зимой из них снежинки сыплются.(тучи)

 

- Ему очень рады после долгой засушливой погоды, он даёт земле влагу, смывает с неё пыль и грязь, питает растения, бывает моросящий и проливной, наполняет реки, озёра и моря. (дождь)

- Утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни.

- Оно даёт свет всему живому. Но оно не только светит,  оно ещё и согревает нашу землю. (солнце)

Молодцы, отлично поиграли и немножечко устали, самое время сделать разминку. На весёлую зарядку становитесь за мной по порядку (дети встают полукругом напротив экрана).

Разминка  «Говорит цветку цветок» (физминутка)

Ребята мы с вами сделали зарядку, зарядились энергией и теперь можем отправиться на экскурсию в лес. Хотите?

- Ответы детей.(Да)

Вот только, как мы там сможем оказаться (приём из триз технологии «мозговой штурм» дети предлагают разные версии и даже самые фантастические, затем вместе с педагогом выбирают самое подходящее)

Не переживайте ребята у меня есть один необыкновенный предмет, вот посмотрите (воспитатель достаёт из-за ширмы новое оборудование) это «Колесо  желания», оно помогает очень быстро очутиться там, где пожелаешь. Ребята вставайте полукругом, сейчас как только я начну крутить ручку и приведу в движение само колесо, вы закрываете глаза и под мои  волшебные слова  поворачиваетесь вокруг себя 3 раза. Готовы?

- Ответы детей.(Да)

Начинаем. (дети  кружатся под волшебные слова воспитателя, который одновременно с проговариванием слов, меняет атрибуты:  ставит справа банер с изображением природы, а слева банер с изображением дома, затем по сигналу воспитателя ребята открывают глаза и оказываются в лесу на поляне)

 Воспитатель:

Ребята открывайте глаза и осмотритесь вокруг

«Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою-
Горы, реки и леса,
И поляны и цветы, и, конечно я и ты».

Так, где мы очутились?

- Ответы детей (на природе, в лесу)

Правильно в доме – природы (на природе)

Ребята присаживайтесь на пенёчки и посмотрите,  на эти картины

 частного дома и дома природы, давайте мы эти дома рассмотрим и сравним. (Картины.)

Отчего в нашем доме бывает светло?

-Ответы детей (От лампы.)

А что можно сравнить с лампой в природе?

-Ответы детей (Солнце.)

Верно, солнце освещает и обогревает  Землю.

В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь?

-Ответы детей (Душ.)

В природе ветер, а в доме?

-Ответы детей (Вентилятор.)

В доме есть пол, а в природе? (Земля.)

На полу у нас лежит ковёр, а на земле?

-Ответы детей (Растёт трава.)

В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы?

-Ответы детей (Горы и деревья.)

В природе живут, какие животные?

(Дикие.)

В обычном доме?

(Домашние.)

В природе дикорастущие растения, а в доме?

(комнатные растения)

В обычном доме вода течёт из крана, а в природе, где находится вода?

(реки, озера и моря)

(На лесной полянке появляется грустный, расстроенный ёжик)

Воспитатель: Здравствуй ёжик, что с тобой случилось?

Ёжик: Здравствуйте ребята, как у вас здесь чисто и красиво – вижу все улыбаются, а у нас в лесу везде слышны жалобные голоса, растений, животных, птиц, насекомых и ручейков. Все жалобы я записал в свою записную книжку. Ребята, хотите узнать, кто и на что жалуется?(Да)  

Ёжик: Растения жалуются на то, что люди их вытаптывают и вырубают, насекомые – особенно муравьи просят не разорять их муравейники,

птицы жалуются на грязный воздух, а животные рассказали, что туристы оставляют после себя много мусора и непотушенные костры из-за этого случаются страшные пожары, в которых гибнут их детёныши.

Воспитатель: Ребята разве такой след мы должны оставить после себя – мусор и не потушенные костры, в которых гибнет все живое?

- Ответы детей (Нет)

Воспитатель: Ребята, а давайте, мы с вами сделаем доброе дело, поможем лесу и его обитателям наклеим на наш баннер «Дом природы» экологические знаки о бережном отношении ко всему живому и отдадим его Ёжику, а он вместе с лесными зверями разместит его на лесной дороге, чтобы все жители  и гости нашего города, отправляясь в лес смотрели и помнили, как нужно относиться к своему общему дому – своей родной земле!

Ребята, только знаки нужно вырезать, вы мне поможете? (Да)

Тогда проходите в творческую мастерскую (дети подходят к столам, на которых уже разложены ножницы, заламенированные полоски с экологическими знаками(по 3 на каждой: 2 экологических и 1 по ПДД)

 Возьмите в руки полоски, скажите сколько на них знаков (дети считают и отвечают)

А все ли они экологические?

- ответы детей (нет, 2 по ПДД)

Значит они нам сегодня не понадобится?

- ответы детей (Нет)

Правильно приступайте к работе, вырезайте, и наклеивайте нужные знаки в нужном месте, а ёжик вам будет подсказывать, где какой знак расположить.

(дети выполняют работу под спокойную музыку.)

Воспитатель: Молодцы! Какой плакат замечательный получился.

Ёжик:  Спасибо вам ребята, вы помогли лесу. Теперь люди, глядя на эту картину  будут проявлять только заботу о природе.

Я очень рад, что познакомился с вами, оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я вам дарю записные  книги и желаю записывать в них свои добрые дела. Досвидание. (воспитатель берёт у ёжика записные книжки и вместе с детьми прощаются с ёжиком)

Воспитатель: Помогли мы сегодня ёжику, оставили свой добрый след в его памяти и в памяти других людей на долгое время, пришла пора нам возвращаться обратно в детский сад. (воспитатель вращает колесо, дети с закрытыми глазами кружатся, воспитатель в это время убирает ненужные атрибуты и предлагает детям открыть глаза)

Воспитатель:

Ребята открывайте глаза – вот мы и вернулись обратно в детский сад.

Хочу вас поблагодарить за ваше внимание и активное участие.

Сегодня, ребята наш день прошёл не напрасно, мы сделали доброе дело , кто мне скажет какое?

- Ответы детей (помогли ёжику)

Вы хотите стать друзьями и защитниками природы?

- ответы детей (Да)

Тогда  постарайтесь сделать так, чтобы ваш след был на Земле полезен! 

И на прощанье вручаю вам записные книжки от ёжика, а от себя необыкновенный - радужный карандаш. Для записей добрых дел и красивых рисунков.

Давайте будем беречь планету -
Во всей вселенной похожей нет.
Во всей вселенной только одна
Для жизни и дружбы она нам нужна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Родная земля».

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Родная земля».Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: повышение интереса к истории и природе родного края.Зада...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Путешествие по зимнему лесу»

конспект занятия по формированию экологического представления у детей...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы. Тема: «Растения вокруг нас».

Цель: расширять знания детей о растениях, которые нас окружают. Программные задачи: закреплять знания детей о растениях нашего края; познакомить с лекарственными растениями, рассказать об их поль...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Всемирный день воды».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27945832","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27945835","attributes":{"alt":"","class"...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе. Тема занятия: «Леса и горы и моря – Всё называется – земля!»

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыкально-художественная деятельность».Форма деятельности: совместная деяте...