ОД "Юные экологи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Марина Александровна Дейтер

Закрепить знания детей о правильном подборе необходимых предметов для похода. Продолжать развивать интерес к лесу и его обитателям, желание стать другом природы, охранять природу. Расширить знания детей и познавательную активность средством экспериментальной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrye_zanyatie.3.doc467.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Mуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР- детский сад «Теремок»

« Юные  экологи»

                                         

     Подготовила воспитатель: Дейтер М.А.

2016 г.

Конспект открытого занятия в старшей группе.

Тема: «Юные экологи»

Цель: Сформировать  знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней.

Задачи: Закрепить знания детей о правильном подборе необходимых предметов для похода. Продолжать развивать интерес к лесу и его обитателям, желание стать другом природы, охранять природу. Расширить знания детей и познавательную активность средством экспериментальной деятельности. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, добиваться полученных результатов в ходе экспериментальной деятельности. Воспитывать понимание того, что человек должен заботиться о лесе, окликаться на просьбы, правильно вести себя на отдыхе.

Ход занятия:

Приветствие:

Воспитатель:

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.

Доброе утро, мои дорогие! Я желаю вам

дружно и весело провести этот день.

(Зал оформлен для похода в лес, для выполнения заданий в стороне расставлены столы, стулья)

Воспитатель: Проходите за столы и присаживайтесь на места.

Ребята, я хочу спросить вас,  знаете ли вы кто такие «юные экологи»?

(ответы детей)

Воспитатель:   Юные – это значит очень молодые, т.е. такие как вы. Экологи – это те люди, которые любят природу и заботятся о ней. Для них домом является не только квартиры, дома, но и лес.

 Сегодня, в это прекрасное утро, я бы хотела вместе с вами отправиться в поход.

 Ребята вы хотите отправиться в поход?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Давайте назовем его «Поход Юных экологов»

Вы согласны?

(ответы детей)

Воспитатель: Если ты в поход собрался, что возьмешь с собою, друг?

В этом надо разобраться, пылесос или утюг??

Ребята, для того что бы отправиться в лес, нам нужно собрать с собой необходимые вещи и предметы.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

 Ребятам предложены карточки с картинками - утюг, кружка, кровать, телевизор, рюкзак, ложка, карта, карандаш, соль, спички, ложка, вода, консерва, стол, машинка стиральная, компьютер, мусорный пакет. Нужно выбрать только те предметы, которые берут в поход, и обвести их в круг, крестиком зачеркнуть те, которые не берут. В завершении задания проверяют карточки  складывают предметы в рюкзак.

Воспитатель: Ну вот, наш рюкзак и готов, а вы ребята готовы?

(ответы детей)

Физкультминутка
Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнём,
Пойдут дети в   лес гулять,

Раз, два, три, четыре, пять. (шаги на месте)
За природой наблюдать. (смотрят по сторонам, влево, вправо)

Раз, два, три, четыре, пять.
Вверх на солнце посмотрели 
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присели)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (встали)

Воспитатель: Ну что же давайте отправимся в путь?

( на полу находят письмо)

Воспитатель: Ребята, посмотрите письмо, давайте прочитаем его.

(зачитывают)

Здравствуйте ребята. Я – Лесная Фея. В мой лес пришла беда! Приходили туристы, вели себя  очень шумно, и распугали всех животных и насекомых. Паук запутал все тропинки в паутины, чтоб люди сюда больше не приходили, не нарушали тишины, я тоже попала в паутину.  Помогите мне выбраться ребята. Для этого нужно попасть в мой лес и выполнить задания. Выполняя задания, вы доберетесь до меня и поможете выбраться из паутины. Приходили ребята однажды, из другого сада, но не смогли выполнить задания, у меня одна надежда на вас, на ребят из детского сада «Теремок».  Чтобы попасть в лес, нужно прочитать заклинания.

Вы готовы ребята?

(ответы детей)

Воспитатель зачитывает заклинания.


В  красивый лес мой попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса, 
Откройте поскорей глаза.

Воспитатель: Вот мы и в лесу у Феи. Ребята посмотрите, здесь все в паутине, и какой-то листочек запутался, это видимо задания от лесной Феи.

 (находят первое задание № 1 в паутине).

Воспитатель: Ребята, а что же нам делать с паутиной? (ответы детей, убрать в сторонку), давайте расстелем наш коврик для отдыха, присядем на него и прочитаем задание.

( дети достают из рюкзака коврик, расстилают и садятся на него)

Воспитатель зачитывает задание.

ЗАДАНИЕ № 1

Ответьте на вопросы

Какое сейчас время года?

Какие приметы весны вы знаете?

Какой весенний месяц идет сейчас?

А какие весенние месяцы вы знаете?

 Сколько месяцев в году?

 Сколько углов у круга?

 Сколько звезд на небе днем?

 Сколько ушей у двух мышей?

 Сколько рогов у двух коров?

 Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла)

 Назовите соседей вторника.

