НОД по познавательному развитию "Кто такие рыбы?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию "Кто такие рыбы?" познакомит детей с рыбами: особенностями их строения, способомами размножения, местами обитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
«Кто такие рыбы?»
Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.
Задачи: Образовательная: учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).
Развивающая: развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.
Материалы: слайдовая презентация «Кто такие рыбы?»
Словарная работа: уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».
Ход НОД:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?
Ответы детей: пароход, корабль, лодка.
- Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на яхте (слайд 1)
- Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно!Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор…(дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).
- И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»).(слайд 2)
- Ребята, как вы думаете, что это за водоем?
Ответы детей: река, пруд, озеро.
- Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!
- Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.
- Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.
Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.
- Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.
Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.
- Ребята, а что вы знаете про рыб? А хотите я вам про них расскажу?(слайд 3)
- Давайте, для начала узнаем, как устроены рыба.
- Скажите, а где живут рыбы? (слайд 5)
- На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)
- Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
На дне лежит один плоский блин. (Камбала)
- Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.
Драчун и забияка, живет в воде,
Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)
- Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.
Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)
- Щука – одна из крупных речных рыб.
Живу глубоко. Плыву легко,
Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)
- Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.
Я всеми и всегда узнаюсь без труда.
Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)
- Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.
Игра называется «Что мы знаем о рыбах».
- Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)
- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)
- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)
- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)
- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)
- Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)
- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)
- Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)
- Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)
- Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)
- Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)
- Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)
- А сейчас немножко давайте отдохнем.
Физкультминутка «Рыбка в озере жила».
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла,
(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)
Хвостиком виляла,
Корм себе искала.
(прыгаем ноги в стороны, вместе)
Возле берега червяк,
Извивается вот так,
(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)
Рыбка подплывает,
Червяка хватает.
(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))
Дернул леску рыбачек,
Да сорвался червячок,
(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)
Рыбка не попалась,
С червяком осталась.
(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)
- Продолжаем, игра «Куда поплывет рыбка».
- Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)
- Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)
- Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)
- Молодцы ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для стар.гр. по познавательное развитие "Такие разные кошки"
Упражняем детей в составлении описательных рассказов по плану воспитателя....
КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"
Конспект в первой младшей группе по познанию...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-574827-1425044748.jpg)
Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию "Такая разная одежда"
В данном занятии формируем представление детей о свойствах бумаги и ткани...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-574827-1425044748.jpg)
Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию "Такая разная одежда"
В данном занятии формируем представление детей о свойствах бумаги и ткани...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-875565-1484123231.jpg)
Конспект НОД в старшей группе по Познавательному развитию " Такой разный театр"
«Театр – это волшебный мир,в котором ребенок радуется, играя,а играя, познает окружающее…»О.П.Радынова...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-224482-1381856007.jpg)
Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/01/picture-718865-1448991894.jpg)
Технологическая карта НОД по познавательному развитию "Такой разный песок".
Тема НОД: Такой разный песок. ...