Доклад на тему «Экологическое воспитание, как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте»
статья по окружающему миру

Важным направлением развития ребенка в детском саду является его духовно-нравственное воспитание и развитие.

Процесс нравственного и духовного воспитания – важная задача педагогики в современном мире, где первое место занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, об отношении людей не только друг к другу, но и к природе, животным и целому миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ekologicheskoe_vospitanie_kak_sredstvo.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание, как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте»

Важным направлением развития ребенка в детском саду является его духовно-нравственное воспитание и развитие.

Процесс нравственного и духовного воспитания – важная задача педагогики в современном мире, где первое место занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, об отношении людей не только друг к другу, но и к природе, животным и целому миру.

С возрастом, когда у ребенка начинается активная жизнь в обществе, ему приходится сталкиваться с различными проблемами и трудностями, где важно понять о взаимоотношениях друг с другом, о ценностях и моментах. Во время этого процесса происходит становление личности ребенка, его мировоззрения, его понимания «что такое хорошо, что такое плохо», а также реакции на поступки других людей и контроль собственного поведения.

 

Духовно-нравственное воспитание идей вплотную связано с экологическим воспитанием. Оно является главным направлением в работе детского сада, конечной целью является формирование нравственно-экологической культуры – видеть красоту животных и растений, создавать благоприятные условия для их жизни, сохранить и приумножить природные объекты, проявлять правильное отношение к окружающей природе.

У полюбившего природу ребенка не возникнет желание бездумно рвать цветы, обижать животных, разрушать гнезда птиц.

Именно природа способствует формированию не только нравственности, но и духовности ребенка, способного к сопереживанию и пониманию добра и зла.

Чтобы научить ребенка видеть красоту природы, педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, таким образом, дети будут брать с него пример.

Практические занятия – это форма работы, которая позволяет реализовать различные педагогические техники работы с дошкольниками, также освоение методики организации и проведение разнообразных методов и форм работы по экологическому воспитанию в детском саду, а затем реализуем их на практике.

Доходчиво и ненавязчиво сформировать у ребенка экологическое сознание, ценность природы, окружающей среды, родной земли – вот что является нашей задачей.

На помощь нам приходят различные формы деятельности:

Занятия:

  • «природа и ее загадки»
  • «ребятам о зверятах»
  • «интересное путешествие капельки».
  • «Строительство экологического города»
  • «как рождается река?»
  • Экскурсия по экологической тропе.
  • Экскурсия в парке, к водоему.
  • «Мой город»
  • «Самарская Лука».

Развлечения:

  • «Мы друзья природы»
  • «Земля – наш общий дом»
  • «Птицы и животные – наши друзья»
  • «Мы знаем и любим природу» (брейн-ринг).

Экологические игры:

  • «Природа и я»
  • «Кто где живет»
  • «Когда это бывает»
  • «Узнай на вкус» (запах).

Можно разработать и реализовать с детьми различные экологические проекты:

  • Экопроект «Маленькая фея»
  • «Подснежник»
  • «Чистая планета».

Экологические акции:

  • «Берегите природу»
  • «Берегите»
  • «Покормите птиц зимой».

Самостоятельно созданные электронные ресурсы, в частности мультимедийные презентации, помогают реализовать задачи экологического воспитания.

  • «сохранить природу – сохранить жизнь»
  • «сохраним Землю»
  • «Самарская Лука»
  • «Экологические проблемы гор. Тольятти».

Содержание данных презентаций посвящено усвоению разносторонних знаний о родном крае и его особенностях, о животном и растительном мире, явлениях неживой природы.

Для формирования у детей чувства сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля «общим домом», привить этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом используются экотренинги. Они дают заметный оздоровительный эффект, снимают психологическую напряженность и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому.

На развитие основ базовой культуры личности, интеллектуальных качеств должны быть направлены наши мероприятия.

Именно эколого-педагогическая деятельность позволяет формировать у дошкольников такие ценности как красота, гармония, родная земля, заповедная природа, духовный мир человека, а так же интерес к жизни, сочувствие ко всему живому, ответственность за участие в общем деле.

Какими вырастут наши дети зависит от нас. Мы должны научит детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Тропинка в природу лежит через труд, любовь к Родине, людям, своему краю. Донести это до наших детей должны не только педагоги, но и родители.

Красота родной природы, человеческого труда, желание сделать свой край еще прекраснее – вот что важно объяснить детям. Приумножение природных богатств, сколько человек вкладывает труда, чтобы леса и озера, поля и реки радовали всех нас.

Разумное использование сокровищ природы – наша задача и успех ее выполнения во многом зависит от того, насколько верно будет экологическое воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста»

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Сюжетно-ролевая игра главный вид деятельности дошкольника. Через неё он позна...

Подвижная игра как средство формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста

Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся средствами игровых технологий в соответствии со стандартами нового поколения...

Консультация для родителей на тему "Экологическое воспитание как средство формирования познавательной активности"

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и...

Презентация на тему «Игра как средство формирования нравственных черт личности детей дошкольного возраста»

Без игры нет и не может быть полноценно развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра...

Экологическое воспитание как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте.

статья по теме "Экологическое воспитание как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте."...