Конспект НОД " Птицы осенью"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Якимова Вера Фёдоровна

Конспект НОД " Птицы осенью" предназначен для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД " Птицы осенью"440.2 КБ

Предварительный просмотр:

Якимова Вера Фёдоровна

МБДОУ «Детский сад № 180» г.о. Самара

НОД Тема: «Птицы осенью»

Цели: уточнить представления детей о перелётных и зимующих птицах; познакомить с особенностями поведения птиц  осенью.

Задачи:

Образовательная:

1. Формировать умение выявлять причинно – следственные связи в природе.

Продолжать знакомить детей с характерными признаками осени.

Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в осенний период.

Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

Развивающая:

      1. Развивать диалогическую и монологическую речь и умение отвечать на вопросы в грамматически правильной форме; развивать звуковую культуру речи.

    2.Развивать наблюдательность, внимание, интерес к жизни птиц.

Воспитательная:

Воспитывать чувство любви к родной природе.

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Воспитывать любознательность, сочувствие.

Предварительная работа:

-Наблюдение за птицами во время прогулок.

 - Исследовательская деятельность « У кого какой клюв ?», « Почему    

  птицы летают ? »                          

- Чтение художественной литературы: С. Козлов « Гуси», Прокофьев

 « Снегири», Е. Фейерабенд «Пешим ходом» А. Шевченко «Гнезда»,

  А. Нужина «Воробьи» , Б. Заходер  «Ласточка» , М. Пляцковский

 « Весёлый жилец», М. Клокова «Кукушка», В. Бианки « Подкидыш».

- Прослушивание аудиокассет «Голоса леса».

 - Загадывание загадок.

 - Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.

 - Дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай по описанию»  

 - Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кто, где живет».

 

                                               Ход НОД:

-Ребята ,послушайте стихотворение, которое написал Мухаммади:

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

- Ребята, вот ещё недавно, выходя на улицу, мы слышали радостное пение разных птиц. Почему же сейчас стоит тишина? 

-Ребята, почему многие птицы к зиме улетают, на юг (исчезает корм)  

-Почему улетают не все птицы? (некоторые птицы могут найти корм зимой).

-Давайте, рассмотрим  картинки с клювами разных птиц и подумаем, какие клювы помогают птицам найти корм зимой?

( Показ иллюстрации с изображение дятла)

- Какой клюв у дятла?

- Что может добыть себе дятел с помощью такого клюва?

- Правильно, длинный клюв дятла помогает достать пищу из-под коры, раздолбить шишку.

Слышен стук в лесу недаром,

 Это голос санитара.

 Ствол проверил, все уладил,

 Помогает лесу дятел

(Показ иллюстрации с изображением вороны)

Ворона бывает черная,
Ворона бывает серая,
Ворона — очень проворная,
Шумная и смелая.
Она очень умная птица,
Смышленая и озорная ,
На выдумки — мастерица,
Проказничать любит, играя!

-Вам знакома эта птица? Вспомните, как она поёт?

-Что мы можем сказать про ворону? Какой у неё клюв?

-Ест всё, что найдёт в городе. Городская ворона может распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку

(Показ иллюстрации с изображением голубя)

- Эту птицу вы, наверное, знаете. Обычно люди её зовут к себе за пищей вот так: «Гуль, гуль, гуль». Городские голуби не боятся людей, любимые места, где они собирают пропитание  - улицы и площади  городов.

Стайка серых голубей
К нам на крышу прилетела,
И теперь нам веселей,
Каждый день у нас есть дело:
Крошки хлеба, со стола,
Мы в ладошки собираем,
И из дома выходя,
Голубям своим бросаем!

 (Показ иллюстрации с изображением снегиря, свиристели)

- Кого вы узнаёте на этих иллюстрациях?

- Какой клюв у снегиря?

-Какой клюв у свиристели?

-Какую пищу любят эти птицы?

-Короткий широкий клюв снегирей и свиристелей подходит для срывания ягод рябины, калины.

- А сейчас отгадай те загадку:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка.

И полоска шарфика 

-Правильно, а как вы догадались?