 Сколько хвостов у четырех котов?

Без чего не сможет расти растение?

Воспитатель: Молодцы ребята,  с первым заданием вы справились, давайте соберем наш коврик и отправимся дальше.

(убирают коврик в рюкзак)

(находят задание на дереве № 2)

Задание № 2.

Помогите лесным жителям найти свои домики.

(ребята определяют места обитания животных и распределяют их по своим местам, например белка в гнезде, дети переносят животное к дуплу и.т.д.)

Воспитатель: Ребята, давайте поможем лесным жителям.

(дети выполняют задание)

Белка под деревом

Медведь под кустом.

Заяц в берлоге.

Птица в дупле.

Лиса на дереве

Ежик на дереве.

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Воспитатель: Посмотрите, какая полянка, давайте-ка  немножко отдохнем и все вместе поиграем в интересную  игру.

Подвижная игра «Цветочек – найди свой лепесточек»

Цели: Развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, развивать цветовосприятие, внимание,  развивать память.

Детям предлагается «полянка», на которой  находятся цветы (вырезанные кружочки разные по цвету, красные, жёлтые, синие и зелёные, на кружочках имеются цветные метки, например на желтом кружочке сиреневая метка, значит, лепестки сиреневого цвета нужно собрать).  Детям необходимо подобрать  лепестки для каждого  цветка (кружочка) и соединить правильные, подходящие лепестки по цвету.

( во время игры можно включить музыку)

Воспитатель: Отдохнули? Давайте искать следующее задание, нам надо поторопиться, ведь лесная Фея нас ждет.

(проходят, находят  на пенечке ЗАДАНИЕ №3.)

ЗАДАНИЕ № 3.

Собери правильно, чем было – чем стало.

Воспитатель: Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.

 Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю немного поэкспериментировать.

 Как вы думаете, кто наплел в лесу паутинку?

(ответы детей, паук)

А кто  попадает в лесу в паутину?

(ответы детей, насекомые)

Воспитатель: А почему насекомые, попав в паутину, не могут из нее выбраться, а паучок легко по ней передвигается?

(предположения детей)

Воспитатель: Посмотрите, у меня есть паутинка.

 (воспитатель показывает заранее приготовленную модель паутинки из тонкого скотча). Возьмите силуэты насекомых и пусть ваши насекомые «попадут» в паутинку.

 (дети прикладывают своих насекомых к паутинке из скотча)

Что произошло? Почему насекомые не могут выбраться из паутинки?

Дети: Насекомые попадают в паутину и не могут выбраться, потому что паутина липкая.

Воспитатель: А почему тогда паучок не прилипает?

(предположения детей)

Воспитатель: Теперь возьмите паучков смажьте их кремом и прилепите их к нашей паутине. Получилось?

Дети: Нет.

Воспитатель: почему?

(ответы детей)

Воспитатель: Потому что у паучка на лапках выделяется жидкость кремообразная,  поэтому он и не прилипает.

А вот и последнее задание  у меня в руках.

Задание № 4.

Пройти по лесной тропинке сделать 3 шага, повернуться на право, на лево, посчитать 3 кустика.

(находят фею)

Воспитатель: Ребята посмотрите, вот и лесная Фея, давайте поскорей уберем с ее крылышек паутину.

(убирают паутину)

Сюрпризный момент – игрушечная фея взлетает с подвешенными на ниточках медалями и благодарственным письмом.

Дорогие ребята! Спасибо вам большое за помощь. Без вас я бы не выбралась. Благодаря вам мой лес словно ожил, спасибо вам большое!

Вы с успехом прошли все трудности и задания и доказали, что очень любите природу, свой дом. В этом чудесном лесу я посвящаю вас в юные экологи, и дарю вам эти медали.

(Ведущий раздает детям медали юных экологов)

( звучит музыка с пением птиц и звуками животных)

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, кажется, лесные жители нас благодарят и очень нам рады. Как вы думаете почему?

Вам понравился наш поход?

Что вам больше запомнилось?

Воспитатель:  Вот и закончился наш поход, давайте возвращаться в наш детский сад.

Конспект.

 (старшая группа)

Тема: «Ах, картошечка»

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о картофеле и его значении в жизни людей.

Задачи: Уточнить знания детей о картофеле, как о продукте питания. Закреплять с детьми названия блюд из картофеля. Развивать познавательный интерес, желание узнавать новое об окружающих нас предметах. Воспитывать уважительное и бережное отношение к продуктам питания.

Материалы и оборудование:
- 4 шт. чищеного картофеля 
- терка 
- тарелочки
- марля 
- салфетка
- Картинки с изображением картошки, ростков из картошки, проросшей картошки, посаженной картошки (со стеблем, корнями, цветами и маленькими клубнями)

Ход занятия:

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла

Ты посоли немножко

Ведь правда вкусная (картошка)

Воспитатель: Ребята, а вы знали, что раньше картофель в России не выращивали? Рос он только в Америке.

