Проект «РЯБИНКА» для детей младшей группы
проект по окружающему миру (младшая группа)

Пенкина Оксана Александровна

Наш детский сад расположен в живописнейшем месте и окружён огромным разнообразием растений, среди которых есть и рябинки, растущие целой аллеей, поэтому и возникла мысль создать проект с детьми младшей группы именно о рябине, чтобы дети знали о ней как можно больше. Рябинки воспитанники видят на территории нашего детского сада ежедневно, что позволяет малышам,  наблюдать за ними в разное время года, не выходя за пределы дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ryabinka_2021-2022.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Проект: «РЯБИНКА»

(Для детей младшей группы  «Звездочки»)

Разработчик: воспитатель Пенкина О.А.

Срок реализации: 2021-2022 учебный год.

       Актуальность темы:

 Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени.

 Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встреча с природой помогает формировать у воспитанников реалистичные знания об окружающем мире. Если мы научим детей любить и беречь природу, то  осознание ценности растений (в данном случае рябинки) для людей поможет подрастающему поколению избежать экологических кризисов в будущем.

Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит её красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь увидеть ребёнку то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чём её польза.

          Наш детский сад расположен в живописнейшем месте и окружён огромным разнообразием растений, среди которых есть и рябинки, растущие целой аллеей, поэтому и возникла мысль создать проект с детьми младшей группы именно о рябине, чтобы дети знали о ней как можно больше. Рябинки воспитанники видят на территории нашего детского сада ежедневно, что позволяет малышам,  наблюдать за ними в разное время года, не выходя за пределы дошкольного учреждения.

          Проблема:

        Недостаточность знаний у дошкольников о рябинке, о её значении в жизни человека. 

Цель проекта: 

Формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников на примере ознакомления с рябиной.

Задачи:

  • Познакомить детей с рябинкой, её особенностями;
  • Учить детей различать по внешнему виду (коре, листьям, плодам) рябинку;
  • Развивать у дошкольников представления о ценности природы и о том, что нас окружает;
  • Развивать познавательную активность;
  • Заложить у детей основы экологической грамотности через воспитание любви к родной природе и бережного отношения к ней.

Принципы:

  •  Краеведения;
  • Системности;
  • Научности и доступности понятий;
  • Природосообразности;
  • Воспитательной ценности знаний.

Гипотеза:

        Познавательная деятельность детей при ознакомлении с рябинкой должна нести комплексный характер, то есть включать в себя разнообразные виды деятельности (специально – организованные занятия, игры, наблюдения, прогулки, экскурсии, развлечения, экспериментальную деятельность, а результаты её должны фиксироваться в художественно – продуктивной деятельности, иначе знания детей останутся поверхностными, неполными).

         Предполагаемый результат:

  1. Умение находить и отличать рябинку среди других деревьев.
  2. Заботливое отношение к растениям.
  3. Умение видеть красоту рябинки в разное время года.
  4. Использование некоторых полезных свойств рябины для укрепления здоровья.
  5. Развитие творческих способностей в процессе совместной деятельности со взрослыми.

                                     

Комплексно-тематическое планирование:

Время года

Содержание работы

Итоговые мероприятия

Осень

Формировать элементарные представления о жизни рябины осенью. Развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к родной природе.

Сбор осенних рябиновых листьев и создание коллективной работы «Осенний ковер»

Зима

Формировать элементарные представления о жизни рябины зимой. Развивать умение сравнивать, воспитывать бережное отношение к родной природе.

Выставка детского творчества «Красавица рябинка зимой»

Весна

Формировать элементарные представления о жизни рябины весной. Содействовать развитию интереса детей к родной природе. Воспитывать экологическую культуру.

Развлечение «Скоро лето».

                                    Перспективный план:

Тема:

Цель:

Форма поведения:

Сроки проведения:

                            Сентябрь:

1

« В гости к рябинкам».

Познакомить с деревом, обратить внимание на форму листиков, на цвет, ствол, ветки, ягоды. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к родной природе.

Экскурсия в рябиновую аллею.

08.09.

2021

2

«Красавица -  рябинка»

Расширять знания о рябине. Учить делиться впечатлениями, полученными на экскурсии. Развивать речевую активность.

Целевая прогулка.

15.09.2021

3

« Какое оно - дерево рябина?»,

Закреплять знания о рябине. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя по теме. Способствовать воспитанию экологического мышления.

Беседа

22.09.2021

4

«Чудесный сундучок».

Учить детей правильно собирать природный материал, не нанося ущерб растениям. Воспитывать трудолюбие, любовь к родной природе.

