Консультация для родителей на тему "Экологическое воспитание как средство формирования познавательной активности"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Васильева Юлия Самвеловна

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Это эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в современном образовании, поскольку является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание

как средство формирования познавательной активности

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Это эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершенствовать операцией анализа, синтеза, сравнения.

Экологическое воспитание является хорошим средством познавательного развития ребенка, формирования познавательной активности. Познавательная активность – это приобретение знаний через оживленный подъем интенсивности.

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в современном образовании, поскольку является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.

Развитие познавательной потребности ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Появляются вопросы: «Почему?»«Зачем?»«Как?».

Дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой провести «эксперимент».

Экспериментирование – это методическая система экологического воспитания, включающая в себя наблюдение, опыты, поисковую деятельность. Наблюдения проводятся в группе, на прогулке. При специальной организации наблюдений дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки связей, некоторые взаимоотношения внутри сообществ.

Опыты делятся на демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети проводят вместе с воспитателем, с его помощью). Опыты могут быть кратковременные и долгосрочные; как доказательство и опыт исследования.

Поисковая деятельность как нахождение способа действовать.

В процессе экологического воспитания дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым или первооткрывателем. Чтобы формировать познавательную активность через экологическое воспитание необходимо создать условия для развития познавательных процессов поисково-исследовательской деятельности. Одним из условий развития познавательной активности служат развивающая предметно-пространственная среда, грамотно оформленная территория. Это наличие мини-лабораторий, уголка экспериментирования, уголка природы, иллюстраций, фотографий, схем, оформление метеоплощадки и экологической тропы. Все способствует развитию познавательной активности дошкольников.

Работа строится с учетом интересов и потребностей детей. Внедрение различных видов деятельности и включение всех видов анализаторов (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных) позволяют детям реализовать познавательные способности, обогатить словарь, развивать интерес, активность.

Для развития познавательной активности средствами экологического воспитания можно использовать такие формы работы: наблюдение, труд в природе, экскурсии, занятия, беседы, игры, экспериментирование, экологические акции, участие в конкурсах, чтение художественной литературы.

Развивать познавательную активность через экологическое воспитание невозможно без помощи родителей. Их можно привлечь к обновлению и пополнению развивающей предметно-пространственной среды в группе, участию в выставках и конкурсах («Дары осени»«Кормушка для птиц»«Лучший скворечник»), изготовлению плакатов, запрещающих, предупреждающих, разрешающих знаков поведения в природе, созданию алгоритмов проведения опытов.

Только тогда познание детей перейдет на более высокую ступень. Они смогут осознавать взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать объекты, вычленять существенные признаки тех или иных объектов, делать обобщение, выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...

Песочная терапия как эффективное средство формирования познавательной активности младшего школьника c ОВЗ

В данном разделе представлен доклад на тему песочной терапии и ее возможного применения для формирования познавательной активности школьника....

Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

консультация для родителей. Тема. Экологическая среда, как средство формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи.

В работе рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической развивающей среды....

Консультация для родителей "Игровая деятельность – как средство развитие познавательной активности ребенка"

Консультация будет полезна как родителям воспитанников, так и педагогам ДОО. Познавательные интересы детей легче развивать при помощи игры. Задача взрослых помочь детям играть, научить детей игре....

Консультация для воспитателей «Интерактивные игры как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

На сегодняшний день мы уже не можем представить мир без информационных ресурсов. Современное общество требует от нас умения работать с компьютером, иметь хорошую интеллектуально-познавательную базу, у...