( Показ иллюстрации с изображением синички)

- Почему же именно зимой можно встретить так много синичек в городе, в парке и около нашего детского садика? (синицы спасаются от голода и холода, и прилетают поближе к жилищу человека, ведь здесь им перепадают семена, хлебные крошки, пшено, сало и т. д.)

-А вы знаете, какие запасы делают для себя синички сами?

(Рассказ воспитателя о синичках)

-Ребята, как вы думаете  почему их назвали синичками?

 -Если прислушаться, то можно услышать, как они поют синь – синь, синь – синь).

- А теперь отгадайте вот такую загадку:

Он на юг не улетает!
Всю зиму крошки подбирает!
Не боится кошки!
Собирает у нее под носом зернышки!(Воробей).

  - Молодцы, ребята , правильно отгадали и сейчас я вам предлагаю поиграть

-Физкультурная минутка « Воробьи- воробышки»:

«Воробьи-воробушки,

Серенькие пёрышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?»

- Ребята, как мы можем назвать всех птиц, которые остаются зимовать у нас и не улетают в тёплые края?

- А как называют птиц, которые улетают на юг?

(Показ иллюстраций и называние птиц детьми)

- Насекомоядные птицы с острыми маленькими клювами не могут добыть другую пищу, кроме насекомых,  поэтому они улетают.

(Дети выбирают картинку, пробуют «добыть корм» , сложенными пальчиками в виде « птичьего  клюва»)  и решают,  останется птичка или ей надо улетать)

- Жалко, что мы не можем понаблюдать, как птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края, потому что они летят в основном ночью, так безопаснее.

-Ребята, посмотрите, птицы разделились на две группы.

-Как вы думаете, почему? Затрудняетесь в ответах?

-Давайте вспомним, что едят птицы весной и летом? (Мошки, комары, насекомые)

-Много сейчас мошек, комаров?

-Птицам не хватает корма. Поэтому многие улетают в тёплые края и их называют перелётные птицы.

Закрепление нового материала:

-Синичку  накормим…

-Воробью дадим…

-Голубя и ворону  угостим…

-А красногрудому снегирю…

Итог занятия:

-Вам понравилось наше занятие?

- А что больше всего вам запомнилось?

- Какие птицы остаются у нас зимовать?

-Как мы можем помочь птицам, которые остаются с нами зимовать?

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

А сейчас, я предлагаю всем нам отправиться на  прогулку и повесить кормушку, которую сделал наш Артём со своим папой.

https://sun9-65.userapi.com/impg/ZO0th_D_0WU66vLlbWbKPK6uy3japXqbKqj6Pw/38fjBIu3gxU.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=2c8202020ab9da64c1d2884e3378482d&type=albumhttps://sun9-23.userapi.com/impg/OvV2yWppXbH1QunEHOuUL1vW2S1klhVWVWyYWw/7zqbEygw8o8.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=8f45c1c82b0f8f86cb03c56c15c0bf45&type=album

-Трудно птицам зимовать, 
Надо птицам помогать! 
Распилить я попросил 
Досочку еловую, 
Вместе с папой смастерил 
Птичкину столовую. 
А. Чепуров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Птицы осенью"

НОД в разновозрастной группе для детей с нарушением ОДА (ДЦП) «Птицы осенью»...

Конспект осенней прогулки в подготовительной группе «Образ жизни птиц осенью»

Конспект осенней прогулки в подготовительной группе "Образ жизни птиц осенью".Прогулка составлена в соответствии с ФГОС ДО....

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД в подготовительной к школе группе по рисованию «Сказочная птица»

Программное содержание: 1. Развивать мышление, предлагая детям выделять сходства и различия сказочных и реальных птиц. 2. Развивать воображение при создании сказочного образа птицы в коллективной ко...

Конспект " Обобщающая беседа о перелетных птицах. Птицы осенью."

способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, способы удовлетворения потребностей)...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...

Конспект НОД «Птицы осенью» средняя группа

Цель педагогической деятельности: уточнение и расширение представлений детей о птицах. Умение детей находить признаки сходства и различия внешнего вида птиц.Задачи:формировать представления ...