Сбор природного материала (опавшие веточки, красивые листочки, плоды рябины)  

29.09.2021

                            Октябрь:

1

«Рябина осенью»

Познакомить детей с изменениями в жизни рябинки в осенний период. Развивать познавательный интерес. Воспитывать умение радоваться красоте осенней рябинки.

Тематическая прогулка.

06.10.

2021

2

«Витамины для птиц»

Привлечь детей к сбору ягод рябины для корма птиц в зимний период. Воспитывать желание заботиться о птицах. Способствовать трудовому воспитанию.

Сбор ягод рябины для корма птицам зимой.

В течении всего месяца.

3

«Про рябинку»

Способствовать развитию желания узнать что-то новое. Воспитывать умение замечать прекрасное в окружающем.

Рассматривание иллюстраций и беседа по ним.

13.10.2021

4

«Отыщи рябинку»

Учить детей отличать рябинку от других деревьев по внешнему виду, по форме листьев, по плодам. Развивать внимание, память, мышление.

Исследовательская деятельность.

20.10.2021

5

«Осенний ковёр»

Учить детей принимать активное участие в коллективном творческом деле. Развивать фантазию, творческие способности. Воспитывать эстетический вкус.

Коллективная аппликация .

27.10 2021

                            Ноябрь:

1

«В гости к рябинке»

Побуждать детей к творческому проявлению в игре, игровому общению со сверстниками.

Игровая ситуация.

03.11.2021

2

«Сделаем мир чище»

Формировать потребность содержать в чистоте территорию детского сада. Способствовать трудовому воспитанию.

Экологическая акция (собрать поломанные палочки, сгрести сухие листья в кучи).

10.11.

2021

3

«Как рябина готовится к зиме».

Формировать умение делиться информацией со сверстниками. Закладывать основы экологической грамотности.

Устный журнал (домашнее задание).

17.11.

2021

4

«Полечим белочку»

Познакомить детей с лечебными свойствами рябинки. Способствовать развитию экологического мышления.

Просмотр презентации.

24.11.2021

                             Декабрь:

1

 «Почему рябинку нужно беречь?»

Развивать логическое мышление, умение рассуждать на предложенную тему. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Решение проблемной ситуации.

01.12.

2021

2

«Строение рябинки».

Познакомить детей со строением рябинки. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать экологическую культуру.

Просмотр презентации и беседа.

08.12.2021

3

«Рябинка зимой».

Формировать элементарные представления о жизни рябинки зимой. Развивать умение радоваться красоте родной природы в зимний период.

Тематическая экскурсия в рябиновую аллею.

15.12.2021

4

«Русский лес».

Расширять кругозор детей. Воспитывать любовь к родной природе.

Рассматривание иллюстраций, беседа.

22.12.

2021

5

«Собери рябинку», «Собери листочки и ягоды на рябине», «Подбери по высоте».

Способствовать развитию экологического мышления детей и основ экологических знаний.

Дидактические игры.

29.12.2021

                            Январь

1

«Про рябинку».

Воспитывать любовь к художественной литературе, а через неё – любовь к родной природе.

Чтение стихотворений, рассказов о рябинке.

12.012022

 2

«Как мы можем позаботиться о рябинке зимой?»

Формировать трудовые умения и навыки. Воспитывать заботливое отношение к родной природе.

Труд в природе (сгребание снега к корням).

19.01.2022

3

«Ягоды рябины».

Учить детей рисовать гроздь рябины с помощью мятой бумаги. Развивать аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.

Рисование в нетрадиционной технике.

26.01.2022

                            Февраль

1

«Как зимой узнать рябинку?»

Продолжать учить детей отличать рябинку от других деревьев по внешнему виду, по веточкам, по цвету коры. Развивать познавательный интерес.

Исследовательская деятельность.

02.02.

2022

2

«Урок мышления».

Развивать логическое  мышление, внимание, память, речевую активность.

Отгадывание загадок о деревьях.

09.02.2022

3

«Выложи как я», «Красивый коврик».

Развивать мелкую моторику, мышление, фантазию. Воспитывать эстетический вкус.

Игры с высушенными листочками рябины.

16.02.

2022

4

«Красавица рябинка зимой»

 Развивать творческие способности детей. Воспитывать эстетический вкус и любовь к родной природе.

Выставка детского творчества.

14.0– 28.02

2022

                            Март

1

«Есть ли у рябинки друзья?»

Учить детей рассуждать на предложенную тему. Развивать логическое мышление, речевую активность.

Логическая задачка.

02.03.

2022

2

«Про рябинку».

Формировать у детей познавательный  интерес к художественным произведениям.

Чтение художественных произведений про рябину.

09.03.

2022

3

«Путешествие Мишустика»

Расширять кругозор детей. Закреплять и уточнять знания детей о рябинке. Воспитывать экологическую культуру.

Мультфильм для малышей про рябинку.