В Америке основной пищей был картофель. В его честь устраивали праздники. Цветки картофеля использовали в качестве украшения: нашивали на шляпы, платья; делали бусы, браслеты. Когда картофель привозили в другие страны, то дарили его как драгоценность богатым людям. В Россию завез картофель русский царь Пётр (показ портрета). Картошка людям очень понравилась. Теперь картошечка стала для нас вторым хлебом.

Воспитатель: Как вы думаете почему?

(ответы детей)

 Какие блюда можно приготовить из картофеля?

Дети: ответы детей.

(д/и «Назови правильно»)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, суп из картофеля какой?

Суп из картофеля – картофельный

Пюре из картофеля – картофельное

Котлеты из картофеля – картофельные

Запеканка из картофеля – картофельная

Воспитатель: Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд.

Давайте не много, разомнемся и приступим к работе.

Физминутка «Собери урожай»

-Чтобы урожай собрать, картошку нужно закопать, (делаем наклон вперёд)

-Лето наступило, солнышко сияет, и картошка наша быстро вырастает (тянемся вверх)

-Ветер сильный дует (качаем вытянутыми в стороны рукам)

-И грохочет гром (потопаем ногами)

-Снова в синем небе солнышко сияет, и картошка наша снова  вырастает (тянемся - потянемся вверх).

- Вот и выросла картошка, урожай пора собрать (делаем наклоны, убирая картофель)

Воспитатель: Ребята, вот мы и собрали урожай.

А вы хотите, еще, что - то узнать о картофеле.

А теперь возьмите по одной картошечки в руки (с корзины) и рассмотрите его.

Какого он цвета?

А какой он формы?

Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней.

Картофельные клубни отличаются друг от друга.

Картофель, какой на ощупь?

 А знаете ли вы, из чего состоит картошка? Что входит в ее состав? Хотите узнать?

(ответы детей)

В картофеле содержится интересное вещество

Сейчас мы с вами проведем опыт и узнаем, что же за вещество содержит картофель.

Опыт №1.

Воспитатель: Чтобы рассмотреть это вещество нужно натереть картофель на терке.

 Затем нужно натертый картофель выложить на марлю, которая лежит у каждого  в тарелочке.

Мне нужны две помощницы.

(воспитатель натирает картофель, девочки раздают каждому ребенку картофельную кашицу)

Воспитатель: Пока с нашей тертой картошки выделяется жидкость, мы с вами поиграем в игру.

Игра «Самый ловкий».
Ребята делятся на две команды. Им предлагается пронести на деревянной ложке картошку. Пробежать вокруг обруча и передать другому.  Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание и меньше  раз уронит корнеплод.

(дети вместе с воспитателем возвращаются к столу с натертой картофельной массой)

Воспитатель: А теперь ребята, возьмем нашу марлечку в тарелке и сделаем кулечек, затем выжмем оставшуюся жидкость. Ребята, посмотрите, и скажите, из чего же состоит наш картофель?

( ответы детей)

Воспитатель: Правильно, из мякоти и жидкости, но когда жидкость испарится, останется сыпучее вещество, которое называется – КРАХМАЛ. Оказывается в состав картофеля входит…крахмал. Когда сок испарится, он будет выглядеть так, останется один крахмал  (каждому ребенку предлагается рассмотреть крахмал).

Какого он цвета?

На что похож?

( ответы детей)

Есть ли у него запах?

У него не вкуса.

 Если нет вкуса, говорят что крахмал безвкусный.

Потрогайте его на ощупь. Что вы чувствуете?

Знаете, для чего люди используют крахмал?

(предположения детей)

Из крахмала готовят кисель. Если из смородины, значит, кисель будет какой? смородиновый. А если бы был из малины? Из клубники? Из вишни? Из сливы?

(ответы детей)

Давайте с вами поиграем в игру, а затем я вас угощу вкусным киселем из клубники.


Игра "Собери картошку"

Вот корзина, глаза закрой,

Вот картошка - собирай, не стой!

(в два обруча кладётся по 5 картошин,  вперемешку с маленькими мячами; надо закрытыми глазами, на ощупь найти картошку и положить в корзинку)

Итог занятия.

Задание № 4.

Пройти по лесной тропинке 5 шагов, за третьим кустом свернуть на право.

(находят фею)

Воспитатель: Ребята посмотрите, вот и лесная Фея, давайте поскорей уберем с ее крылышек паутину.

(убирают паутину)

Сюрпризный момент – игрушечная фея взлетает с подвешенными на ниточках медалями и благодарственным письмом.

Дорогие ребята! Спасибо вам большое за помощь. Без вас я бы не выбралась. Благодаря вам мой лес словно ожил, спасибо вам большое!

Вы с успехом прошли все трудности и задания и доказали, что очень любите природу, свой дом. В этом чудесном лесу я посвящаю вас в юные экологи, и дарю вам эти медали.

(Ведущий раздает детям медали юных экологов)

( звучит музыка с пением птиц и звуками животных)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...