16.03.2022

4

«Чем полезна рябинка»

Расширять и уточнять знания детей о полезных свойствах рябинки и её плодов.

Беседа с использованием слайдов на интерактивно доске.

23.03.

2022

5

«Чего не стало?», «Большой – маленький», «Подбери листочек».

Способствовать развитию логического мышлении детей и основ экологических знаний. Формировать познавательный интерес.

Дидактические игры.

30.03.

2022

                            Апрель

1

«Рябинка весной».

Формировать элементарные представления о жизни рябинки весной. Развивать познавательный интерес. Воспитывать экологическую культуру.

Познавательное занятие.

06.04.

2022

2

«Так бывает или нет?»

Учить детей отличать реальные явления в природе, связанные с рябинкой от вымышленных. Развивать логическое мышление, сообразительность.

Решение логических задачек.

13.03.

2022

3

«У рябинки, у ворот водят детки хоровод».

Учить выполнять движения под музыку. Воспитывать любовь к родной природе, через музыкальную деятельность.

Разучивание хоровода.

20.03.2022

4

«В предгорьях Алтая»

Показать детям многообразие растительного мира на территории Алтайского района. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор детей. Воспитывать любовь к родной природе.

Виртуальная экскурсия.

27.03.2022

                            Май

1

«Азбука безопасности».

Учить детей осознанному, экологически правильному поведению в природе. Воспитывать экологическую культуру.

Беседа о правилах поведения в природе.

04.05.

2022

2

«В гости к рябинке».

Отметить изменения, произошедшие с рябинкой в данный период. Воспитывать экологическую культуру.

Экскурсия в весенний дендрарий.

11.05.2022

3

«Красавица рябинка весной».

Учить детей рисовать рябинку в разных техниках и разными материалами (карандашами, акварелью, гуашью, восковыми мелками и др.). Воспитывать художественный вкус.

Рисование рябинки в разных техниках и разными материалами.

18.05.2022

4

«Скоро лето!»

Воспитывать желание принимать активное участие в развлечении у всех детей создать у воспитанников радостное настроение.

Развлечение.

25.05.

2022

                               Партнерство с родителями.

  1. Участие в экологических акциях «Сделай мир чище», «Сделай мир красивее»;
  2. Консультации: «Полезные свойства рябинки», «Кулинарные рецепты с использованием плодов рябины»;
  3. Беседы;
  4. Совместное с детьми участие в выставках детского творчества «Красавица рябинка зимой», «Красавица рябинка весной».

Формы работы с детьми

Методы

Целевые прогулки

Экскурсии

Беседы

Дидактические игры

Продуктивная деятельность

Развлечения

Индивидуальная работа

Объяснение

Рассматривание

Обследование

Наблюдение

Показ

Экспериментирование

Проблемные ситуации

Предметно-пространственная среда

В группе

На участке

Тематический сменный материал в уголке природы

Книжный уголок (подбор книг и иллюстраций)

Настольно-печатные игры

Дидактические игры

Уголок изобразительного творчества

Выставка детского творчества

Гербарий

Дендрарий

Экологическая тропа

Оборудование для трудовой деятельности

Оформление участка подделками из природного материала

                          Используемая литература:

  1. Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие. Под ред. Прохоровой Л.Н. Москва 2004.
  2. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2008.

      3. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. Экологические проекты в

            Детском саду. Волгоград: Учитель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Вода" для детей младшей группы детского сада

                      Проект «ВОДА»                     Проект реализуется с д...

Театрализованное представление " Курочка Ряба" для детей младших групп

В театрализованном представлении принимают участие взрослые и дети....

ПРОЕКТ Тема: «Здоровьесбережение детей младшей группы»

ull;Вид проекта: творческий, познавательно- игровой.•Название проекта: «ЗдоровейКа».•           Проблема: дети не имеют достат...

Проект "Развитие речи детей младшей группы на материале русской народной сказки «Колобок»"

ПроектРазвитие речи детей  младшей группы на материале русской народной сказки«Колобок»...

Сценарий сказки-драматизации "Курочка ряба" для детей младшей группы

Сценарий сказки-драматизации "Курочка  ряба" для детей младшего возраста...

Проект «Космос» — знакомство детей младшей группы с праздником День космонавтики.

Вид деятельности: проектнаяВозрастная группа: 1 младшаяТема проекта: 12 апреля – день космонавтики.Цель проекта: познакомить с праздником «день космонавтики», спо...

К О Н С П Е К Т организованной образовательной деятельности на тему: «Курочка Ряба» (для детей младшей группы) с использованием технологии мнемотехника

К О Н С П Е К Торганизованной образовательной деятельности на тему:«Курочка Ряба»(для детей младшей группы)с использованием технологии мнемотехника...